Статья:

Осознанный выбор профессии, как важный этап самоопределения у молодежи

Конференция: XLIX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Педагогическая психология

Выходные данные
Лебедева Р.В. Осознанный выбор профессии, как важный этап самоопределения у молодежи // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XLIX междунар. науч.-практ. конф. — № 4(49). — М., Изд. «МЦНО», 2021. — С. 40-44.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Осознанный выбор профессии, как важный этап самоопределения у молодежи

Лебедева Раиса Витальевна
методист, ГБУ ДО Центр психолого-педагогического сопровождения Кировского района Санкт-Петербурга, РФ, г. Санкт-Петербург

 

Профессиональная ориентация рассматривается как сложный динамический процесс формирования личностью системы своих основополагающих отношений к профессионально-трудовой среде, развитию и самореализации духовных и физических возможностей, формирования адекватных им профессиональных планов и намерений, реалистичного образа себя как профессионала. Профессиональное самосознание является одним из важнейших компонентов самосознания человека, как субъекта деятельности. Определяясь с профессией, человек в большей степени определяет свой жизненный путь, стиль. Именно поэтому вопрос профориентации школьника и формирование правильной установки на выбор профессии среди молодежи стоит актуально.

Особенности современного состояния экономики и социальных процессов в обществе, стремительное увеличение объемов информации, внедрение и использование цифровых и информационных технологий требует от человека, вступающего в жизнь, превращения имеющихся у него знаний в источник инновации, необходимость и стремление к саморазвитию, самореализации, т.е. готовности к труду, жизни в условиях глобализации.

Существует несколько подходов к пониманию профессионального самосознания.  Б. Д. Парыгин считает, что профессиональное самоопределение – это осознание человеком своей принадлежности к некоторой профессиональной группе [4, с.57]. В. А. Алексеев делает основной акцент в профессиональном самоопределении на познании и самооценки профессиональных качеств и отношении к ним [1, с.35]. Л. А. Головей трактует это понятие, как избирательную деятельность самосознания личности, подчиненную задачи профессионального самоопределения; осознание себя, как субъекта своей профессиональной деятельности [2, с.26].

Профессиональное самоопределение – это ориентация субъектом в профессии и деятельности, которой он будет заниматься, учитывая свои знания и умения, способности, склонности, возможности и таланты.

Разработано множество методов и методик, чтобы помочь человеку с выбором. Но даже после прохождения ста тестов процесс выбора может не начаться. Ведь выбор профессии – «внутренний» процесс. Психологические и профориентационные тесты − лишь инструмент, помогающий разобраться в себе. Однако без желания и внутренней работы самого человека прохождение любых тестов может обернуться бесцельной тратой времени.

Предлагаемая практическая схема профоориентации позволяет молодому человеку взглянуть на процесс с внутренней и внешней стороны, учитывая его индивидуальные способности и склонности.

Первый этап: юноше необходимо обрисовать свое «хочу» (желания, склонности, предпочтения) относительно будущей профессии (да и вообще жизни: ведь профессия во многом определяет весь ее уклад).

На этом этапе необходимо поставить следующие вопросы:

- работа с какими объектами труда наиболее интересна и доставляет удовольствие? С людьми или с документами, с животными или с техникой? Может быть, работа, связанная с любого рода информацией? Или деятельность, связанная с художественными образами (танец, актерское искусство, живопись и т. д.)?

Даже если юноша еще ни дня в своей жизни не работал в обычном понимании этого слова, то опыт повседневной жизни, учебы, предпочтение того или иного хобби подскажут ему ответ. Только не перепутайте: если он любит часами сидеть за компьютером в Интернете, это не означает, что он склонен к работе с техникой: может быть, компьютер для него в данном случае - просто способ общения с людьми?

На втором этапе юноше необходимо проанализировать свои возможности и способности («могу»).

Необходимо дать вспомнить предметы, которые лучше всего ему давались или даются в школе; задачи какого типа ему всегда легко решать; к точным наукам или гуманитарным у него больше способностей; какие задачи он предпочитает, на четкий алгоритм действий − или творческие.

На этом этапе, ему необходимо оценить свой уровень интеллектуальных способностей, коммуникативных (умение эффективно общаться, убеждать других, разрешать конфликты, вступать в контакт с незнакомыми людьми) и организаторских умений. Следует упомянуть о том, чтобы он опирался на свой опыт, а также он может спросить у своих близких, как они его видят.

Необходимо дать возможность, описать свои личные качества − какой он человек? Ответственный или не очень, аккуратный или нет, индивидуалист или коллективист? Может записать 10 основных качеств, присущих только ему.

Пусть оценит свои физические и физиологические возможности, ограничения по здоровью. При выборе некоторых профессий это тоже может быть важным.

Третий этап: изучите вместе разные профессии.

Каждая из них требует от человека определенных способностей, умений, личностных качеств. Всё это называют профессионально важными качествами. Очень важно понять, есть ли они у него.

Профессия может давать возможность реализовать те или иные ценности, предоставляет те или иные условия труда… Даже если ему кажется, что он знает о желаемой профессии всё, найдите ее полную профессиограмму и ознакомьте его с ней. Сегодня в сети Интернет, не составит труда найти базы профессиограмм, и их довольно много. Можно просто задать в любом поисковике соответствующий запрос.

