Статья:

Современные подходы к проблеме психологии воспитания подрастающего поколения

Конференция: X Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Педагогическая психология

Выходные данные
Дарвина Ю.С. Современные подходы к проблеме психологии воспитания подрастающего поколения // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам X междунар. науч.-практ. конф. — № 7(9). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 57-61.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Современные подходы к проблеме психологии воспитания подрастающего поколения

Дарвина Юлия Сергеевна
аспирант, Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского, РФ, г. Брянск

 

FEATURES OF FINANCIAL BEHAVIOUR OF STUDENTS WITH THE DIFFERENT LEVEL OF UNEASINESS

 

Yuliya Darwina

graduate student, Bryansk state University named after academician I. G. Petrovsky, Russia, Bryansk

 

Аннотация. В данной статье проведен общий обзор этапов воспитательного процесса в школьном образовании в период с зарождения Древнерусского государства до 90х годов 20вв. В статье рассматривается проблема воспитания через психологический подход. Рассмотрено мнение Коган И. М. и Петровского А. В. в понимании современного направления в воспитании. Автор полагает, что на сегодняшний день проблема воспитания молодежи актуальна, и не имеет однозначного решения, приведен ряд ключевых областей требующих подробного изучения.

Abstract. This article provides an overview of the stages of the educational process in school education in the period from the birth of the Old Russian state to the 90s of the 20th century. The article deals with the problem of education through a psychological approach. The opinion of Kogan I.M. and Petrovsky A.V. in the understanding of the current trend in upbringing is considered. The author believes that to date the problem of educating young people is relevant, and there is no unambiguous solution, there are a number of key areas requiring detailed study.

 

Ключевые слова: воспитание; педагогическая психология; история воспитания; проблема воспитания в современной России.

Keywords: education; pedagogical psychology; the history of upbringing; the problem of upbringing in modern Russia.

 

Воспитание подрастающего поколения является одной из актуальных проблемой современного общества. Это междисциплинарная проблема, которая затрагивает такие области научного знания как: педагогика, социология, философия, политология, культурология и безусловно психологическую науку. На сегодняшний день, вопрос о воспитании подрастающего поколения стал вопросом государственной важности. В первую очередь это связано с тем, что последние несколько десятков лет этому вопросу не уделялось должного внимания. Воспитание, как процесс, отошло на второй план как в области образования, так и в других сферах деятельности государственной политики. Чтобы понять, почему это произошло, необходимо рассмотреть причины, которые и привели к такой проблеме. В данной статье мы будем рассматривать проблему с психологической точки зрения.

Мы разделяем точку зрения А. В. Петровского о том, что в психологии под воспитанием понимается - процесс социализации индивида, становление и развитие его как личности на протяжении всей жизни в ходе собственной активности и под влиянием природной, социальной и культурной среды, в том числе специально организованной целенаправленной деятельности родителей и педагогов. [4, с. 51]

В ходе воспитания человека, как правило, должны сформироваться такие аспекты его жизни как: самосознание, саморегуляция поведения, целеполагание, формирование мотивов поведения, ответственность, активность и творческий взгляд.

Следует сказать, что воспитание как целенаправленный процесс прошло в своем развитии несколько этапов. Теоретический анализ проблемы позволил дифференцировать периоды становления и развития подходов в определении целей воспитания в исторической ретроспективе (см таблицу).

 

Таблица 1

Этапы воспитательного процесса в России

Период

Содержание периода

Допетровский период развития

Относится к периоду начала Крещения Руси и зарождения Древнерусского государства. В связи с отсутствием образовательных учреждений, все образование и воспитание детей проходило в семье и пропускалось через призму христинской веры. “Да пошлет Бог кому детей, сыновей и дочерей, то заботиться отцу и матери о чадах своих; обеспечить их и воспитать в доброй науке”. [1] Сводилось такое образование и воспитание, как правило, к научению детей порядку, ремеслу и рукоделию. О воспитании ребенка, как личности не могло быть и речи.  Первоочередным является трудовое воспитание.

Период Российской империи

Этот период характерен тем, что Петр I проводит образовательную реформу в России. Вводит систему образовательных учреждений и обязательное образование для всех сословий (кроме крестьян). Возрастает внимание к самостоятельной активности и умственному развитию детей. Воспитание становится важной частью образовательной системы. Следует помнить, о том что образование и воспитание в специальных учреждениях получали только мальчики. Возможность  получать образование и воспитание, у девочек появилась только при Екатерине II, с возникновением Смольного института благородных девиц. Произошло отделение церковного воспитания от светского. Как пример, можно выделить книгу, выпущенную для воспитания молодежи “Юность и честное зерцало”. В течении этого периода появляется система высшего образования, профессионально-технического образования. Введена первая воспитательная доктрина: православие, самодержавие, народность.

