Статья:

ВЗАИМОСВЯЗЬ СТИЛЯ РОДИТЕЛЬСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ РОДИТЕЛЕЙ В СЕМЬЯХ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОВЗ

Конференция: LXXIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Медицинская психология

Выходные данные
Краснова О.В. ВЗАИМОСВЯЗЬ СТИЛЯ РОДИТЕЛЬСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ РОДИТЕЛЕЙ В СЕМЬЯХ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОВЗ // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам LXXIII междунар. науч.-практ. конф. — № 6(73). — М., Изд. «МЦНО», 2023.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ВЗАИМОСВЯЗЬ СТИЛЯ РОДИТЕЛЬСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ РОДИТЕЛЕЙ В СЕМЬЯХ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОВЗ

Краснова Ольга Вячеславовна
магистрант, ЧОУ ВО Казанский инновационный университет им. В.Г. Тимирясова (ИЭУП), РФ, г. Казань

 

THE RELATIONSHIP BETWEEN THE STYLE OF PARENTING AND THE PSYCHOLOGICAL HEALTH OF PARENTS IN FAMILIES RAISING CHILDREN WITH DISABILITIES

 

Olga Krasnova

Graduate student, Kazan Innovative University named after V.G. Timiryasov (KIU), Russia, Kazan

 

Аннотация. Воспитание детей с ограниченными возможностями является сложной задачей для родителей, которые испытывают сильный родительский стресс. В статье рассматривается взаимосвязь стиля родительского воспитания и психологического здоровья родителей в семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.

Abstract. Raising children with disabilities is a difficult task for parents who experience severe parental stress. The article examines the relationship between the style of parenting and the psychological health of parents in families raising children with disabilities.

 

Ключевые слова: воспитание; ограниченные возможности здоровья; родительский стресс; психология; развитие ребенка.

Keywords: education; limited health opportunities; parental stress; psychology; child development.

 

Воспитание детей с ограниченными возможностями — это важная задача, которая требует большой внимательности и терпения. Каждый ребенок уникален, и когда речь идет о детях с ограниченными возможностями, тогда это еще более важно.

Одна из важных задач при воспитании таких детей - помочь им преодолеть свои физические и психические ограничения и развить свой потенциал. Важно помнить, что не все дети с ограниченными возможностями одинаковы - у каждого ребенка есть свои сильные и слабые стороны, и правильное воспитание должно учитывать все это [2].

Одна из главных задач воспитателей и родителей - создать благоприятную среду для ребенка. Это может включать в себя социальные, медицинские и психологические услуги, помощь в обучении, физических упражнениях и играх. Важно помнить, что каждый ребенок является уникальным, и необходимо учитывать его индивидуальные потребности и интересы.

Важно помнить, что дети с ограниченными возможностями нуждаются в любви, поддержке и поощрении. Они могут столкнуться с различными проблемами, но социальное и эмоциональное благополучие являются ключевыми для их успеха. Необходимо поддерживать таких детей во всем, что они делают, и не забывать, что они могут достичь многого.

В итоге воспитание детей с ограниченными возможностями может быть непростым, но это важная задача, которая может принести огромное удовлетворение и радость. Важно помнить, что каждый ребенок является уникальным, и необходимо индивидуальный подход к их воспитанию. Однако, если мы дадим этим детям любовь, поддержку и поощрение, то они смогут достичь больших результатов и будут чувствовать себя уверенно в своей жизни.

Родительский стресс относится к ряду процессов, которые приводят к негативным психологическим и физическим реакциям на попытки соответствовать требованиям воспитания. Это особый вид давления, которое испытывают родители, когда берут на себя родительские обязанности. Родители детей с отклонениями в развитии (например, умственной отсталостью, аутизмом, церебральным параличом, нарушениями зрения, слуха, СДВГ), как правило, испытывают больший родительский стресс, чем другие. Перечислим виды родительского стресса:

- стресс из-за необходимости уделять больше внимания и времени ребенку с ограниченными возможностями, что может приводить к усталости и изнурению;

- стресс из-за неспособности справиться с повседневными задачами, такими как уход за ребенком, частые походы в больницу, а также из-за ограничений в повседневной жизни, связанных с возможностями ребенка;

- стресс из-за неспособности понимать и удовлетворять потребности ребенка, особенно в случае, если эти потребности противоречат обычному образу жизни семьи;

- стресс из-за чувства вины и беспомощности при невозможности помочь ребенку в его проблемах и страданиях;

- стресс из-за чувства отчужденности и непонимания со стороны окружающих, которые не всегда могут понять сложность ситуации и требования, которые предъявляются к семьям с детьми с ограниченными возможностями [1].

Родительский стресс может негативно повлиять на развитие детей, прямо или косвенно. На это непосредственно влияют поведенческие факторы у детей. Для родителей, испытывающих высокий уровень родительского стресса, это может ухудшить их восприятие инвалидности и их реакцию на детей, тем самым влияя на развитие навыков их ребенка.

Например, дети с аутизмом демонстрируют больше поведенческих проблем, чем дети без аутизма; родители детей с аутизмом испытывали более высокий уровень родительского стресса. Более того, родительский стресс также тесно связан с тяжестью инвалидности детей. Родители детей с ограниченными возможностями, испытывающие высокий родительский стресс, могут страдать от психологического дистресса или других психических заболеваний.

