Статья:

Сиблинговые отношения в контексте семейного воспитания

Конференция: XLIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Психология развития, акмеология

Выходные данные
Волошина Е.Ю., Косикова Л.В. Сиблинговые отношения в контексте семейного воспитания // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XLIII междунар. науч.-практ. конф. — № 9(43). — М., Изд. «МЦНО», 2020. — С. 16-21.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Сиблинговые отношения в контексте семейного воспитания

Волошина Екатерина Юрьевна
магистрант, Южный федеральный университет, РФ, г.Ростов-на-Дону
Косикова Людмила Валентиновна
канд. психол. наук, доцент, Южный федеральный университет, РФ, г.Ростов-на-Дону

 

SIBLING RELATIONSHIPS IN THE CONTEXT OF FAMILY EDUCATION

 

Ekaterina Voloshina

Master’s student South Federal University, Russia, Rostov-on-Don

Lyudmila Kosikova

Candidate Psychological Sciences, Associate Professor Southern Federal University, Russia, Rostov on Don

 

Аннотация. В настоящей статье нами рассматривается феномен сиблинговых взаимоотношений в контексте семейного окружения. Описываются различные подходы к рассмотрению феномена сиблинговых взаимоотношений, также уделено внимание содержанию сиблинговой позиции в семейной системе, конфликтности таких отношений. Особое внимание уделено тому, каким образом фактор родительского отношения влияет на взаимоотношения между сиблингами. Сиблинговые и семейные системы рассмотрены как единый психологический феномен, имеющий свои закономерности развития и функционирования.

Abstract. In this article we consider the phenomenon of sibling relationships in the context of a family environment. Different approaches to the phenomenon of sibling relationships are described, and attention is paid to the content of sibling position in the family system, the conflict of such relationships. Special attention is paid to how the parent factor affects the relationship between siblings. Sibling and family systems are considered as a single psychological phenomenon that has its own laws of development and functioning.

 

Ключевые слова: семья; родители; сиблинги; возраст; братско-сестринские отношения; детско-родительские отношения; конфликт; система.

Keywords: family; parents; siblings; age; fraternity-sisterhood; child-parental relations; conflict; system.

 

В рамках данной статьи нами рассматривается круг вопросов, касающийся теоретических аспектов сиблинговых отношений в рамках семейных систем. Если обращаться к сущности основного понятия, можно констатировать следующее. Сиблинговыми называются братско-сестринские отношения в семье от английского «sibling» - брат или сестра, дети одних родителей. В ряду этих работ можно выделить исследования, посвященные особенностям личности и здоровья детей; стилям их воспитания и трудностям воспитания в семье; отношениям детей с родителями и прародителями; собственно взаимоотношениям сиблингов, в том числе и близнецов между собой [7]. Нами не подвергается сомнению тот факт, что сиблинговые взаимоотношения – это одни из самых длинных и важных отношений в жизни человека. Как отметил Марсель Руффо (Marcel Rouffaud, 2006) [6], отношения между братьями и сестрами в среднем существенно более продолжительны, чем отношения между родителями и детьми: как правило, брат или сестра взаимодействуют в целом дольше, чем сын или дочь. В рамках всех долгосрочных отношений существует множество факторов, которые влияют на них, но особенность отношений между братьями и сестрами заключается в том, что они начинаются в достаточно закрытой системе, в которой у ребенка, по сути, отсутствует свобода выбора в отношении пола / характера его сиблинга и того, какое внимание он будет уделять своим родителям. Кроме того, отношения между братьями и сестрами основываются на общих родителях, где они живут и их окружении[5]. С психологической точки зрения, отношения между братьями и сестрами имеют двойную природу. С одной стороны, эти отношения взаимосвязаны: отношения братьев и сестер следует рассматривать, прежде всего, как подсистему семьи, члены которой объединены очень тесными связями (эмоциональными, бытовыми и т.д.), а также условиями развития и воспитания, семейными ценностями и традициями. С другой стороны, брат или сестра, особенно близкие по возрасту – это, по сути, отношения со сверстниками, т.е. не со взрослыми (какой бы ни была разница в возрасте между ними). Кроме того, братья и сестры могут оказывать сильное влияние на семейную систему, преобразуя ее каким-то образом. Это еще одна характеристика сиблинговых взаимоотношений.