Он узнает много нового. Кроме профессионально важных качеств каждая профессиограмма содержит описание видов деятельности, которые выполняет данный специалист, требования к образованию, информацию о смежных специальностях и т. д. В рамках одной профессии разные специальности могут предполагать несколько разные требования к тем, кто их выполняет, обращайте на это внимание.

Читая информацию с ним о профессии, сразу соотносите ее требования к личности и возможности, которые она дает, с теми своими особенностями, о которых шла речь выше.

Существует и другой вариант знакомства с профессиями. Если у него есть такая возможность, посмотрите на них «изнутри» и пообщайтесь с работающими специалистами. Старшекласснику можно устроиться по многим специальностям стажером или помощником − было бы желание. 

Четвертый этап: необходимо проанализировать ситуацию на рынках обучения и труда.

Очень важно найти информацию о том, какие профессии сейчас наиболее и наименее востребованы в стране и в его городе. Надо иметь в виду: если рынок перенасыщен специалистами данного профиля, то ему нужно иметь гораздо более высокую квалификацию, чтобы найти работу.

Необходимо обратить внимание и на уровень зарплат в интересующих его отраслях. Даже в определении профессии говорится, что это «род трудовой деятельности, являющийся источником существования».

Важно обратить внимание молодого человека и на возможности получения образования по профессиям, которые он рассматривает. Обучают ли этой профессии в городе, где он проживает − или придется переезжать? Есть ли возможность бесплатно получить такое образование − а если нет, то сколько придется заплатить за обучение? 

Пятый этап: выбор профессии.

Это, конечно, самое сложное. Одна профессия нравится, позволяет реализовать склонности и интересы − но для нее не хватает тех или иных способностей. Другая будет легкой для него, но не даст возможности само реализоваться. А третья полностью подходит ему по возможностям и интересам, но она совершенно не востребована. Либо зарплаты специалистов в этой отрасли очень низкие. Так или иначе, невозможно, чтобы все факторы сошлись в одной точке, сделав выбор однозначным.

Решайте, что для него менее затратно. Переехать в другой город учиться и работать? Отказаться от своих интересов, оставив их в качестве хобби, выбрав профессию, приносящую, прежде всего, хороший доход? Заниматься любимым делом, несмотря на низкую зарплату? Взяться развивать необходимые способности, лишь бы заниматься той профессией, которая позволит реализовать ему в полной мере? Решать только ему!

Однако он всегда может обратиться к специалисту-профконсультанту или к психологу, например, школьному, которые помогут разобраться в себе.

Итоговое решение будет только за молодым человеком. Важно напомнить ему, что отнестись к нему нужно, конечно, серьезно. Но не мешает и помнить, что выбор это всё-таки не окончательный. Позднее он сможет сменить профессию, если окажется, что выбранная − не для него, или же развиваться в выбранной профессии более узко и специализированно, что может ему дать прекрасный профессиональный рост и развитие. Поэтому не следует беспокоиться о том, что пока нет ощущения «своей профессии». Ко многим людям это понимание приходит уже в достаточно зрелом возрасте. В случае неопределенности пусть выбирает оптимальный на данный момент вариант, взвесив все «за» и «против». А опыт подскажет, в какую сторону двигаться дальше.

Предложенная схема профориентации позволяет молодому человеку посмотреть процесс выбора изнутри, исходя из своих внутренних побуждений, желаний, способностей и талантов, а также учесть и внешние факторы, как состояние рынка труда и экономики страны, в которой он будет жить и работать, что поможет ему в самоопределении. Такой подход к профориентации представлен в концептуальных идеях современных психологических идей, как то, что процесс профессионального самоопределения не завершается выбором профессии. По мнению Э. Ф. Зеер, осознанный профессиональный выбор с учетом индивидуальных способностей, особенностей, требований профессии – это ядро профессионального самоопределения личности.

В последние годы возрастает роль внешних мотивационных факторов профессионального выбора, в то время как роль внутренних мотивационных факторов снижается. Ошибки профессионального выбора могут нанести вред психическому и физическому здоровью личности, привести к текучке кадров и снижении производительности труда. В связи с этим большое значение приобретает вопрос правильного профессионального выбора, и в решении этого вопроса значительную роль играет направленное психолого-педагогическое сопровождение профессионального выбора.

 

Список литературы:
1. Алексеев В.А. Развитие самосознания на рубеже подросткового и юношеского возрастов. - М., 1965. 
2. Головей Л.А. Психология становления субъекта деятельности в периоды юности и взрослости. СПб., 1996. С. 26-25.
3. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – М.: Академия, 2004. – 304 с.
4. Парыгин, Б. Д. Основы социально-психологической теории. - М., 1971.
5. Петрова Ю.И. Понятие профессионального выбора в современных психологических исследованиях. Молодой ученый. – 2016. − №22 (126). – С.224-227.
6. Пряжников Н.С. Теория и практика профессионального самоопределения. – М.: МГППИ, 1999. – 97 с.