Статья:

Вопросы гармонизации межличностных отношений между субъектами образовательного процесса в психолого-педагогических исследованиях

Конференция: XII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Коррекционная психология

Выходные данные
Макарова Т.В. Вопросы гармонизации межличностных отношений между субъектами образовательного процесса в психолого-педагогических исследованиях // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XII междунар. науч.-практ. конф. — № 10(12). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 150-155.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Вопросы гармонизации межличностных отношений между субъектами образовательного процесса в психолого-педагогических исследованиях

Макарова Татьяна Владимировна
магистр, Чувашский государственный педагогический университет им. И.Н. Яковлева, факультет дошкольной и коррекционной педагогики и психологии, программа «Психология и педагогика дошкольного образования», Россия, г. Чебоксары

 

THE ISSUES OF HARMONISATION OF INTERPERSONAL DEALINGS BETWEEN ACTORS OF EDUCATIONAL PROCESS IN PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL STUDIES

 

Tatiana Makarova

master, Chuvash State Pedagogical Universaty of I. N. Yakovlev, the faculty of preschool and correctional pedagogy and psychology, the program «Psychology and pedagogy of preschool education», Russia, Cheboksary

 

Аннотация. В статье рассматриваются приёмы гармонизации межличностных отношений субъектов образовательного процесса в процессе взаимодействия педагогов и родителей, а также условия создания благоприятной атмосферы в семье.

Abstract. The article examined means of harmonization of interpersonal dealings of actors of educational process in the interaction of teachers and parents and the conditions for creating a favorable atmosphere in the family.

 

Ключевые слова: гармонизация межличностных отношений, образовательное пространство, взаимодействие педагогов и родителей, эмоционально-благоприятный климат в семье.

Keywords: harmonization of interpersonal dealings, educational process, interaction of teachers and parents, favorable emotional climate in the family.

 

Самый важный период в жизни человека – это детские годы. Счастье детских лет главным образом зависит от родителей и воспитателей.

Многим молодым родителям не хватает самого главного в воспитании ребёнка – умения безусловно его любить. К тому же проблема озабоченности большинства семей экономическими вопросами всё более распространяет среди родителей слепой и интуитивный подход к воспитанию детей.

Процесс взаимодействия педагогов и родителей имеет перед собой три основные цели:

1) благоприятный климат для сотрудничества с родителями;

2) партнерские, основанные на доверии, отношения с родителями;

3) включение семьи в область образовательного пространства.

Достижение этих целей педагогом обусловлено решением следующих задач:

1) установление отношений сотрудничества с родителями и поддержка их психолого-педагогической компетентности;

2) установление отношений игрового партнёрства с детьми и содействие их успешному развитию в среде дошкольного учреждения;

Становятся популярными инновационные, творческие подходы к проведению собраний. Подробное описание некоторых из них можно встретить в работе Т.Н. Дроновой [2, c.42], а также  в работе Е.С. Евдокимовой [3, c.20]. Перечислим некоторые из них:

1) «Педагогическая лаборатория». Такого рода собрание предлагается проводить в начале или в конце года. Ведется обсуждение участие родителей в различных мероприятиях.

2) «Читательская конференция». Для проведения такого собрания необходимо провести подготовительный этап, на котором родители получают задание по определенной теме. Во время собрания зачитывается высказывание классика и ведется обсуждение, в ходе которого родители комментируют высказывание и дают свой совет для решения обсуждаемой проблемы. Самые ценные советы помещаются на стенд «Копилка семейных советов».

3) «Аукцион». В игровой форме проходит продажа полезных советов по заранее обозначенной теме. Полезные советы, набравшие большее количество фишек, также помещаются на стенде « Копилка родительского опыта».

4) «Семинар – практикум».  Проводится небольшое теоретическое выступление, после которого дается слово родителям и они высказываются по обозначенной проблеме. Далее с родителями проводятся мини-тренинги, чтобы при возникновении трудностей они помогли своим детям.

5) «Душевный разговор». В таком собрании участвуют только те родители, чьи дети имеют общие проблемы (трудности общения, агрессия и др.). Родителям не дают конкретных рекомендаций, а родители сами приходят к ним в процессе обсуждений.

6) «Мастер – класс». Во время собрания некоторые из родителей, заранее подготовившихся, проводят мини-урок на определённую тему. Иными словами они делятся своим практическим опытом по решению воспитательной задачи. Подводится итог и некоторые из советов размещаются на стенде «Копилка родительского опыта».

Наглядно-информационные формы можно условно разделить на две под­группы:

1) информационно-ознакомительной направлена на ознакомление родителей с самим дошкольным учреждением. Родители знакомятся ближе с педагогами, с особенностями работы ДОУ, тем самым преодолевается поверхностное мнение о работе дошколь­ного учреждения.

2) задачи другой группы — информационно-просветительской — носят познавательный характер. Особенность такой формы общения заключается в опосредованности (через газеты, журналы, выставки).

Самой привлекательной и полезной, но в то же время достаточно сложной в организации, формой взаимодействия педагогов и родителей является досуговое направление. Эффективность таких мероприятий объясняется возможностью выяснить проблемы ребёнка наиболее глубоко, выявить трудности во взаимоотношениях; испытать разные подходы, а также приобрести опыт других родителей в решении тех или иных проблем.

Как отмечает в своём исследовании М.А. Панфилова, эффективность досуговых мероприятий главным образом обусловлена их качественным педагогическим содержанием и родительской активностью. Родители могут проявить себя с различных сторон: это и чтение стихов, игра на музыкальных инструментах, эрудированность и т.д. [7, c.92]. 

