Статья:

Особенности физической составляющей образа я современных подростков 14-15 лет с разным уровнем рефлексивности

Конференция: X Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Психология развития, акмеология

Выходные данные
Иванова И.А., Вязина Н.Н. Особенности физической составляющей образа я современных подростков 14-15 лет с разным уровнем рефлексивности // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам X междунар. науч.-практ. конф. — № 7(9). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 76-83.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Особенности физической составляющей образа я современных подростков 14-15 лет с разным уровнем рефлексивности

Иванова Ирина Анатольевна
доцент кафедры классической и практической психологии ФГБОУ ВО «НГПУ им. К. Минина», РФ, г. Нижний Новгород
Вязина Нина Николаевна
студент ФЕМиКН ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина», РФ, г. Нижний Новгород

 

Peculiarities of physical components and its modern adolescents of 14-15 years with different level of reflectivity

 

Irina Ivanova

associate Professor in the Department of classical and practical psychology FGBOU VO "NSPU them. K. Minin", Russia, Nizhny Novgorod

Nina Vyazina

student Femin FGBOU VPO "Nizhny Novgorod state pedagogical University. K. Minin", Russia, Nizhny Novgorod

 

Аннотация. В статье описаны результаты изучения физической составляющей образа Я современных подростков 14-15 лет с разным уровнем рефлексивности. Рефлексивность рассматривается как психическое свойство, как способность к рефлексии, к самопознанию, которое проявляется в возможности субъекта   выражать себя на когнитивном, эмоциональном и поведенческом уровнях. Представленные результаты данного исследования показали, что осознание физического компонента образа-Я у современных подростков 14-15 лет данной группы ярче выражено у респондентов со средним уровнем рефлексивности, и наимее с высоким уровнем рефлексивности. Это послужило основанием предположить, что для подростков с высоким уровнем рефлексивности осознание физической составляющей образа-Я является наименее значимой, чем личностная. Дальнейшая работа будет направлена на изучение личностной составляющей образа-Я современных подростков с разным уровнем рефллексивности.

Abstract. The article describes the results of studying the physical component of the image of the modern teenagers of 14-15 years with different levels of reflexivity. Reflectivity is considered as a mental property, as an ability to reflect, to self-knowledge, which manifests itself in the subject's ability to express himself on the cognitive, emotional and behavioral levels. The presented results of this study showed that the awareness of the physical component of the image-self in modern adolescents aged 14-15 years of this group is more pronounced in respondents with an average level of reflexivity, and the one with the highest level of reflexivity. This was the basis for suggesting that for adolescents with a high level of reflexivity, the awareness of the physical component of the image-I is the least significant than the personal one. The further work will be directed to the study of the personal component of the image-I of modern adolescents with different levels of reflexivity.

 

Ключевые слова: рефлексия; рефлексивность; самосознание; самопознание; образ-Я.

Keywords: reflection; reflexivity; self-consciousness; self-cognition; self-image.

 

Наша работа посвящена изучению физической составляющей образа Я современных подростков 14 -15 лет с разным уровнем рефлексивности.

Известно, что основным новообразованием подросткового возраста является возникновение и развитие самосознания. В подростковом возрасте человек осознает себя с разных сторон, открывает свой внутренний мир. Все это предпосылки и составные части важнейшего процесса – становления у него образа собственного «Я».

«Образ Я»- это не нечто объективно данное или сложившееся у человека, а его отношение к себе самому. Это отношение возникает в процессе и в результате взаимопереплетения, взаимовлияния, взаимодополнения, взаимосвязи многих компонентов.

Так, И.С.Кон выделяет их три: первый- представление о своих качествах и свойствах, т.е. определенный уровень знания себя; второй - оценка самим человеком того, что он о себе знает, т.е. система самооценок, которая окрашена такими качествами и чувствами как самолюбие, честолюбие, престижность и др. И, наконец, третий компонент-проявление в поведении человека, его эмоциях знаний о себе и самооценок, которые позволяют убедить себя в их правильности, оправданности, соответствии желаниям и т.д.

Формирование самосознания напрямую связано с развитием рефлексивных процессов и,  эти два явления часто изучаются одновременно.

