Статья:

ПСИХОМЕТРИЯ В РОССИИ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ В КОНТЕКСТЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ОПЫТА

Конференция: LV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Общая психология, психология личности, история психологии.

Выходные данные
Павлова П.А. ПСИХОМЕТРИЯ В РОССИИ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ В КОНТЕКСТЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ОПЫТА / П.А. Павлова, Д.М. Максимов, Д.А. Чегодаев, С.Ю. Киселёв // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам LV междунар. науч.-практ. конф. — № 10(55). — М., Изд. «МЦНО», 2021. — С. 28-35.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПСИХОМЕТРИЯ В РОССИИ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ В КОНТЕКСТЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ОПЫТА

Павлова Полина Алексеевна
младший научный сотрудник, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, РФ, г. Екатеринбург
Максимов Дмитрий Михайлович
канд. мед. наук, доцент, Уральский государственный медицинский университет; научный сотрудник, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, РФ, г. Екатеринбург
Чегодаев Дмитрий Александрович
младший научный сотрудник, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, РФ, г. Екатеринбург
Киселёв Сергей Юрьевич
канд. психол. наук, доцент, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, РФ, г. Екатеринбург

 

PSYCHOMETRICS IN RUSSIA: CURRENT SITUATION IN THE CONTEXT OF INTERNATIONAL EXPERIENCE

 

Polina Pavlova

Junior researcher, Ural Federal University named after the First President of Russia B. N. Yeltsin, Russia, Ekaterinburg

Dmitry Maksimov

PhD, Associate Professor, Ural State Medical University; Researcher, Ural Federal University named after the First President of Russia B. N. Yeltsin, Russia, Ekaterinburg

Dmitry Chegodaev

Junior researcher, Ural Federal University named after the First President of Russia B. N. Yeltsin, Russia, Ekaterinburg

Sergey Kiselev

PhD, Associate Professor, Ural Federal University named after the First President of Russia B. N. Yeltsin, Russia, Ekaterinburg

 

Аннотация. Цель: Анализ современного состояния психометрии в Российской Федерации в контексте международного опыта. Метод: Библиографический анализ литературы и материалов сети интернет. Выводы:

Исследователи психометрии в РФ добились определенного прогресса за последние десятилетия, создавая и совершенствуя рекомендации и стандарты в данной области, а также учитывая опыт и достижения мирового сообщества психологов и готовы внести свой вклад в развитие этой важной дисциплины.

Abstract. Aim: Analysis of the current situation of psychometrics in the Russian Federation in the context of international experience. Methods: Bibliographic analysis of literature and materials on the Internet. Conclusions:

Researchers of psychometrics in the Russian Federation have made some progress over the past decades, creating and improving recommendations and standards in this area, as well as taking into account the achievements of the world community of psychologists. Russian researchers are ready to contribute to the development of this important discipline.

 

Ключевые слова: психометрия; психологическая наука.

Keywords: psychometrics; psychology science.

 

В настоящее время основной дисциплиной, изучающей психологические измерения, является психометрия. Американское психологическое общество определят психометрию (psychometrics) как «один из разделов психологии, связанным с количественной оценкой, измерением ментальных атрибутов, а также разработкой, анализом и улучшением качества психометрических инструментов» [1].  Основные цели психометрии заключаются в создание инструментов для измерения латентных психологических конструктов, а также в разработке и усовершенствовании теоретических моделей измерений.

Продолжительное время советские и российские разработчики и пользователи психодиагностических инструментов не имели специального издания по психометрии, ограничиваясь материалами, посвященным психологическим измерениям в отечественных учебниках по психодиагностике, а также использованием зарубежных изданий по тестированию. Одна из первых дискуссий, обозначившая состояние отечественной диагностики как «кризисное», была опубликована в журнале «Психология. Журнал Высшей школы экономики» в 2004 г.

Наиболее подробное описание отечественной психодиагностики было представлено по результатам пленарного доклада на Всероссийской конференции «Современная психодиагностика в изменяющейся России» в публикации «Современная психодиагностика России» 2008 года [2].  В качестве одной из основных проблем была обозначена низкая психометрическая грамотность специалистов, что повлекло за собой ряд других сложностей, таких как почти полное отсутствие профессиональных разработчиков тестов в России, что, соответственно, повлияло на количество новых полноценных отечественных методик и учебных пособий. Компенсировать ряд пробелов помог опыт зарубежных коллег-психометристов, перевод тематических изданий и использование зарубежных стандартов в отечественной практике.

