Статья:

Влияние интернета на подростка

Конференция: XV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Общая психология, психология личности, история психологии.

Выходные данные
Лунюшкина М.В., Зеленская Д.В., Твелова И.А. Влияние интернета на подростка // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XV междунар. науч.-практ. конф. — № 2(15). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 71-74.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Влияние интернета на подростка

Лунюшкина Мария Валерьевна
студент, ФГБОУ ВО «Армавирский государственный педагогический университет», РФ, г. Армавир
Зеленская Дарья Викторовна
студент, ФГБОУ ВО «Армавирский государственный педагогический университет», РФ, г. Армавир
Твелова Ирина Александровна
канд. психол. наук, доцент, ФГБОУ ВО «Армавирский государственный педагогический университет», РФ, г. Армавир

 

Аннотация. В данной статье рассматривается проблема влияния интернета на физическое и психологическое состояние современных подростков.

 

Ключевые слова: интернет; подростки; социальные сети; интернет-зависимость; онлайн-игра.

 

XXI век – это век компьютерных технологий и новинок, за которыми наше будущее. Уже сейчас каждый ребёнок имеет компьютер и доступ в Интернет. И, пожалуй, стоит задать актуальный на данный момент вопрос: "Оказывает ли Интернет влияние на подростков?"

Общество придерживается различных точек зрения о вреде и пользе всемирной паутины и социальных сетей. И даже ученые не могут прийти к единому мнению в данном вопросе. Уже сейчас трудно представить мир без различных гаджетов, которые уверенно вошли в жизнедеятельность общества.

На данный момент на социализацию ребёнка огромное влияние оказывает Интернет и различные устройства, которые обеспечивают туда доступ.

Возможность пользоваться Интернетом, с одной стороны, оказывает положительное влияние на детей и подростков: там они могут почерпнуть новые знания, найти ответы на интересующие их вопросы, но, с другой стороны, всемирная сеть опасна. Длительное и регулярное нахождение за компьютером приводит к возникновению физических проблем. Игры и общение в социальных сетях постепенно заменяют подростку реальную жизнь - он перестаёт общаться с друзьями, выходить из дома, ведёт малоподвижный образ жизни. Такое положение вещей приводит к ухудшению зрения, быстрой утомляемости, возникновению проблем с ЖКТ, к нарушению опорно-двигательного аппарата [4]. Наряду с влиянием на физическое состояние, Интернет воздействует и на не сформировавшуюся психику подростка.

К основным негативным последствиям воздействия Интернета можно отнести следующие:

· Интернет во многом даёт иллюзию вседозволенности.

· Начиная с 2016 года широкое распространение в интернете получили так называемые группы смерти, где происходило сильное отрицательное воздействие на неокрепшую психику подростка, что привело к случаям суицида. (С 2016 года число самоубийств среди подростков выросло на 60 %).

· Эго-распад: «Я реальное» и «Я виртуальное». Такое раздвоение личности приводит к нервным срывам и частым вспышкам гнева.

· Сложности в установлении контакта с окружающими людьми и обществом.

· Особый интерес для ученых, которые изучают интернет и его влияние на подростка, представляет собой такое явление, как «игры с идентичностью» или экспериментирование с самопрезентированием, опирающееся на фундаментальное свойство Интернета, задающее ситуацию безопасности – анонимность. Другие свойства Интернета – пространственно‑временная неограниченность коммуникации и легкость визуализации ипостасей личности, которые в дальнейшем создают предпосылки для интенсификации общения на личностном уровне [6].

Из выше перечисленного можно сделать вывод о том, что неодобрительное влияние социальных сетей и Интернета приводит к разрушению реальной личности и появлению психических заболеваний.

Именно поэтому, погружаясь все больше, как в пучину, в сети интернета ребенок становится зависимым от него. И это легко понять по некоторым признакам. Если подросток испытывает беспокойство, не выходя в сеть даже непродолжительное время, то уже можно констатировать факт зависимости. Таким образом, для того чтобы ребенок не подвергся зависимости от интернета, необходимо как минимум чтобы родители уделяли внимание своему ребенку и следили за тем, в какие игры он играет и какие сайты посещает, так как однажды погрузившись в завлекательный мир интернет-паутины, ребенок может больше не появиться на поверхности нашей реальности [5].