Долгое время предметом исследования были не отношения между братьями и сестрами как таковые, а то, как положение братьев и сестер (единственный ребенок, старший (первенец), средний ребенок, младший) влияет на развитие личности человека. А. Адлер, Ф. Гальтон, А. Анастази и другие говорили в своих работах о характеристиках самосознания, социальных достижениях, интеллектуальном уровне, коммуникативной компетентности и риске отклонения для каждой из позиций брата или сестры. О.А. Карабанова (2008) рассматривает вопрос о взаимодополняемости браков у людей с разными родственными и близкими позициями. По мнению автора, модель отношений между братьями и сестрами легко переносится впоследствии на супруга и детей[6, с. 140].

Активное изучение специфики и роли взаимоотношений братьев и сестер в детстве началось в возрастной и семейной психологии в около 30 лет назад. Однако вначале внимание исследователей было сосредоточено на практическом аспекте отношений между братьями и сестрами, в частности, на проблемах конкуренции и ревности, а также снижении роли старшего ребенка после рождения младшего (Kraig, Bokum, 2006). Автор одной из первых книг о развитии братьев и сестер, американский исследователь Джуди Данн (Dunn, 1996), определил пять основных характеристик для описания особенностей родственных отношений: соперничество, привязанность, доверие, близость и общие фантазии[8,3]. Много споров велось и об оптимальной разнице в возрасте, чтобы братья и сестры могли развиваться в полной мере. М. Кузьмина (2000) считает, что оптимальная разница составляет 3-4 года. Поэтому первые 3 года жизни матери и ребенка представляют собой, в некотором смысле, одного ребенка. В возрасте 3-4 лет происходит серьезная перестройка детского сознания и тенденция к самостоятельности («желание» и «власть»). В этом возрасте ребенок начинает искать новые обязанности и обязанности в семье, хочет делать все для себя, поэтому забота и внимание младшего брата или сестры будут ему по душе. Основываясь на психоаналитическом подходе, М. Руфо (2006) указывает на другой интервал как на оптимальную разницу в возрасте, а именно 6-7 лет. Автор считает, что организация личности, обусловленная эдиповым комплексным периодом, позволяет ребенку более достоверно отождествлять себя с ролью родственника. Кроме того, 6-7-летний ребенок успел сформировать собственные семейные воспоминания и насладиться положением единственного ребенка; это также возраст для приобретения друзей вне семьи[6].

Другой аспект влияния возрастной разницы между братьями и сестрами был изучен М. Файнбергом и Т. Херингтоном (Feinberg, Hetherington, 2000). Эти авторы рассматривают разницу в возрасте братьев и сестер в свете двух параметров, которые действуют одновременно: их сходство, обусловленное сходством окружающей их среды, и различия, связанные с процессом дифференциации. Последнее связано с тем, что каждый ребенок пытается найти свою нишу, а другие (родители и т.д.) также пытаются подчеркнуть различные характеристики у брата или сестры. Авторы предполагают, что чем ближе сиблинги по возрасту, тем больше они отличаются друг от друга по личностным характеристикам под влиянием процесса дифференциации. Эта гипотеза была подтверждена в целом, но не для братьев и сестер с разницей в один год. Был сделан вывод, что для них социальные влияния преобладают над процессами дифференциации[9]. Обсуждая феномен отношений между сиблингами, мы не можем оставить без внимания процессы, связанные с семейным влиянием на характер сиблинговых связей. Изучение того, как отношения между братьями и сестрами укоренились в семьях, способствует нашему пониманию как отношений между братьями и сестрами, так и семьи как социальной системы. Хотя он традиционно и не слишком часто применяется для изучения сиблинговых взаимоотношений, подход с точки зрения семейных систем направляет внимание на взаимозависимость между подсистемами, которые составляют семьи, и обеспечивает общую основу для изучения того, каким образом супружеские и родительские подсистемы связаны с взаимоотношениями между братьями и сестрами. Так, что касается подсистемы брака, то в результате мета-анализа, включавшего восемь исследований, посвященных связям успешности родительского брака и отношений между братьями и сестрами, было установлено, что отношения между братьями и сестрами более позитивны в случае развода по сравнению с семьями, в которых всегда были браки[10].