Советский период  (до 91-го гг XX века)

20-е гг XX века известны как период экспериментов не только в государственной политике, но и в системе образования. Была предпринята попытка ухода от классной системы, разработка и внедрение бригадного метода обучения. В 30-е гг происходит становление определенной системы образовательных стандартов, которая сохраняется до настоящего времени в российских школах. Это период становления патриотического государства. Воспитание осуществляется в русле советского патриотизма, гражданина своей страны. Первостепенными качествами советского человека становятся дисциплина и организованность. В обществе формируется и развивается коллективизм. Это продолжается до начала 90-х гг. В период распада СССР наступает кризис не только в государственной политике, но и в системе образования и воспитания.

Период современной России

В начале 90-х гг происходит смена приоритетов и гражданское воспитание теряет свою актуальность. Все больше образовательная деятельность становится направленной на самоценность личности в отрыве от гражданской ответственности. Идет процесс интеграции с западно-европейскими стандартами, что приводит к отрыву образования от воспитания. Это можно видеть и в таких документах как Закон об образовании от 10 июля 1992-го г. [2] В котором о воспитании как о процессе в  образовании не упоминается.

На сегодняшний день ситуация снова изменилась и государство  вновь обратило внимание на проблемы воспитания молодого поколения. Начиная с 1993-го г и по настоящее время, в России идет процесс становления правового государства и гражданского общества.  Гражданственность определяется как интегративное качество личности, позволяющее человеку ощущать себя юридически, социально, нравственно и политически дееспособным, цель гражданского воспитания стала обозначаться как становление молодежи в качестве субъекта народовластия. Воспитание вновь входит в  категорию образовательного стандарта и является частью образования. [5]

 

Исходя из вышеизложенного, видно, что проблема воспитания молодого поколения была актуальной во все времена. На сегодняшний день ситуация, сложившаяся в нашей стране в 90-ые гг, претерпевает существенные позитивные изменения. Что же касается современных подходов к воспитанию, то Коган И. М. выделяет 4 направления в понимании процесса воспитания. Каждое из этих направлений имеет свои взгляды на цели воспитания, свои механизмы и методы воздействия.

Стихийное воспитание - характеризуется отсутствием цели воспитания, либо же она сильно размыта, методы зачастую ситуативны и противоречивы [3].

Воспитание как адаптация - цель такого воспитания приспособиться к ситуации в обществе, двигаться по течению, личность человека остается за рамками, методы такого воспитания приводят к развитию потребительства [3].

Воспитание как развитие - в основе этого подхода лежит гуманистическое мировоззрение, на первый взгляд это кажется привлекательным, но и тут имеются подводные камни. Гуманистическое мировоззрение не равно гуманному отношению. Целью этого подхода является развитие у ребенка его потенциальных возможностей, доминирующих направленностей его личности. Это, зачастую, приводит к гипертрофированному эго, самости. Центральным развитием личности становится самоактуализация [3].

Воспитание как преображение - сущность данного подхода заключается в создании условия для преображения личности. Этот подход несет в себе взгляд на ребенка как на личность с различными задатками плохими и хорошими. Основная цель при таком подходе - создание условий для развития добрых начал, для борьбы со своим злом. Чем раньше такие условия будут созданы, тем успешнее будет воспитание. В этом и есть смысл воспитания [3].

В педагогической и психологической науках то или иное направление имеет своих сторонников, все зависит  от целей воспитания и принятии той или иной позиции в этом вопросе.  По мнению Коган И. М “последний подход вполне согласуются с представлениями классиков отечественной психологии о смысле личностного развития, как воспитании иерархической системы мотивов и потребностей, где высшие мотивы становятся главными и преобладают над низшими”[3]. Мы разделяем мнение Коган И. М о воспитании как о смысле личностного роста. Но считаем, что описанные ею направления не решают проблему воспитания подрастающего поколения в современном обществе по тому как на данный момент мы наблюдаем: отсутствие  единого подхода к проблеме воспитания; отсутствие социального заказа; отсутствие механизмов, политики воспитания; отсутствие воспитательной доктрины, что создает  базу для дальнейшей работы в области  решения данной проблемы.

 

Список литературы:
1. Домострой, глава 19 [электронный ресурс] - Режим доступа. – URL: http://librebook.ru/domostroi (дата обращения 20.01.2017)
2. Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 [электронный ресурс] - Режим доступа. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1888/ (дата обращения 19.01.2017)
3. Коган И. М Современные подходы к воспитанию. Лекции по психологии. [электронный ресурс] - Режим доступа. – URL: http://www.portal-slovo.ru/pedagogy/44895.php (дата обращения 23.01.2017)
4. Краткий психологический словарь. Ростов-на -Дону, 1998. под. ред А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского- 512 с.
5. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция) [электронный ресурс] - Режим доступа. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения 19.01.2017).