Статья:

СОЦИАЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ РЕСУРС ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Конференция: LXXXV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Педагогическая психология

Выходные данные
Омельченко Е.В. СОЦИАЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ РЕСУРС ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам LXXXV междунар. науч.-практ. конф. — № 6(85). — М., Изд. «МЦНО», 2024.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

СОЦИАЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ РЕСУРС ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Омельченко Елена Васильевна
студент 1 курса магистратуры, АНО ВО «Поволжской академии образования и искусств имени Святителя Алексия, Митрополита Московского», РФ, г. Тольятти

 

SOCIAL AND EDUCATIONAL RESOURCE FOR EXTRACURRICULAR ACTIVITIES

 

Elena Omelchenko

1st year master student, ANO VO "Volga Region Academy of Education and Arts named after St. Alexy, Metropolitan of Moscow", Russia, Tolyatti

 

Аннотация. В статье рассматривается воспитательный ресурс внеурочной деятельности  при подготовке подростков к успешной социализации. Отмечены направления внеурочной деятельности в образовательной организации, указаны формы воспитательной работы, ориентированные на достижение  цели воспитания.

Abstract. The article examines the educational resource of extracurricular activities in preparing adolescents for successful socialization. The directions of extracurricular activities in an educational organization are noted, the forms of educational work focused on achieving the goal of education are indicated.

 

Ключевые слова: внеурочная воспитательная работа, социализация, подростки, воспитательный ресурс, направления деятельности.

Keywords: extracurricular educational work, socialization, adolescents, educational resource, areas of activity.

 

Основной областью социального поведения подростков является их взаимодействие со сверстниками, где проявляются дружественные отношения, удовлетворяется потребность в причастности к группе. Возможности организации межличностного  общения подростков, эмоциональные контакты, выбор партнеров по общению, освоение социальных ролей  в рамках учебного процесса весьма ограничены. Для позитивного воздействия на подростков важно повышать значение внеурочной деятельности в современной образовательной организации, которая является неотъемлемой частью системы образования и основным воспитательным институтом в современном обществе. По словам В.Ф. Бехтерева, воспитательный потенциал проявляется именно во внеучебное время, когда под влиянием внешних и внутренних факторов подростки проводят свое время на «добровольной основе, опираются на собственный выбор, продиктованный их личными потребностями и интересами» [3, с.5] – из ВКР (Формирование социальной активности старших подростков образовательной организации)

Кроме того, при организации воспитательной деятельности необходимо учитывать индивидуально-психологические личности каждого учащегося, иметь представление об общей направленности личности и на этой основе помочь учащемуся определить для себя наиболее оптимальные виды внеучебной деятельности, найти свой круг межличностного общения, построить концепцию личностного и профессионального роста.

Отметим, что цель воспитательной деятельности в учебном заведении заключается в создании социального пространства, активно способствующего формированию гражданской позиции учащихся, их позитивных культурно-ценностных ориентаций, личностно-ценностного отношения к образованию, сохранению и приумножению традиций учебного заведения, выработке умений конструктивного поведения в жизни. Это определяет характер концептуальных положений организации системы воспитательной деятельности школы, основанных на системно-деятельностном, личностно ориентированном и аксиологическом подходах. В новых социально-экономических условиях необходима система мер по предотвращению негативных тенденций в формировании личности подростка. Внеурочная воспитательная работа проводится с целью формирования у учащихся гражданской позиции, сохранения и приумножения нравственных, культурных и научных ценностей в условиях современной жизни, выработки навыков конструктивного поведения, сохранения и возрождения традиций учебного заведения.

В современной педагогической действительности имеет место противоречие между возросшими требованиями российского общества и государства к воспитанию личности, способной проявлять социальную активность на основе полученных знаний и приобретенного социального опыта, способствующей преобразованию окружающей действительности и недостаточной разработанностью  организационных условий  и содержанием  данного стратегического направления.