Другие исследования, однако, показали, что конфликт между братьями и сестрами и негативные отношения были выше в разведенных и разлученных семьях по сравнению с семьями, состоящими в браке, и выше в семьях с одним родителем-одиночкой по сравнению с полными семьями. Непоследовательные выводы могут быть обусловлены изученными параметрами родственных связей[11]. Накопленные исследования также указывают на то, что супружеские и семейные процессы, такие как супружеские конфликты, совокупление и родительское поведение, являются лучшими предсказателями качеств отношений между братьями и сестрами, чем семейный статус. Выводы в целом согласуются с побочным процессом, таким как враждебность и конфликты в супружеской подсистеме и негативность в родительско-детских отношениях связаны с конфликтами между братьями и сестрами и насилием. Было показано, что негативность в отношениях родитель-ребенок также является посредником в динамике подсистемы брака и сестринства. Некоторая часть молодежи может компенсировать семейныенегативные факторы (например, в браке родителей) путем формирования близких родственных отношений, которые, в свою очередь, защищают молодежь от проблем адаптации. Важным шагом является выявление условий, при которых возникают как разрушительные, так компенсационные процессы[4]. Влияние семейных систем на отношения между братьями и сестрами также изучалось посредством рассмотрения дифференцированного характера отношения матерей и отцов к братьям и сестрам. Системное семейное влияние проявляется в исследованиях дифференцированного отношения между матерью и отцом и его последствий для братьев и сестер. Можно предположить, что несоответствие между дифференцированным отношением матерей и отцов, проявляется в том, что один из родителей проявляет предпочтительное отношение к одному брату и сестре, а другой нет. Это, таким образом, может означать родительскую коалицию или разрыв в совместном воспитании, что связано с негативной динамикой брака и брака и более плохой адаптацией у обоих братьев и сестер[1]. В целом, можно констатировать, что в данный момент интерес к сиблинговой проблематике возрастает, особенно в отечественной психологической традиции. Большинство современных исследований сосредоточено на изучении сиблинговых отношений во взаимодействии с супружескими и родительско-детскими отношениями. Существует довольно обширный ряд работ, в которых анализируется влияние сиблинговых отношений на когнитивное и личностное развитие ребенка. Исследователи, занимающиеся сиблинговыми отношениями, зачастую указывают на взаимозависимость таких переменных, как характер отношений между родителями, общий эмоциональный климат в семье и качество отношений в сиблинговой паре.

Несомненно, что характер включенности систему семейных взаимоотношений оказывает существенное влияние на отношения в сиблинговых парах, что представляет собой перспективное поле для дальнейших теоретических и прикладных исследований.

 

Список литературы:

1. Авдеева Н.Н., Крамаренко Н.Н. Связь типа семейного воспитания и взаимоотношений между сиблингами // Психологические проблемы современной семьи: сборник материалов VIII международной научно-практической конференции. Уральский государственный педагогический университет, 2018. С. 93-97.
2. Алмазова О. В. Типология взаимоотношений взрослых сиблингов. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, 2013, №2 С. 134-146.
3. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. – СПб.: Питер, 2006
4. Крецер И. Ю. Сиблинговые отношения в контексте изучения современных форм родства [Электронный ресурс] // Вестник СПбГУ. Серия 12. Социология. - 2015. - № 2. - Режим доступа: http://cyberleninka.rU/article/n/siblingovye-otnosheniya-v-kontekste-izucheniya-sovremennyh-form-rodstva.
5. Кузьмина М. Сиблинги, или Каин и Авель в одной квартире // Школь-ный психолог. 2000. № 17. С.46.
6. Руфо М. Братья и сестры, болезнь любви. – Екатеринбург: У-Фактория, 2006.
7. Шилов И.Ю. Фамилистика (психология и педагогика семьи). Практикум. – СПб.: Петрополис, 2000.
8. Dunn, J. (1996). Siblings: The first society. In: N. Vanzetti, S. Duck (Eds), A lifetime of relationships (pp. 105-124). Pacific Grove, CA: Brooks/Cole Pub-lishing Co.
9. Feinberg, M.E., Hetherington, T.M. (2000). Sibling differentiation in ado-lescence: Implications for behavioral genetic theory. Child Development, 71, 6, 1512-1524.
10. Kunz J. Parental divorce and children’s interpersonal relationships: A me-ta-analysis. Journal of Divorce & Remarriage. 2001;34:19-47.
11. Susan M. McHale, Kimberly A. Updegraff, and Shawn D. Whiteman. Sib-ling Relationships and Influences in Childhood and Adolescence // Journal of Marriage and Family 74(5):913-930 • October 2012.