Статья:

Имплицитные представления студентов о психологе-профессионале

Конференция: IX Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Общая психология, психология личности, история психологии.

Выходные данные
Тихомирова И.В., Мусиенко О.А. Имплицитные представления студентов о психологе-профессионале // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам IX междунар. науч.-практ. конф. — № 7(9). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 60-65.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Имплицитные представления студентов о психологе-профессионале

Тихомирова Ирина Викторовна
канд. психол. наук, доц. кафедры Психологического института им. Л.С.Выготского Российского Государственного Гуманитарного Университета, РФ, г.Москва
Мусиенко Ольга Александровна
студент Психологического института им. Л.С.Выготского Российского Государственного Гуманитарного Университета, РФ, г. Москва

 

The Implicit ideas of students about a psychologist-professional

 

Irina Tikhomirova

associate professor, edging. psycho.sciences of Department of general laws of mental development, Russia, Moscow

Olga Moosienko

student of the Psychology Institute of Russian State Humanitarian University, Russia, Moscow

 

Аннотация. Целью проведенного исследования являлось выявление сущности представлений, входящих в имплицитную концепцию образа психолога – практика (его личности и профессиональной деятельности) у студентов разных специальностей и курса обучения.

Abstract. An aim undertaken a study was an exposure of essence of the presentations included in implicit conception of character of psychologist is practice (to his personality andprofessional activity) for the students of different specialitiesand year.

 

Ключевые слова: имплицитная концепция личности; семантическое пространство личностных смыслов; семантические универсалии.

Keywords: implicit conception of personality; semantic space of personality senses; semantic universals.

 

Несмотря на то, что в настоящее время профессия психолога является достаточно популярной, а число выпускников психологических вузов позволяет отнести ее к категории массовых профессий, в отношении деятельности и личности практического психолога остается много невыясненных вопросов [4; 5; 7]. Одно из возможных объяснений этого факта, по нашему мнению, коренится в существующих имплицитных представлениях, от которых несвободно не только обычные граждане, но и люди, выбирающие для себя профессию психолога и получающие специальное профессиональное образование в соответствующем вузе.

В связи с этим, в рамках дипломной работы студентки Психологического института им. Л.С.Выготского РГГУ Мусиенко О.А., было проведено специальное исследование, целью которого являлось выявление сущности представлений, входящих в имплицитную концепцию образа психолога – практика (его личности и профессиональной деятельности) у студентов разных специальностей и курса обучения. В ходе исследования решались следующие задачи:

1. Выявить особенности имплицитных представлений о психологе-практике у студентов-психологов 1-ого года обучения и выпускников вуза;

2. Выявить особенности имплицитных представлений о практическом психологе у студентов старших курсов непсихологических специализаций;

3. Выявить отличия представлений о психологе-практике, связанные с профессиональной направленностью и курсом обучения;

4. Проследить динамику изменений имплицитных представлений о практическом психологе у студентов младших и старших курсов психологического факультета.

В экспериментальном исследовании приняли участие 103 человека: студенты-выпускники психологического факультета РГГУ (30 человек); студенты 1 курса психологического факультета РГГУ (30 человек); студенты- выпускники не психологических специальностей различных образовательных учреждений (30 человек); профессиональные психологи с опытом практической работы (больше 10 лет) (13 человек).

В качестве основной диагностической методики использовалась методика личностного семантического дифференциала СД [2; 6]. Испытуемых просили оценить нескольких персонажей: практический психолог, экстрасенс (гадалка, ясновидящий), учитель, друг, психиатр, социальный работник, священник для определения степени их близости в субъективном семантическом пространстве. Список персонажей был определен на предварительном этапе исследования в процессе опроса группы экспертов, в которую вошли студенты и профессиональные психологи.

С помощью метода СД в рамках настоящего исследования изучались имплицитные представления трех уровней, различающиеся по степени обобщенности (дифференцированности, артикулированности): 1) недифференцированные, размытые, – на уровне целостного образа персонажа; 2) дифференцированные – через выделение и оценку отдельных качеств; 3) артикулированные – как отражение отдельных качеств, констатация уникальности, исключительности.

Уровень наиболее обобщенных представлений о практическом психологе характеризовался степенью сходства с ним лиц разных профессий. Имплицитные представления этого уровня являются целостными (недифференцированными), отражающими целостное впечатление «похожести – непохожести». Для этого использовался показатель «расстояния» между персонажами в субъективном семантическом пространстве, вычисляемый по формуле, предложенной Ч. Осгудом [9]. С помощью этой формулы рассчитываются «расстояния» между персонажами в субъективном семантическом пространстве, образованном 3 классическими факторами: оценки, силы, активности. В данном случае формула приобретает следующий вид:

где: D (x,y)= семантическое расстояние между персонажами x и y;

d (o,c,a) – алгебраическая разность между координатами х и y на каждом из 3 факторов.

Для характеристики имплицитных представлений второго уровня использовались показатели методики СД (факторы Оценки, Силы и Активности).

Особенности третьего уровня имплицитных представлений оценивались с помощью метода семантических универсалий, позволяющий выделять уникальные характеристики, свойственные конкретной группе испытуемых. Метод основан на подсчете частоты встречаемости определенного признака по группе испытуемых [1; 8].

