Пилотажное исследование ценностных ориентаций воспитателя как фактора, формирующего нравственную сферу личности старшего дошкольника
Конференция: LIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Общая психология, психология личности, история психологии.
LIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Пилотажное исследование ценностных ориентаций воспитателя как фактора, формирующего нравственную сферу личности старшего дошкольника
PILOT STUDY OF THE VALUE ORIENTATIONS OF THE EDUCATOR AS A FACTOR THAT FORMS THE MORAL SPHERE OF THE PERSONALITY OF AN OLDER PRESCHOOLER
Anastasia Lavrova
Master's student, Voronezh State Pedagogical University, Russia, Voronezh
Аннотация. В настоящей статье автором представлены результаты пилотажного исследования ценностных ориентаций воспитателя как фактора, формирующего нравственную сферу личности старшего дошкольника. Были выявлены следующие ценностные ориентации воспитателя как саморазвитие, духовная удовлетворённость, доброта и социальные достижения, представления о значимости нравственных мотивов и принципов для общества, а также обязательность соблюдения нравственных норм и правил. Именно данные ценностные ориентации воспитателя явились определяющими в формировании компонентов нравственной сферы личности старшего дошкольника.
Abstract. In this article, the author presents the results of a pilot study of the value orientations of the educator as a factor that forms the moral sphere of the personality of an older preschooler. The following value orientations of the educator were identified as self-development, spiritual satisfaction, kindness and social achievements, ideas about the importance of moral motives and principles for society, as well as the obligation to comply with moral norms and rules. It is these value orientations of the educator that were decisive in the formation of the components of the moral sphere of the personality of the older preschooler.
Ключевые слова: ценностные ориентации; нравственная сфера личности дошкольника; старшие дошкольники.
Keywords: value orientations; moral sphere of a preschooler's personality; older preschoolers.
В настоящее время нравственная сфера дошкольника находится в зависимости от нравственной культуры и степени нравственного становления каждого человека в целом. Все компоненты нравственной сферы личности, чаще всего, закладываются в детстве. Дошкольный возраст играет решающую роль в становлении личности, в котором создается соответственное нормативное поведение, усваиваются нравственные стандарты и ценности [1, с. 128]. Главной функцией дошкольной группы является формирование модели нравственной сферы личности старшего дошкольника, с которой дети войдут в личную жизнь, которая позволит включиться в процесс социального становления. Воспитатель является тем, кто задает зону ближайшего и более отдаленного нравственного развития для ребенка [2, с. 10]. В дошкольном возрасте подражания представляет обобщенную модель поведения взрослого. «Имитация по своей сути является механизмом построения ориентировочного образа и понимается исследователями как основной источник новых актов поведения и эффективная стратегия научения» [3, с. 75]. Объектом нашего пилотажного исследования является нравственная сфера личности старшего дошкольника. Предметом исследования: ценностные ориентации воспитателя как фактор, формирующий нравственную сферу личности старшего дошкольника. Цель нашего исследования состояла в характеризации ценностных ориентаций воспитателя как фактора, формирующего нравственную сферу личности старшего дошкольника. Мы выдвигаем предположение о том, что такие ценностные ориентации воспитателя как саморазвитие, духовная удовлетворённость, доброта и социальные достижения, представления о значимости нравственных мотивов и принципов для общества, а также обязательность соблюдения нравственных норм и правил являются определяющими для формирования нравственной сферы личности старшего дошкольника.
В своем исследовании мы опираемся на работы Н. В. Мельниковой и А. В. Капцова, Л. В. Карпушиной. В их работах содержится обоснование нравственной сферы личности дошкольника и описание ценностных ориентаций воспитателей, компоненты нравственной сферы личности воспитателей оказываются значимой социальной категорией, задающей направление и содержание личностного развития дошкольника. Используемые понятия в нашем пилотажном исследовании: Н. В. Мельникова [4, с. 110] формулирует понятие «нравственная сфера личности дошкольника – как объединенное взаимодействие: когнитивного (нравственное сознание); эмоционального (нравственные чувства, эмпатические проявления в нравственных отношениях); поведенческого (нравственное поведение, поступки и действия их мотивационной направленности) компонентов в личностной сфере, обеспечивающее единство нравственного сознания и поведения». Современные исследователи А. В. Капцов и Л. В. Карпушина [5, с. 27] дают следующее определение: «ценностные ориентации − это относительно устойчивая, социально обусловленная направленность личности на те или иные цели, имеющие для нее смысложизненное значение, выражающиеся в виде каких-либо личностных качеств, образцов поведения и являющиеся относительно независимыми от наличных ситуаций». Пилотажное исследование проводилось в городе Воронеж на базе МБДОУ № 161 «Центр развития ребёнка − детский сад № 161», было всего 44 испытуемых: 40 детей дошкольного возраста 6-7 лет (из них 20 мальчиков и 20 девочек) и 4 педагога-воспитателя (все женщины от 30 до 55 лет). Для подтверждения нашей гипотезы мы использовали следующие методики исследования: диагностика нравственной сферы личности старшего дошкольника по методикам: «Закончи историю» авторов Г. А. Урунтаевой и Ю. А. Афонькиной, «Сюжетные картинки» авторов Л. Г. Матвеевой и В. Г. Выбойщик, «Какой я?» автора Р. С. Немова в модификации О. С. Богдановой; диагностика ценностных ориентаций воспитателей по методикам: «Ценностный опросник» Ш. Шварца и МТЖЦ «Морфологический тест жизненных ценностей» авторов В. Ф. Сопова Л. В. Карпушиной.
В результате проведенного нами пилотажного эмпирического исследования мы можем сделать следующие выводы. У педагогов-воспитателей, ярко выражены когнитивный и поведенческий компоненты нравственной сферы личности. Это раскрывается в таких категориях ценностных ориентаций как саморазвитие, духовная удовлетворённость, доброта и социальные достижения, представления о значимости нравственных мотивов и принципов для общества, а также обязательность соблюдения нравственных норм и правил. Эмоциональный компонент у воспитателей находится на низком уровне, он выражен в неустойчивости проявлений нравственных чувств, в нестабильной и изменчивой демонстрации эмпатии.
Дошкольники также показали высокий уровень развития когнитивного и поведенческого компонентов нравственной сферы личности старшего дошкольника. Они имеют достаточный уровень понимания, осознания нравственных норм, у них сформированы представления о ценностных ориентациях. Эмоциональный компонент нравственной сферы личности старших дошкольников также находится на низком уровне. Дошкольники не способны на выражение нравственных чувств и эмоций, не способны к сопереживанию.
Таким образом, гипотеза нашего исследования, подтвердилась, а именно, что такие ценностные ориентации воспитателя как саморазвитие, духовная удовлетворённость, доброта и социальные достижения, представления о значимости нравственных мотивов, поступков, а также обязательность соблюдения нравственных норм и правил являются определяющими для формирования нравственной сферы личности старшего дошкольника.