В качестве начального этапа развития отечественной психометрии были проанализированы зарубежные стандарты и рекомендации по психометрической тематике. «Стандарт образовательного и психологического тестирования» (Standards for Educational and Psychological Testing) – документ, представленный тремя крупнейшими зарубежными организациями в сфере психологии и образования: Американской ассоциацией исследований в области образования (American Educational Research Association - AERA), Американской психологической ассоциацией (American Psychological Association  - APA) и Национальным советом по диагностики в образовании (The National Council on Measurement in Education - NCME) [3]. Данный стандарт является результатом развития предыдущих изданий и имеет продолжительную историю формирования. Первый вариант носил название «Технические рекомендации для психологических тестов и диагностических методов». Он был подготовлен и опубликован комитетом APA в 1954 году. Позже были выпущены «Технические рекомендации для тестов достижений» подготовленные совместным комитетом AERA и NCMUE в 1955 году. Третье издание, пришедший на смену двум предыдущим, было подготовлено объединенным комитетом, представляющим AERA, APA и NCME в 1966 г. Это было первое издание так называемых «Стандартов для образовательного и психологического тестирования». Три последующих издания Стандартов были подготовлены совместными комитетами AERA, APA и NCME, и опубликованы в 1974, 1985 и 1999 гг. Действующий комитет по управлению стандартами был сформирован AERA, APA и NCME в 2005 г.

Область психометрии полна новых и полезных методов и подходов, которые постоянно развиваются. Многие из этих разработок используют все более сложные модели и программные пакеты, применение которых требует специальной подготовки. Для облегчения использования стандартов и новых методов психометрии на практике разработано руководство «The Wiley Handbook of Psychometric Testing: A Multidisciplinary Reference on Survey, Scale and Test Development [4]. Основная цель справочника – предоставить единый практический ресурс, охватывающий основные аспекты психометрического тестирования. Руководство включает описание новейших разработок и практических иллюстраций с примерами использования кодов.

В зарубежной практике для мониторинга разработанных тестов используется ресурс «APA PsycTests» [5]. Он предоставляет доступ к более чем 60 000 психологических тестам, опросам и другим методикам психологической оценки. Для каждой методики представлено её описание, а так же информация о её разработке и администрировании, включающая следующие пункты: (1) тип теста, указывающий является ли запись исходным тестом, версией существующего теста, переводом теста или подтестом другого теста; (2) тип инструмента, включающий описание разработки тестирование, бланки с ответами и нормами, руководство по проведению тестирования, тестовые материалы и другие сопутствующие материалы для получения дополнительной информации; (3) конструкт теста, описывающий психологический конструкт, на оценку которого направлен тест; (4) методологию тестирования, описывающая психометрические характеристики теста и предоставляющая информацию о выборке, которая описывает популяцию, на которой может проводится тест.

Первые свидетельства позитивных изменений в российской психометрии в смысле адаптации и использования глобальных достижений этой науки, были обозначены в 2011 году на пленарном заседании II Всероссийской конференции «Современная диагностика в период инноваций» [6]. С целью учёта, а также классификации новых и уже существующих тестов в Российской Федерации (РФ) были разработаны ежегодные обзоры тестов, компендиум психодиагностических методик и предложен к обсуждению стандарт разработки тестов. Отечественные психологи так же выпустили ряд изданий психометрической тематики, ориентируясь на опыт зарубежных коллег, что в целом способствовало развитию психометрии как дисциплины в РФ (таблица 1).