Эффективность воспитания проистекает в основном из концепции самоэффективности. Основываясь на теории социального познания, эффективность воспитания — это суждение индивида о своей способности влиять на развитие ребенка и окружающую среду в родительских практиках [5].

Эффективность воспитания считается основным фактором, определяющим родительское поведение, и тесно связана с результатами развития ребенка и его психологической адаптацией. Родители с более высокой эффективностью воспитания считают, что они обладают хорошими родительскими способностями, могут выполнять родительские задачи и оказывать положительное влияние на развитие детей. В частности, повышение эффективности родительского воспитания может значительно улучшить развитие детей с ограниченными возможностями.

Эффективность воспитания имеет тесную взаимосвязь с родительским стрессом, поскольку они имеют одинаковый эмпирический фон, а родительский стресс может со временем изменять эффективность воспитания. Хотя взаимосвязь между родительским стрессом и эффективностью родительского воспитания была установлена, лежащие в основе механизмы между родительским стрессом и эффективностью родительского воспитания для родителей детей с ограниченными возможностями все еще остаются неясными.

Социальная поддержка относится к восприятию или опыту индивида того, что о нем заботятся, его уважают и включают во взаимоподдерживающую социальную сеть, которая приносит пользу физическому и психическому здоровью [5].

Эмпирические исследования показали, что существует значительная отрицательная корреляция между родительским стрессом и социальной поддержкой родителей детей с ограниченными возможностями. Во время пандемии COVID-19 меньшая социальная поддержка, а также психологические и поведенческие проблемы у родителей с детьми-инвалидами были в значительной степени связаны с более высоким уровнем родительского стресса [4].

Необходимо подчеркнуть, что во время пандемии COVID-19 многие реабилитационные центры и специальные учебно-реабилитационные центры для детей-инвалидов замедлили свою деятельность в ответ на меры социального дистанцирования, проводимые с целью снижения распространения инфекции среди населения. Недостаточно внимания уделялось профилактике психической, социальной и эмоциональной уязвимости детей.

Социальная поддержка может значительно повысить восприятие людьми собственной эффективности. Существует положительная связь между социальной поддержкой и эффективностью воспитания. Эти исследования показали, что родительский стресс, социальная поддержка и эффективность воспитания тесно связаны друг с другом у родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями, и социальная поддержка может опосредовать связь между родительским стрессом и эффективностью воспитания у этих родителей.

Таким образом, важно понимать, что дети с ограниченными возможностями не являются менее способными, чем другие дети. Они просто нуждаются в более тщательном и индивидуальном подходе к обучению и воспитанию. Родители и педагоги должны понимать особенности каждого ребенка и находить подходящие методы обучения и воспитания.

Один из главных аспектов воспитания детей с ограниченными возможностями – это создание благоприятной и безопасной среды для их развития. Ребенку нужно чувствовать себя в безопасности и защищенности, что поможет ему проявлять свои таланты и способности. Важно также не ставить перед ними неосуществимые цели и не создавать лишнего давления, так как это может только ухудшить ситуацию [3].

Эмоциональная поддержка также очень важна для детей с ограниченными возможностями. Родители и педагоги должны использовать позитивный подход и внимание к каждому ребенку. Необходимо помнить, что у таких детей часто возникают эмоциональные проблемы, и поддержка в их решении – ключевой момент.

Один из способов помочь детям с ограниченными возможностями – это находить индивидуальный подход к каждому из них. Различные дети могут иметь различные потребности и из этого следует делать выводы о том, каким образом нужно их воспитывать и обучать. Важно также помогать детям с ограниченными возможностями в определении своих целей и достижении их. Родители и педагоги должны наставлять и направлять детей, помогать им в принятии решений и показывать, что они могут достичь успеха, несмотря на свои ограничения [3].

В целом, воспитание детей с ограниченными возможностями – это сложный и трудный процесс, но, если он проводится с заботой и вниманием, дети смогут развиваться и расти, добиваясь успеха в различных областях жизни. Важно понимать, что каждый ребенок уникален и имеет свой собственный путь в жизни, и задача родителей и педагогов – помочь ему найти свой путь и достичь своих целей.

 

Список литературы:
1. Аникина В.О., Пшонова К.А. Взаимосвязь родительских компетенций, эмоционального состояния и уровня родительского стресса матерей детей дошкольного и младшего школьного возраста // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. Т. 7, № 6. URL: https://mir-nauki.com/PDF/59PSMN619.pdf (дата обращения: 01.10.2022). 
2. Дьячкова  Е.С., Баяндина  Т.В. Психологические особенности матерей, воспитывающих детей с ОВЗ и инвалидностью // Медицинская психология в России. 2021. T. 13, № 3. C. 8–16. https://doi. org/10.24412/2219-8245-2021-3-8
3. Ким К.А., Кадыров Р.В. Групповая схема-терапия в снижении стресса родителей, воспитывающих ребенка с ОВЗ // Вестник Кемеровского государственного университета. 2022. Т. 24, № 4. С. 517–524.
4. Мисиюк Ю.В., Тихонова И.В. Русскоязычная версия «Шкалы родительского стресса»: результаты первичной оценки внутренней надежности и валидности // Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 9. С. 58– 66. URL: https://doi.org/10.24158/ spp.2022.9.9 (дата обращения: 12.09.2022).
5. Семенова Л.Э., Серебрякова Т.А., Семенова В.Э., Родионова И.В. Особенности родительского отношения и родительской позиции отцов и матерей детей раннего возраста // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59. С. 482–485. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35130137 (дата обращения: 20.10.2022).