Статья:

Неврозы у детей и подростков.

Конференция: VIII Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Медицинская психология

Выходные данные
Бехтерева Н.В. Неврозы у детей и подростков. // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам VIII междунар. науч.-практ. конф. — № 6(8). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 84-88.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Неврозы у детей и подростков.

Бехтерева Наталья Владимировна
педагог-психолог, Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение МАОУ «Школа-интернат № 53», РФ, г. Новоуральск

 

НЕВРОЗ, невроза, муж. (от греч. neuron волокно, нерв). Расстройство, болезнь нервной системы без заметных анатомических изменений нервной ткани. (Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940).

Сегодня увеличивается количество развивающих игр и методик для детей, но у родителей все меньше времени для того, чтобы поиграть с ребенком. По статистике увеличивается и количество неполных семей, дети переживают на себе стресс родительского развода, проблемы трудоустройства родителей. Изначально неврозы – это эмоциональные расстройства, которые возникают на фоне нарушений отношений в семье. В первые годы жизни для ребенка особенно важны взаимоотношения с матерью, чуть позже не менее значимыми становятся отношения с отцом.

Актуальность проблемы охватывает не только одну семью, но и общество в целом. В нашем образовательном учреждении «Школа-интернат № 53» обучаются дети, находящиеся в сложной жизненной ситуации, из них 56,9% воспитанников из семей, где родители больны алкоголизмом, не работают, дети воспитываются в неполных семьях или под опекой.

Существенно выросла нагрузка на детей. Все это также может вызывать психоэмоциональные нагрузки, которые не всякий организм способен пережить без ущерба для себя.

С каждым годом возрастает количество детей, у которых определяются различного рода невротические нарушения.

Невроз у детей школьного возраста может возникнуть по нескольким причинам.

·       Физиологические причины – тяжелая беременность матери, осложнение в родах, родовые травмы, болезни в детском возрасте, общее состояние здоровья (поражение нервной системы).

·       Психологические причины – стресс, конфликты со сверстниками, напряженные отношения в семье, слишком строгое воспитание, чрезмерные нагрузки в школе.

Невроз у детей раннего возраста (до 2–3 лет) обычно связан с физиологическими причинами. Для этого возраста ведущим стрессовым фактором является состояние здоровья (нервной системы). Позже, когда формируется характер ребенка, основными становятся психологические причины. Неврозы у детей дошкольного возраста (3–6 лет) имеют уже 2 комплекса причин: физиологические и психологические (стрессы, чрезмерные нагрузки, неблагоприятное отношение в семье, проблемы в детском садике).

В зависимости от того, какие причины вызвали невроз, симптомы заболевания могут иметь физиологический или психологический характер.

К физиологическим симптомам можно отнести:

·       нарушение сна (дневная сонливость, бессонница, ночные кошмары);

·       нарушение аппетита (тошнота, рвотные позывы, булимия, анорексия);

·       головная боль и головокружение, спазмы сосудов мозга;

·       спазматические боли (в области сердца и желудка);

·       слабость, повышенная утомляемость, мышечная вялость;

·       судороги, тики, мышечные спазмы, нарушение двигательной функции.

Психологические симптомы невроза:

·       частые перепады настроения (максимально проявляются у подростков);

·       ранимость, обидчивость, уязвимость (чаще наблюдается у детей 3-6 лет, дети старшего возраста начинают скрывать эти признаки, возникает интроверсия);

·       страхи, фобии;

·       раздражительность и агрессивность;

·       угнетенность, подавленность;

·       истерические припадки с криками и рыданиями, падениями на пол или ударами об стену.

Неврозы у школьников образуются таким же образом (физиологические и психические).

В соответствии с определенным набором симптомов, неврозы у детей и подростков делятся на несколько видео:

·     невроз истерический (истерики, падение на пол, крики, рыдание);

·     невроз астенический (слабость, утомляемость, расстройства сна, неадекватно высокая чувствительность к любым внешним факторам (свет, звук, шум, изменение температуры), плаксивость. Вегетативные нарушения (сильная потливость, нарушения в работе пищеварения и мочеполовой системы, тахикардия).

·     невроз навязчивых состояний. Это обсессивный невроз (для него характерны различные тики, судорожные спазмы) и фобический невроз (страхи темноты, одиночества, разлуки с близкими, смерти).

·     депрессивный невроз (желание уединиться, депрессия, подавленное настроение). Проявление личностных особенностей ребенка (ригидность психических процессов, подавление эмоциональных переживаний в себе, низкая сопротивляемость переживаниям, сильно выраженное чувство ответственности). Чаще всего начальные проявления расстройства связаны с психотравмирующими факторами (проблемы в семье).