Стоит отметить, что в последнее время в отечественной психометрии произошли заметные перемены.  Стал больше учитываться мировой опыт в сфере разработок тестовых методик, что увеличило пул используемых инструментов. Российские исследования в области психометрии впервые были представлены на мировом уровне в 2018 году. Д. Аббакумов стал первым отечественным исследователем, выступивший с докладом на конференции международного Психометрического общества [7]. Тем не менее, продолжает оставаться актуальной проблема несоблюдения большей частью специалистов международного стандарта образовательного и психологического тестирования при разработке и адаптации психологических тестов, что приводит к использованию устаревших тестовых норм, низкому психометрическому качеству методик, применению устаревших математических методов и пр. При анализе психодиагностических отечественных методик с учетом международных требований было выявлено, что не более 10 % прошли проверку на психометрическое качество [8].

Таблица 1

Российские и зарубежные профессиональные психометрические издания

Вид издания

Зарубежный вариант

Российский вариант

Ежегодные обзоры тестов

Mental Measurements Yearbook [9]

Ежегодник профессиональных рецензий и обзоров. Методики психологической диагностики и измерения [10]

Компедиум психодиагностических методик

Tests in print [11]

Компендиум психодиагностических методик России [12]

Стандарт разработки тестов

Standards for Educational and Psychological Testing [3]

Отсутствует

Междисциплинарный справочник по исследованиям, шкалам и разработке тестов.

The Wiley Handbook of Psychometric Testing [4]

Технология разработки тестов [13]

 

В целом, отечественная психометрия перенимает опыт как зарубежных коллег, включаясь в международное сотрудничество, так и разрабатывает собственные рекомендации и методики в соответствии с особенностями популяции РФ.

На данный момент одним из перспективных направлений сферы психометрического тестирования является разработка компьютеризированных психодиагностических методик. Несмотря на многообещающие возможности данного типа методик (повышение качества процедуры тестирования, за счёт увеличения точности регистрации результатов и исключение ошибок обработки исходных данных; возможность создания и эффективного обновления общероссийской базы и пр.), открытыми остаются вопросы переноса «бумажных» версий методик, особенности процедуры тестирования с использованием компьютерной техники и высокая ресурсоёмкость при создании цифровых техник тестирования требующих решения.

Исследователи психометрии в РФ добились определенного прогресса за последние десятилетия с помощью достижений мирового сообщества психологов и готовы внести свой вклад в развитие этой важной дисциплины.

 

Список литературы:
1. American Psychological Association, APA Task Force on Psychological Assessment and Evaluation Guidelines. APA Guidelines for Psychological Assessment and Evaluation. - 2020.
2. Батурин, Н. А. Современная психодиагностика России. Психология. // Психофизиология. - 2008. (32 (132)), 4-9.
3. AERA, APA & NCME. Standars for Educational and Psychological Testing. // 2014.
4. Irwing, P., Booth, T., & Hughes, D. J. (Eds.). The Wiley handbook of psychometric testing: A multidisciplinary reference on survey, scale and test development. John Wiley & Sons. – 2018
5. База данных психологических тестов и показателей, предназначенная для использования в социальных и поведенческих исследованиях «APA PsycTests».URL: https://psycnet.apa.org/home
6. Батурин, Н. А. Современная психодиагностика России: преодоление кризиса и решение новых проблем. // Психология. Психофизиология. – 2011. (40 (216)), 4-12. 
7. Abbakumov, Desmet, & Van den Noortgate. - 2018.
8. Компендиум психодиагностических методик России. URL: http://lab.psytest.ru/ru/Nauchnaja_zhizn/KOMPENDIUM).
9. Carlson, J. F., Geisinger, K. F., & Jonson, J. L. (Eds.). The twenty-first mental measurements yearbook. Buros Center for Testing, The University of Nebraska-Lincoln. - 2021.
10. Орёл Е. Ежегодник профессиональных рецензий и обзоров. Методики психологической диагностики и измерения. Под ред Н.А. Батурина и Е.В. Эйдмана. - 2014.
11. Anderson, N., Schlueter, J. E., Carlson, J. F., Geisinger, K. F., & Buros Center for Testing. Tests in print IX: An index to tests, test reviews, and the literature on specific tests. - 2016.
12. Пичугова, А. В. Компендиум психодиагностических методик России и СССР: дополнительный анализ. Психология. Психофизиология. - 2009. (5 (138)), 49-55.
13. Батурин, Н. А., & Мельникова, Н. Н. Технология разработки тестов: часть I. // Психология. Психофизиология. – 2009. (30 (163)), 4-14.