Следует знать и продуктивно использовать возможности внеурочной деятельности для развития социально активной личности подростка. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС 2), внеурочная деятельность организуется в различных сферах с целью развития личности.

1. Одним из таких направлений является спортивно-оздоровительная деятельность, которая включает проведение занятий по физической культуре, спорту и активному отдыху. Основная цель этого направления -содействие формированию здорового образа жизни, развитие физических качеств, укрепление здоровья и поддержание физической формы у обучающихся.

2. Духовно-нравственное направление (этико-моральное воспитание) нацелено на развитие моральных принципов и формирование духовных аспектов личности. Это включает проведение дискуссий, анализ литературных произведений, направленных на укрепление этического сознания и развитие ответственного поведения.

3. Социальное направление включает различные формы работы с коллективом, организацию общественно полезных мероприятий, участие в волонтерских и благотворительных акциях. Целью этого направления является развитие социальной компетентности, умений взаимодействия в коллективе, формирование гражданской позиции и активного гражданства.

4. Общеинтеллектуальное направление включает разнообразные виды интеллектуальной деятельности, такие как участие в научно-исследовательских проектах, олимпиадах, конкурсах, кружках по интересам. Целью этого направления является развитие познавательных способностей, критического мышления, творческого потенциала и активного поиска знаний.

5. Общекультурное направление включает знакомство с различными видами искусства (литературой, музыкой, изобразительным искусством), посещение музеев, театров, выставок, участие в культурно-просветительских мероприятиях. Целью этого направления является расширение культурного кругозора, формирование эстетического вкуса и развитие творческих способностей

Основная цель внеурочной работы заключается в развитии разнообразных интересов и способностей учащихся, формировании навыков трудовой и общественной деятельности, а также в воспитании самостоятельности, ответственности и жажды знаний, умений, а также интереса к науке, технике, искусству и литературе.

Система внеурочной воспитательной работы характеризуется управляемостью, интеграцией и функциональным динамичным развитием. В ее рамках выделяются такие функции, как интегрирующая, регулирующая и развивающая. Первая из них направлена на интеграцию различных воспитательных влияний всех субъектов воспитательного процесса (педагогов, родителей, обучающихся) для эффективной организации внеурочной воспитательной работы. Регулирующая функция значима  в контексте организации и регулировании процесса, приведение его в соответствие с ранее определенными целью и задачами. Развивающая функция обеспечивает постепенное динамичное развитие и совершенствование системы внеурочной деятельности в постоянно меняющемся социальном пространстве. Эта функция наглядно представлена в нормативно-правовой базе законодательных актов, отражающих динамику воспитательных целевых ориентиров.

При этом внеурочная деятельность также рассматривается как эффективное средство социального воспитания, поскольку разнообразие её форм позволяет широко охватить сферы жизни, что способствует развитию личности. Она дает возможность удовлетворить познавательные интересы, развить самостоятельность и проявить творческий подход в различных делах. Однако на практике внеурочная деятельность порой воспринимается исключительно как время отдыха и развлечений, а не как средство для приобретения жизненного опыта. [7]

Современные исследования в социально-педагогической сфере подтверждают, что социальное воспитание школьников через внеурочную деятельность является весьма эффективным, при условии соблюдения определенных организационных требований, включающих в себя цели, задачи, содержание, формы, методы и условия проведения воспитательной работы, а также критерии ее успеха.

Разнообразные формы внеурочной деятельности, такие как игровая, познавательная, общение по проблемно-ценностным вопросам, досугово-развлекательные мероприятия, художественное и социальное творчество, трудовая занятость, а также спортивно-оздоровительные занятия, оказывают значительное воздействие на формирование моральных принципов подростков, их интересов, культурную и профессиональную социализацию, а также удовлетворение их потребностей, развитие личностных и социальных аспектов, стимулируя активность, творческую инициативу и поиск новых ценностных ориентиров через свободный выбор различных видов деятельности.