·     ипохондрический невроз (страх заболеть какой – либо тяжелой болезнью). Развитию ипохондрии подвержены мнительные дети, тревожные, со слабой неустойчивой нервной системой, с высокой внушаемостью и самовнушаемостью. Психотравмирующая ситуация – смерть близкого человека из-за тяжелого заболевания.

Термин «школьный невроз» употребляется в основном в тех случаях, когда боязнь школы, тревога существуют на неосознанном уровне, проявляясь в виде соматических симптомов (рвота, головная боль, повышение температуры) перед посещением школы.

Неблагоприятный психологический климат влияет на возникновение у детей школьных неврозов. Как правило, школьные неврозы проявляются в беспричинной агрессивности, боязни ходить в школу, отказе посещать уроки, отвечать у доски, то есть отклоняющимся, дезадаптивным поведением.

Признаки проявлений школьного невроза, следующие:

·     не откликается на имя, фамилию, хотя хорошо слышит учителя;

·     отвлекается, не выполняет требования с первого раза;

·     забывает дома необходимые школьные вещи;

·     неусидчивый, вскакивает с места, роняет предметы;

·     пытается смешить одноклассников, привлекает всеобщее внимание;

·     часто меняет позу, почесывается, потирает лоб, руки;

·    боится отвечать у доски (наблюдается прерывистый вдох и выдох, затаивается, сдерживает дыхание), руки дрожат, движения скованные;

·     дома прячет тетради, дневник от родителей;

·     плачет до попытки выполнить домашнее задание;

·     не хочет посещать школу.

Неврозы у детей и подростковые неврозы необходимо лечить комплексно, учитывая психологическую и физиологическую симптоматику.

Школьный психолог (проводит комплексную психодиагностику обучающегося, коррекцию дисгармоний в развитии личности ребенка, проводит консультативную работу с родителями или лицами их заменяющими, с ребенком).

Врач-невропатолог (лечит неврологические нарушения, проводит диагностику, назначает медикаментозную терапию).

Подключаются и другие специалисты узкого профиля (врач-эндокринолог, врач-психиатр).

Комплексное и своевременное лечение невроза у детей и подростков помогают полностью устранить симптомы заболевания. Причем основная роль отводится родителям.

Анализируя опыт врачей, психологов, педагогов, можно дать следующие рекомендации родителям по работе с неврозами у детей и подростков.

1.  Создать ребенку четкий режим дня. Это помогает стабилизировать работу его неуравновешенной нервной системы.

2.  Внимательно следить за нагрузкой в жизни ребенка. При первых признаках неврологического неблагополучия необходима консультация врача-невропатолога.

3.  Обязательно необходима посильная физическая нагрузка, она снижает психическое напряжение (спортивные секции, «Спорт-час»).

4.  При психологических проблемах в семье – необходима консультация школьного психолога.

5.  По возможности, обеспечить ребенку посещение детского психолога для коррекции эмоционального нарушения (арт-терапия, игротерапия, сказкотерапия).

Профилактика неврозов у детей и подростков в образовательном учреждении следующая.

·     Знание семейной обстановки и предрасположенность ребенка к невротическим реакциям.

·     Благожелательная атмосфера на уроке (смягчение эмоционального дискомфорта. Педагог должен постоянно подкреплять успех ребенка, стимулировать его к выполнению деятельности подсказками, одобрениями, похвалой, постоянной констатацией успеха).

·     Повышение активности и самостоятельности обучающихся.

·     Коррекция самооценки, уровня сознания, формирование эмоциональной устойчивости и саморегуляции.

·     Выбор правильного стиля общения.

·     Вовлечение в активные творческие формы деятельности (содержательная оценка ее результатов, всяческое подчеркивание достижений и ряд других средств должны способствовать повышению успеваемости детей с неврозами).

·     Повышение самоконтроля педагога.

·     Двигательная разгрузка детей, уроки физической культуры.

 

Список литературы:
1. Буянов М. И. Психотерапия неврозов у детей и подростков (суггестивные и тренировочные методики) – М., 2003.
2. Захаров А. И. «Неврозы у детей и психотерапия», СПб., «Издательство СОЮЗ», 2000.
3. Карвасарский Б.Д. «Неврозы». Руководство для врачей – М., 1979.
4. «Рабочая книга школьного психолога» под ред. И. В. Дубровиной – М., «Просвещение», 1991.