Ещё одной важной задачей современного педагога-психолога является создание условий для развития нормальных, гармоничных отношений в семье. Достижении этой цели возможно при организации совместной деятельности родителей и детей в рамках ДОУ.

Участие родителей возможно также в форме трудовой деятельности — помощь в оформлении помещения группы, благоустройство и озеленению дво­ра, посадка аллеи в связи со значимым событием родителей и детей, создание библиотеки и т.п.

Участие родителей в мероприятиях, организованных ДОУ, позволяет в процессе совместной деятельности лучше узнать своего малыша. Кроме того, это решает задачу поддержки педагогической компетентности родителей путем предложения необходимой информации в ненавязчивой, эмоционально комфортной форме.

Привлечение родителей к совместной деятельности предполагает получение следующих результатов:

1) эмоционально-комфортные условия для развития педагогической и психологической компетентности родителей;

2) повышение уровня участия родителей в жизни детского сада;

3) благоприятные условия для привлечения родителей к организационной деятельности ДОУ;

4) обеспечение возможности родительского контроля над деятельностью ДОУ;

Гармонизация детско-родительских отношений внутри семьи.

Как мы уже отмечали все усилия со стороны детского сада останутся без  положительного результата, если не будет создан благоприятный внутрисемейный климат, обеспечивающий гармоничное развитие ребёнка.

Необходимо выделить условия, обеспечивающие гармонизацию внутрисемейных отношений:

Во-первых, это диалог в общении родителей и детей. Родители и дети должны иметь общее видение ситуаций и совместные, однонаправленные действия в разрешении той или иной проблемы или задачи. Ключевым моментом в установлении диалога является равенство позиций ребенка и взрослого. Признается активная роль ребенка в его воспитании, а также воспитывающее воздействие и на самих родителей со стороны детей.

Во-вторых, чрезвычайно важным правилом является принятие ребёнка. Принятие заключается в безусловной родительской любви, которая принимает малыша со всеми свойственными ему качествами.

Другим важным условием является созидании атмосферы любви в семье, в которой ребёнок учиться заботе о близких, чуткости, отзывчивости, привязанности, уважению.

И последним ключевым условия гармоничных отношений в семье является, конечно же, атмосфера искренности. Дети чрезвычайно проницательны, поэтому всякая родительская ложь в скором времени будет изобличена. Родители не должны лгать детям. В случае невозможности сообщить чего-нибудь, лучше отказать в ответе или провести определенную границу в осведомлении.

В своей статье кандидат педагогических наук Н. Осухова отмечает, что в своих воспитательных воздействиях нельзя забывать, что у детей есть свои интересы, своя жизнь, и ее нужно уважать. Надо знать, чем живет, интересуется, что любит, чего не любит ребенок, с кем он дружит, с кем играет. Дети ценят такое отношение и внимание к себе и уважают за это своих родителей [5, c.25].

Но важнее всего в создании гармоничных детско-родительских отношений, считает А.А. Шведовская, является собственное поведение отца и матери, их постоянный контроль и наблюдение за своими действиями [11, c.64].

Родителям необходимо научить своих детей видеть в людях хорошее не осуждая недостатки людей. Забвение этой непреложной истины приведет к тому, что ребенок не будет уважать не только чужих людей, но и своих собственных родителей.

Хотелось бы остановиться на одном интересном методе, который сможет улучшить или, по крайней мере, подготовить благоприятную почву для улучшения отношений в семье, - это музыка.

Для детей дошкольного возраста самое главное место в их психическом развитии занимает эмоциональная сфера. Как мы знаем, музыка — искусство эмоциональное по самому своему содержанию.

Видный отечественный ученый, психолог Г.С. Тарасов отмечает, что высокое искусство, в частности, музыкальная классика, являясь самым желанным руководителем психического развития детей, выполняет «множество жизненно важных задач и призвана решать самую главную — воспитать в детях чувство внутренней причастности к духовной культуре человечества, воспитать жизненную позицию. В эмоциональной атмосфере увлеченности формируются взгляды, позиции детей на многие вещи, складываются общественные связи» [9, c.23].

 

Список литературы:
1. Доронова, Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. / Т. Дронова. – М.: Просвещение, 2012. – 154 с.
2. Евдокимова, Е.С. Детский сад и семья : Методика работы с родителями / Е. Евдокимова, Н. Додокина, Е. Кудрявцева. – М.: Мозаика-синтез, 2014. – 102 с. 
3. Осухова, Н. Психологическое сопровождение семьи личности в кризисной ситуации. / Н. Осухова // Школьный психолог. – 2013. – №31. – С. 25-26.
4. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения 15.10.2017).
5. Панфилова, М.А. Игротерапия общения. / М. Панфилова. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008. – 140 с. 
6. Тарасов, Г.С. Психология музыкального восприятия школьников. / Г. Тарасов // Вопросы психологии. – 1973. – №1. – С. 20-25. 
7. Форрари, К. Влияние музыкального воспитания на развитие личности ребёнка дошкольного возраста. // Международное общество по музыкальному воспитанию детей и юношества. Конференция 9-я. – М., 1970. – С. 23-30.
8. Шведовская, А.А. Особенности деятельностной стороны детско-родительских отношений в дошкольном возрасте. // Материалы Всероссийской научной конференции «Психологические проблемы современной российской семьи». – М., 2003. – С. 64-69.