Несмотря на негативные моменты влияния Интернета на подростка, можно говорить и о положительных выводах, которые учёные ставят в противовес такому понятию как «интернет-зависимость»:

· Интернет помогает расширить кругозор за короткий срок.

· Расширяет доступ к получению информации в различных сферах (вебинары, онлайн-консультации, мастер-классы, видео-уроки).

· Улучшает качество жизни подростков, с ограниченными возможностями (миллионы инвалидов получили шанс реальной удаленной работы, способ общаться с друзьями).

· Через Интернет можно найти друзей, родственников, с которыми давно оборвана связь.

На сегодняшний день мы можем получить доступ во всемирную сеть буквально из любого места, где бы не находились, достаточно иметь под рукой телефон или же любой другой подходящий для этого гаджет. В настоящее время существует множество игр, большая их часть ориентирована на онлайн участие, конечно же через интернет. Это позволяет подросткам проводить больше времени за играми. Достаточно продолжительное количество времени, несколько десяти­летий, среди психологов, педагогов, ученых, родителей подростков имела место быть дискуссия: несут ли игры вред или же приносят пользу, а может быть и вовсе не оказывают никакого влияния. Бытовало мнение, что именно из-за пристрастия к интернет-играм у подростков возникают вспышки гнева, ярости, агрессии. Подростки под влиянием игр, которые зачастую носят элементы насилия в своем сюжете, становятся злее, у них обостряется жестокость. Но достаточно недавно взгляд на данную проблему подвергся кардинальным изменениям. Учеными на основе исследований было доказано, что онлайн – игры не оказывают негативного влияния. Интерес к играм нельзя сравнить с алкогольной или наркотической зависимость, как это считалось раньше. Наоборот, приводятся доказательства даже пользы игрового процесса. Ученые считают, что некоторые виды игр помогают развивать внимание, реакцию и в целом развивают мозг - играя, формируются тысячи новых соединений нейронов. Отрица­тельным явлением, по-прежнему остается тот факт, что подростки сильно увлечены игровым процессом, проводят за ним большое количество времени, предпочитая реальному миру виртуальный.

Таким образом, нельзя однозначно судить о влиянии Интернета на личность подростка. Конечно же, во всем есть свои минусы и плюсы. Следует лишь помнить, что всё нужно делать с чувством меры, в том числе и пользоваться Интернетом. Это поможет избежать тех негативных аспектов, о которых мы говорили выше, а также приумножить имеющиеся положительные стороны. При всей неоднозначности рассмотренного вопроса необходимо помнить, что интернет является неотъемлемой частью развития подростка в условиях современных технологий и каким образом будет сказываться данное влияние зависит, прежде всего, от правил взаимодействия с глобальной сетью.

 

Список литературы:
1. Арестова О.Н., Бабанин Л.Н., Войскунский А.Е. Психологическое исследование мотивации пользователей Интернета. 2-ая Российская конференция по экологической психологии. Тезисы. М., 2000.
2. Белинская Е., Жичкина А. Современные исследования виртуальной коммуникации: проблемы, гипотезы, результаты. М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
3. Войскунский А.Е. Исследования Интернета в психологии // Интернет и российское общество / Под ред. И. Семенова. М., 2002. С. 235–250.
4. Пьянкова Н.Г., Матвиюк В.М. Влияние глобальной сети Интернет на психику подростков // Концепт. – 2014. – Спецвыпуск № 30.
5. Чернухина Н.В., Матвиюк В.М. Информация в сети интернет и проблемы ее достоверности // Современное инновационное общество: динамика становления, приоритеты развития, модернизация: экономические, соци-альные, философские, правовые, общенаучные аспекты. 2015. С. 139-141.
6. Чудова И.В. Особенности образа «Я» «Жителя Интернета» // Психологический журнал. 2002. № 1. С. 113–117.
7. Шахмартова О.М. – Подросток и компьютер // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. 2012. № 28. С. 1339–1347.