В различных формах внеурочной деятельности подростки не только проявляют свои индивидуальные особенности, но и приобретают навыки совместной жизни в коллективе, учатся сотрудничать, проявлять заботу о своих товарищах и воспринимать позицию других людей. Таким образом, внеурочная деятельность становится неотъемлемой частью в работе с подростками старших классов.

Дополнительно стоит отметить, что внеурочная деятельность выполняет ряд функций как в педагогическом, так и в психологическом плане. Она создает благоприятные условия для неформального взаимодействия между педагогами и учащимися, а также способствует использованию разнообразных форм совместной работы всех участников образовательного процесса - педагогов, учеников, родителей и других участников.

Выделим основные возможности педагогического воздействия в рамках внеурочной деятельности. Различные виды внеурочной работы способствуют более всестороннему раскрытию индивидуальных способностей подростков, которые не всегда проявляются во время уроков. Это обусловлено рядом факторов:

- внеурочная деятельность, в отличие от школьных занятий, не ограничена временными рамками и не регламентирована отметками учеников. Она предполагает свободное общение между всеми участниками образовательного процесса, а также дает возможность свободного выбора содержания, форм и методов общения.

- участие в разнообразных видах внеурочной деятельности позволяет подросткам обогатить свой личный опыт, расширить знания о различных сферах человеческой деятельности и приобрести необходимые навыки и умения для их осуществления.

- разнообразие внеурочных занятий способствует развитию интересов у подростков к различным видам деятельности и стимулирует их познавательную активность и интеллектуальное развитие.

- внеурочная деятельность помогает педагогам преодолевать стереотипы восприятия ребенка и видеть его не только как ученика, но и как личность, способную к развитию своего потенциала и мотивации [3].

Таким образом, внеурочная деятельность представляет собой форму творческого и целенаправленного взаимодействия между учеником, учителем и другими участниками воспитательного процесса, направленного на создание условий для освоения обучающимися социально-культурных ценностей общества. Эта форма включает в себя участие в общественно-полезной деятельности и организацию досуга, направленные на самореализацию личности во внеурочное время.

Возможности внеучебной деятельности охватывают широкий спектр мероприятий, способствующих самореализации, самоутверждению и формированию социальной активности у подростков. Разнообразные мероприятия ориентированы на достижение цели воспитания школьников, сформулированной в Федеральном законе «Об образовании» (п.2 ст.2) , где отмечена  необходимость создания условий для самоопределения и социализации личности на основе  сформированных духовно-нравственных ценностей, правил и норм поведения, принятых в обществе.

Поэтому крайне важно определить новые подходы к организации внеурочной деятельности, основываясь на научных данных, уже имеющихся в педагогической науке, и учитывая современные представления о возрастных особенностях современного подростка.

 

Список литературы:
1. Белетова Д.Б., Зритнева Е.И. Педагогические условия развития социальной активности подростков // МНКО.  2020. №5 (84).
2. Бородулин П.С. Потенциал внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности в формировании компетенции социального взаимодействия младших подростков // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. №1.
3. Бережная И.Ф., Зыкова А.О. Содержание категории «социальная активность» в психологии и педагогике // Вестник Воронежского государственного технического университета.-2012.№ 10   С. 171-177
4. Голованова Н. Ф., Дерманова И. Б. Направленность самоосуществления и личностное развитие подростка // Психолого-педагогические исследования. 2018. Т. 10. № 3. С. 126-134.
5. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2010. С.223.
6. Исакова М.М. Культурно-досуговая деятельность как средство развития социальной активности современных подростков // Вестник магистратуры.  2019. №7(2). С.94.
7. Новикова Г. В. Социально-психологические технологии формирования социальной активности молодежи в добровольческой деятельности. Диссертация на соискание уч. степ. канд. психол. наук. М., 2013.с.34
8. Фофонова Н.А. Особенности формирования социальной активности подростков средствами социально-культурной деятельности // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2011.  №7.
9. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция)- п.2,ст.2