На чисто теоретическом уровне исследованиями проблематики рефлексии занимались Б. Г. Ананьев, П. П. Блонский, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, И. М. Сеченов и другие. А. Буземан в 1925 году предложил выделить психологию рефлексии как самостоятельную область, обобщив исследования по самосознанию и рефлексии. В настоящее время в отечественной психологии рефлексии выступает как объяснительный принцип развития самосознания и психики в целом (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Б.В. Зейгарник); как значимый компонент самопонимания (В.В. Знаков, 2005);  подчеркивается связь рефлексии с мышлением (О.К. Тихомиров, 2002) [5].

А. Буземан понимал рефлексию как «всякое перенесение переживания с внешнего мира на самого себя».

Развитие функций самосознания, по А. Буземану, совершается в шести различных направлениях, из которых и складываются в основном главнейшие моменты, характеризующие структуру самосознания подростка [2]. А. Буземан говорит, что вначале дети знают только свое собственное тело. Лишь в 12—15 лет возникает сознание, что существует внутренний мир и у других людей [2].

Активное формирование самосознания и рефлексии рождает массу вопросов о жизни и о себе. Подростки  начинают задумываться над вопросами: кто Я? что я могу?; происходит оценка своих потребностей, мотивов, влечений, способностей и личностных качеств. Выготский Л.С. в своих работах акцентировал внимание на рефлексивных процессах формирования самосознания подростка. Согласно ученому, рефлексия является механизмом функционирования самосознания в подростковом возрасте.

Самосознание, по мнению В. В. Барцалкиной,— это единое, целостное образование, которое в своем развитии реализуется в разных формах. Форма самосознания зависит от особенностей рефлексии.

В определении рефлексии мы остановились на следующем ее понимании: РЕФЛЕКСИЯ – процесс самопознания человеком своих внутренних психических состояний и переживаний [4]. В такой трактовке рефлексия есть одна из основных составляющих самосознания. Понятийно, процессуально, функционально она связана с самонаблюдением, интроспекцией (ретроспекцией) и самосознанием [1].

Рефлексивность - способность к рефлексии, к самопознанию [3]. Способность к рефлексии проявляется в возможности субъекта выражать себя на когнитивном, эмоциональном и поведенческом уровнях.

Цель нашей работы: изучить физическую составляющую образа Я современных подростков с разным уровнем рефлексивности.

Объект: современные подростки 14-15 лет.

Гипотеза: осознание физической составляющей образа Я будет различным у подростков 14-15 лет с различным уровнем рефлексивности.

Наша работа проводилась на базе лицея № 8 . В эксперименте приняли участие 21 человек – учащиеся 8 класса; возраст 14 лет и 15 лет.

Методы исследования:

1. Методика Карпова  А.В. Диагностика рефлексии

2. МетодикаКуна (Twenty statements self attitude Test-Kuhn M., McPartland T., 1954)

3. Проективная методика «Автопортрет» (Е.С. Романовой и С.Ф. Потемкиной)

Одной из задач нашего исследования являлась изучение физической составляющей образа-Я как на вербальном, так и на образном уровне. В данной работе будут описаны результаты изучения физического компонента образа-Я на вербальном уровне, котрый изучался с помощью Методики Куна (Twenty statements self attitude Test-Kuhn M., McPartland T., 1954).

Рассмотрим результаты нашего исследования.

Результаты изучения уровня рефлексивности подростков 14-15 лет с помощью  методики Карпова А.В. «Диагностика рефлексии» представлены на рисунке 1.

 

Рисунок 1. Результаты изучения уровня рефлексивности подростков 14-15 лет с помощью методики Карпова А.В. «Диагностика рефлексии»

 

Анализ результатов данной методики показал, что большинство учащихся данной группы – 53,8% - имеют средний уровень рефлексивности, 38,5% - низкий и 7,7% - высокий уровень рефлексивности.

Т.о., у нас вы делились три группы с разным уровнем рефлексивности (рисунок 2):

1 группу составили подростки с высоким уровнем рефлексивности,

2 – подростки со среднем уровнем рефлексивности

3 – поддростки с низким уровнем рефлексивности.

 

Рисунок 2. Результаты гендерного анализа результатов теста

 

Гендерный анализ результатов теста (рис.2) показал, что большинство подростков обладают средним уровнем рефлексивности (46,1% девочек и 7,7% мальчиков), немногие – высоким уровнем рефлексивности (7,7% девочек и 0% мальчиков), у остальных наблюдается низкий уровень рефлексивности (15,4% мальчиков и 23,1% девочек) (рисунок 2).

