Статья:

Оптимизация когнитивной деятельности студентов в условиях дистанционного обучения

Конференция: XLII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Педагогическая психология

Выходные данные
Кумышева Р.М. Оптимизация когнитивной деятельности студентов в условиях дистанционного обучения // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XLII междунар. науч.-практ. конф. — № 8(42). — М., Изд. «МЦНО», 2020.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Оптимизация когнитивной деятельности студентов в условиях дистанционного обучения

Кумышева Римма Мухамедовна
доцент, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова, РФ, г. Нальчик

 

OPTIMIZATION OF STUDENTS' COGNITIVE ACTIVITY IN THE CONTEXT OF DISTANCE LEARNING

 

Rimma Kumysheva

Associate Professor, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor  of the Higher Education Federal State Budgetary Educational Institution Kabardino-Balkarian State University named after H.M. Berbekov,

Russia, Nalchik

 

Аннотация. В статье описана модель когнитивной деятельности студентов в контексте их взаимодействия с миром. Внешний мир представлен как совокупность информационного, предметного и социального контекстов, в каждом из которых студентами выполняются определенные когнитивные функции и формируются необходимые способности и элементы опыта.

В условиях дистанционного обучения в модель были внесены коррективы, компенсирующие ограничения предметного и социального контекстов.

Abstract. The article describes a model of students' cognitive activity in the context of their interaction with the world. The external world is presented as a set of information, object and social contexts, in each of which students perform certain cognitive functions and the necessary abilities and elements of experience are formed.

In the context of distance learning, adjustments were made to the model to compensate for the limitations of the subject and social contexts.

 

Ключевые слова: когнитивная деятельность; студент; дистанционное обучение.

Keywords: cognitive activity; student; distance learning.

 

Создание модели когнитивной деятельности студентов было обусловлено экономическими и социальными изменениями, происшедшими под влиянием информационных технологий. Для подготовки к работе в обществе, которое требует от выпускников высшей школы мобильной реакции на изменяющиеся условия деятельности и ускоренного принятия адекватных решений, оказалась необходимой соответствующая модель когнитивной деятельности студентов. Она включает информационный, предметный и социальный контексты, обеспечивая подготовку студентов к деятельности в динамичном внешнем мире. Переход к дистанционной форме обучения резко ограничил социальный и предметный контексты, что обусловило необходимость их компенсации путем преобразования модели когнитивной деятельности студентов.

Специалисты в области образования все чаще предлагают модели и концепции обучения, ориентированные на повышение роли его практической составляющей и решение проблемных задач:

1) научить студентов  строить собственные знания, конструировать новые модели деятельности [1]; анализировать проблемные ситуации и создавать условия для обмена способами решения друг с другом [2]; 

2) использовать компьютерное моделирование реально наблюдаемых жизненных проблем [3] и среду Virtual Reality (VR) для моделирования решений проблемных ситуаций [4] и другие.

Все предлагаемые меры содержат общие моменты: взаимодействие студентов с реальным миром и создание собственных новых идей в процессе получения образования.

Согласно когнитивной психологии, знание – это внутренняя репрезентация внешнего мира, а человеческий организм – информационный процессор, который преобразует внешний мир в символы [5, с. 87]. Человек способен преобразовать мир в символы в той же мере, в какой может преобразовать мир посредством знаний. Согласно гуманистической психологии знание предполагает преобразование личности, оно наделяет его, в частности способностью преобразовать мир [5, с. 117-118].

Теоретизация знаний и формализация обучения, которые постепенно вытеснили естественный познавательный процесс, превратили процесс обучения в накопление информации, часто без осознания ее значений и функций для дальнейшей деятельности. Истинные знания – это всегда знания о мире и способах взаимодействия с ним. Следовательно, современное образование должно осуществляться во взаимодействии студентов с миром.

Человек взаимодействует с миром посредством деятельности. Вот почему так важно, чтобы выпускник высшего образования умел соотносить реальные проблемы жизни с тем, что профессиональная деятельность может предложить для их решения, владеть профессиональными навыками в той мере, в какой можно выбирать и творчески применять их в реальности. Модель когнитивной деятельности студентов, предлагаемая нами, имеет целью повысить степень ориентированности личности в мире, а также обеспечить готовность выпускника актуализировать и решать проблемы мира.