Дополнительно в исследовании была использована специально разработанная анкета, предназначенная для выявления представлений относительно физического облика психолога (внешность, манера поведения, одежда, возраст, пол), его личностных качествах, содержании его деятельности. При разработке анкеты использована схема, предложенная Донцовым А.И. с соавт. [3].

Для обработки результатов и проверки выдвинутых предположений использовались методы математической статистики: методы группового анализа (t-критерий Стьюдента, критерий Манна-Уитни), корреляционного анализа (коэффициент ранговой корреляции Спирмена) с использованием программ SPSS Statistics 17.0).

Результаты проведенного исследования показывают, что стереотипы практического психолога в среде студенческой молодежи имеют черты сходства и различий.

Стереотипы практического психолога у студентов младших и старших курсов психологического вуза различаются за счет выраженности в имплицитных представлениях отдельных качеств: в качестве групповой семантической универсалии студентов 5 курса выступает список дескрипторов: «сильный», «деятельный», «энергичный», «спокойный», «уверенный», «самостоятельный»; у студентов 1 курса в качестве групповой семантической универсалии выделен один дескриптор – «общительный». Кроме того, имплицитные представления студентов 5 и 1 курсов на статистически достоверно значимом уровне различаются в выделении волевых качеств и параметров активности. В имплицитных представлениях выпускников преобладает акцент на волевой регуляции и саморегуляции (фактор силы ЛД), а у первокурсников – на характеристиках активности (фактор активности ЛД). Эти результаты говорят в пользу того, что стереотипы «практического психолога» у студентов младших и старших курсов психологического вуза различаются главным образом за счет дифференцированных и артикулированных имплицитных представлений.

Что же касается наиболее обобщенных имплицитных представлений о практическом психологе (на уровне целостных образов-типажей) между студентами всех выборок нет различий: наиболее близки между собой имплицитные представления о психологе и педагоге.

Анализ ответов на анкету позволяет дополнить имплицитные концепции «психолог-профессионал» разных групп студентов.

В группе психологов-выпускников наиболее близкий обобщенный типаж, с которым ассоциируется практический психолог – это педагог. Среди качеств присущих психологу-практику студенты считают более выраженным (более значимым) волевую сторону личности. Психолог-практик описывается как человеке с волевым характером, уверенный в себе, склонный к лидерству и доминированию. Наиболее важными качествами считаются умение принять другого человека таким, какой он есть, а также умение устанавливать и поддерживать контакты с людьми, вызывая доверие к себе. Особо выраженными (на уровне статистически значимых различий) являются волевые стороны личности (сильный, деятельный, энергичный, спокойный, уверенный, самостоятельный) и экстраверсии (факторы С и А семантического дифференциала). Во внешнем облике особо подчеркивается значение мимики («выражение лица»), оно должно быть «проницательным, располагающим к общению». Биологический пол психолога неважен, в отличие от возраста: предпочтительнее, чтобы это был человек 35–40 лет. Описание стиля одежды практикующего психолога включает в себя сочетание аккуратности с элегантностью.

У психологов-первокурсников самым близким персонажем, с которым ассоциируется практический психолог является также педагог. В отношении качеств, характеризующих практического психолога студенты выделяют волевые качества и активность. В качестве семантической универсалии, которая свойственна этой группе студентов, выделяется одно качество присущее психологу – это общительность. Во внешнем облике отсутствует указание на пол и возраст, но имеется указание на располагающее к общению выражение лица.

Выпускники непсихологических специальностей также ассоциируют психолога с педагогом. Отличительными, по мнению студентов, являются факторы оценки («обаятельный», «отзывчивый») и активности («суетливый», «энергичный»). Согласно анкетным данным, психолог непременно должен обладать терпением и аналитическими способностями, а также быть общительным. Относительно внешнего облика нет ярких деталей: ни пол, ни возраст, ни стиль одежды не является важным.

 

Список литературы:
1. Артемьева Е.Ю. Психология субъективной семантики. – М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1980).
2. Гинецинский В.Г. Предмет психологии: дидактический аспект. – М.: Логос, 1994.
3. Донцов А.И., Белокрылова А.Е. Профессиональные представления студентов-психологов // Вопросы психологии, 1999, №2.
4. Курдюкова Е.А. Некоторые аспекты имплицитной теории личности. // Вестник МГУ, 2003, №3.
5. Любимова Г. Ю. От первокурсника до выпускника: проблемы профессионального и личностного самоопределения студентов-психологов. // Вестник Московского университета, Серия 14, № 1, 2000.
6. Петренко В.Ф. Основы психосемантики – М., 1997.
7. Просекова В.М. Динамика профессионального самосознания психолога - практика (психосемантический анализ). // Журнал практического психолога, 2002, № 6.
8. Серкин В.П. Алгоритм метода семантических универсалий. // Психологическая диагностика, 2007, № 5, С. 5–10.
9. Социальная психология: Практикум: учеб. пособие для студентов вузов / Г.М. Андреева, Е.А. Аксенова, Т.Ю. Базаров и др. Под ред. Т.В. Фоломеевой – М.: Аспект Пресс, 2009.