Таким образом, мы можем сделать вывод, что большинство современных подростков в возрасте 14-15 лет имеют склонность обращаться к анализу самого себя, своей деятельности и поступков других людей, причём в большей части это наблюдается у девочек.

Для изучения вербального компонента физического «образа-Я» был использован тест «Кто Я?» (Test-KuhnM., McPartlandT.,1954). Осознанность физической составляющей образа-Я на вербальном уровне изучалась по следующим критериям: общая характеристика своей внешности, физические характеристики тела и характеристики лица. Результаты отражены на диаграмме (рисунок 3):

 

Рисунок 3. Осознанность физической составляющей образа – Я по результатам теста «Кто Я?» (Test-KuhnM., McPartlandT.,1954)

 

По критерию «общая характеристика своей внешности»  53,8% (46,1% девочек и 7,7% мальчиков) акцентировали внимание на общей характеристике своей внешности, выражая её обобщенной характеристикой «красота». Отношение к данному качеству у всех респондентов данной группы – положительное. Не назвали ни одной характеристики  16% испытуемых (8% мальчиков и 8% девочек).Можно предположить, что данный критерий внешности не является (или еще не является) значимым для подростков данной группы при построении образа Я.

По критерию «физические характеристики тела» 53,8% испытуемых (9,1% мальчиков и 36,4% девочек) назвали физические характеристики тела, уделяя особое внимание своей спортивности; положительные оценки дали 30,3% девочек и 22,8% мальчиков; отрицательные оценки дали только 15,5% девочек. Не акцентировали внимание на своем теле 46,2% опрошенных, из них - 38,5% девочек и 7,7% мальчиков. Можно предположить, что данный критерий внешности так же не является (или еще не является) значимым для подростков данной группы при построении образа Я.

По критерию «характеристики лица» дали характеристики небольшое количество девочек (23%), причём были названы только положительно оцененные. Среди мальчиков отношение к характеристикам своего лица по результатам методики М. Куна выявлено не было.

На основании полученных результатов, можно предположить, что для мальчиков 14 -15 лет данной группы,  особенности лица не являются важным при построении образа Я. Девочки данной группы в большей степени, чем мальчики данной группы уделяют внимание своим физическим характеристикам. По всем анализируемым показателям они в большей степени, чем мальчики смогли вербализовать свой физический образ –Я.   В процентном соотношении: 15,3% мальчиков и 68,7% девочек.

По группам результаты распределились следующим образом (рисунок 4).

 

Рисунок 4. Осознанность физической составляющей образа – Я подростками 14-15 лет с разным уровнем рефлексивности

 

Из диаграммы видим, что по критерию «общая характеристика своей внешности» всего выделили качеств 15,4% подростков с низким уровнем рефлексивности, 30,7% -со средним уровнем и 7,7% - с высоким; по критерию «физические характеристики тела» смогли вербализовать  все группы в одинаковом процентном соотношении (7,7%) . Характеристики лица указали 15,4% подростков с низким уровнем рефлексивности, 30,7% - со средним уровнем и 7,7% с высокоразвитой рефлексивностью.  

Таким образом, осознание физического компонента образа-Я у современных подростков 14-15 лет ярче выражено у респондентов данной группы со средним уровнем рефлексивности, и наимее с высоким уровнем рефлексивности. Это послужило основанием предположить, что для подростков с высоким уровнем рефлексивности осознание личностной составляющей образа-Я является наиболее значимой, чем физическая.

Дальнейшее направление нашей работы ориентировано на изучение личностного компонента образа Я современных подростков 14-15 лет.

 

Список литературы:
1. Большой Психологический Словарь – под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко – С.-П., Прайм, 2004 – 672с
2. Выготский Л.С. Собрание сочинений. В 6-ти т. Т4 «Детская психология/ Под редакцией Д.Б. Эльконина. – М.: Педагогика (1984) – 432с. 
3. Карпов А.В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики.//Психологический журнал. – М., 2003, т.24 №5 с.45-57.  
4. Марцинковская Т.Д. История психологии. – 6-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 544с.
5. Леонтьев Д.А., Аверина А.Ж. Феномен рефлексии в контексте проблемы саморегуляции / Психологические исследования, 2011. - №2