Мы исходим из того, что профессиональная деятельность осуществляется в трех контекстах: информационном, социальном и предметном. Мы их называем так: информационный мир, социальный мир, предметный мир. В контексте трех миров человек последовательно выполняет виды когнитивной деятельности: наблюдение, выявление проблемы, постановка задачи, поиск путей ее решения, решение проблемы, внесение результата непосредственно в контекст мира.

Познание стартует при дефиците знаний для ориентации в проблемной ситуации. Значит, первый шаг в познании – осознание необходимости в информации и постановка задачи, соответствующей ситуации. Человек ищет средства ориентации в информационном мире. Найденная информация применяется человеком в ситуации и при необходимости изменяется до достижения результата. Полученный результат обсуждается субъектом с коллегами, в результате чего результат видоизменяется. Этот процесс осуществляется в социальном мире. Окончательный результат когнитивной деятельности внедряется в соответствующий уровень мира.

Модель когнитивной деятельности студентов в контексте взаимодействия с внешним миром базируется на данной схеме деятельности. Но, поскольку модель является составной частью учебного процесса, в ней предусмотрены ситуационные уровни: учебной задачи, имитации профессиональной деятельности и социального взаимодействия, реальных проблем, извлеченных из непосредственного взаимодействия с миром.

На уровне учебной задачи, студент взаимодействует с информационным миром. Поиск информации и соотнесение ее с задачей, решение и проверка результата осуществляются на внутреннем плане. Познавательный результат действий на данном уровне – выработка алгоритма решения проблемных задач и способности оценивать собственные действия.

Полученный познавательный результат становится основой для действий на уровне имитации профессиональной деятельности. Студенты применяют алгоритм решения задач к ситуациям, которые репрезентируют эпизоды профессиональной деятельности. Деятельность осуществляется на внешнем плане. Познавательным результатом на этом уровне является опыт социального взаимодействия и практической деятельности (см. Рисунок 1).

 

Рисунок 1. Модель когнитивной деятельности студентов

 

В условиях дистанционного обучения и самоизоляции появилась необходимость компенсировать ограниченное социальное взаимодействие студентов и невозможность изучать реальные проблемы предметного мира. В модель когнитивной модели студентов были внесены задания по: 1) самоанализу, проектированию профессионального и личностного саморазвития;  2) моделированию ситуаций профессиональной деятельности во время видеоконференций; 3) исследованию различных проблем с использованием онлайн опросов. Социальное взаимодействие компенсировалось путем выполнения коллективных заданий и проектов, обсуждения их в онлайне, принятия совместных решений. Таким образом, в условиях дистанционного обучения продолжилась реализация модели когнитивной деятельности студентов в контексте взаимодействия с внешним миром.

 

Список литературы:

  1. Procedia Vali I. (2013) Social and Behavioral Sciences. Vol.76. P. 388-392. https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2013.04.133
  2. Martina Alles, Tina Seidel & Alexander Gröschne. International Education Studies. Vol. 11. No. 1. 11-24 (2018) doi:10.5539/ies.v11n1p11  available at: URL: https://doi.org/10.5539/ies.v11n1p11(Accessed 25 July 2020).
  3. Wael A. Salah & Abu Sneineh Anees (2017). Modern Applied Science. Vol. 11. No. 8. available at:  doi:10.5539/mas.v11n8p74 URL: https://doi.org/10.5539/mas.v11n8p74 (Accessed 20 July 2020).
  4. Yonit Nissim , Eyal Weissblueth. International Education Studies. (2017) Vol. 10. No. 8. P.52-59  doi:10.5539/ies.v10n8p52 available at:   URL: https://doi.org/10.5539/ies.v10n8p52 (Accessed 23 July 2020).
  5. Смит Н. Современные системы психологии. − СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, ОЛМА-ПРЕСС, 2003. − 384 с.