ФАКТОРЫ ПРИЧАСТНЫЕ К ФОРМИРОВАНИЮ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ РЕБЕНКА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ
Конференция: LXXIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Психология развития, акмеология
LXXIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
ФАКТОРЫ ПРИЧАСТНЫЕ К ФОРМИРОВАНИЮ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ РЕБЕНКА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ
FACTORS INVOLVED IN THE FORMATION OF HIGHER MENTAL FUNCTIONS OF A CHILD OF PRIMARY SCHOOL AGE IN A RURAL SCHOOL
Maryana Korneva
Student, Federal State Educational Institution of Higher Education National Research Tomsk State University, Russia, Tomsk
Аннотация. Данная работа представляет собой пилотное исследование высших психических функций сельских детей в возрасте 8 лет. Исследование проводилось на территории Томской области, в Октябрьском селе. В школе было отобрано 5 школьников первого “Б” класса. Данное исследование направлено на формирование профиля высших психических функций исследуемой ненормативной группы детей с выявлением возможной совокупности факторов, причастных к формированию высших психических функций сельского ребенка. Как следствие проделанной работы выдвигаются эвристические гипотезы высокой продуктивности, которые впоследствии будут подлежать последующей проверке.
Abstract. This work is a pilot study of the higher mental functions of rural children aged 8 years. The study was conducted on the territory of the Tomsk region, in the Oktyabrsky village. 5 students of the first “B” class were selected at the school. This study is aimed at forming a profile of the higher mental functions of the non-normative group of children under study with the identification of a possible combination of factors involved in the formation of higher mental functions of a rural child. Subsequently, the results of this work put forward heuristic hypotheses of high heuristics, which in consequence will be subject to subsequent verification.
Ключевые слова: факторы формирования высших психических функций; высшие психические функции; ВПФ; сельская среда как специфический фактор формирования ВПФ; семья как фактор формирования ВПФ; сельские дети; дети сельской школы; младший школьный возраст; пилотное исследование.
Keywords: factors of formation of higher mental functions; higher mental functions; HMF; rural environment as a specific factor in the formation of HMF; family as a factor in the formation of HMF; rural children; rural school children; primary school age; pilot study.
Актуальность: по сей день проводятся различные исследования на тему детского развития (Водяха Ю. Е., Водяха С. А. 2018; Шувалова Н. В., Рукавишников Д. А. 2022), так как в различных учебных заведениях появляются дети, чья учебно-познавательная активность фиксируется на более низком уровне в отличии от сверстников. В общей сложности такие дети остаются без внимания, либо на второй год или отправляются в специальные учреждения в соответствии с их способностями. При условии корректной нейропсихологической диагностики – последний вариант становится самым актуальным. Однако выявленные проблемы в психической активности ребёнка не всегда являются первичным фактором, оказывающим влияние на учебно-познавательную деятельность. Опираясь на работы гигантов психологии таких как Ж. Пиаже, Л. С. Выготский, говоря о теории “Культурно-исторического развития”, разработанную совместно с А. Р. Лурией и А. Н. Леонтъевым, вспоминая работы Гальперина П. Я., Рубинштейна Л. С., Божовича Л. И., Мухиной В. С., Лебединского В. В., Эриксона Э. и других, мы просматриваем влияние социального фактора на становление высших психических функций (ВПФ), в особенности на выстраивание той первоначальной среды с которой сталкивается ребенок, где происходит самое важное взаимодействие с первыми проводниками в общественно-культурное пространство, в которое невозможно попасть без самых важных его представителей – семьи.
Также есть сложности в условиях сельской среды, где учебное заведение может быть только одним и соответственно направленность на зону ближайшего развития не может быть осуществлена индивидуально для каждого ребёнка, что является важным фактором в его развитии, в процессе обучения, о котором писал Л.С. Выготский. В особенности для построения качественной, эффективной учебной программы важно учитывать факторы, влияющие на формирование ВПФ, которые могут оказаться специфичными для сельской группы детей.
Исходя из актуальности целью нашего исследования стало проведение пилотного исследования, определяющего факторы причастные к формированию высших психических функций ребенка младшего школьного возраста в специфических социокультурных условиях села.
В нашей работе базовым этапом является исследование механизмов высших психических функций и особенностей эмоционально-личностной сферы у сельских детей младшего школьного возраста. В середине XIX века выдающийся отечественный ученый А. Р. Лурия на основе неврологии и психологии создал развивающуюся на сегодняшний день дисциплину – нейропсихологию. В следствии им были созданы методы нейропсихологической диагностики, прошедшие жесткую апробацию на различных контингентах испытуемых. Данные методы основаны на фундаментальных научных исследованиях о мозговой организации психических функций человека [1]. Они направлены на выявление особенностей (или нарушений) механизмов ВПФ с рассмотрением связи этих нарушений с определенными зонами мозга, что обеспечивает комплексное нейропсихологическое обследование. Нейропсихология также направлена на выявление психосоциальных последствий повреждения мозга. Однако для этого нейропсихолог должен в первую очередь «проанализировать закономерные сочетания, а не различия между выявляемыми феноменами» [2]. Выделяются следующие преимущества Луриевской нейропсихологической батареи:
- “Синтетичность”. Тесты направлены на изучение сложных форм деятельности в сочетании с возможностью структурно-динамического анализа как самих тестов, так и вероятных трудностей при их выполнении.
- Возможен анализ уровней построения психических процессов [2].
- Нарушенная (или ненормированная) функция исследуется на трех уровнях (мозговом, психофизиологическом и психологическом), что позволяет поставить топический и дифференцированный диагноз и наметить адекватный путь коррекционной работы [3].
- Гибкий отбор методов тестирования. Возможно выдвинуть гипотезу и выбрать определенные методы ее проверки.
- С помощью этой методики делается упор на качественный анализ, который в свою очередь позволяет выявлять трудности, особенности развития и его специфику, определенные качественные характеристики исследуемых психических процессов и состояний [2].
Прежде чем приступить к нейропсихологическому обследованию детей, мы должны знать следующие требования к знаниям специалиста:
- Современные представления в психологии о генезе, строении и формировании ВПФ у детей.
- Возрастные этапы и особенности формирования ВПФ.
- Закон перехода функций снизу-вверх у детей и сверху вниз у взрослых (Л.С. Выготский).
- Зона ближайшего развития у ребенка (по Л.С. Выготскому) [3].
Высшие психические функции (по Л. С. Выготскому) – это сложные системные образования, создаются путем надстройки новых образований над старыми, с сохранением старых образований в виде подчиненных слоев внутри нового целого. На первых этапах формирования ВПФ, они представляют собой развернутую форму предметной деятельности и опираются на простые сенсорные и моторные процессы (низшие психические функции). В дальнейшем действия свертываются, становясь автоматизированными умственными действиями.
Говоря об основной функции ВПФ благодаря тому, что они отвечают за внутреннюю регуляцию поведения человека, его отношения с окружающим миром посредством знаков, действия совершаются в соответствии с сознательной целью [4].
Речь Л.С. Выготский рассматривал как важный фактор развития сознания человека. Он показал, что в основе таких форм деятельности как произвольное действие или активное внимание всегда лежит общение ребенка со взрослым [5].
В исследовании факторов причастных к формированию ВПФ ребенка, необходимо опираться на их специфический характер образования, выраженный в следующем:
- Рефлекторный характер ВПФ. В связи с тем, что любая деятельность человека осуществляется на основе отражения действительности, в своей основе она является рефлекторной. Так под влиянием манипулирования предметами, созданными человеком, перестраиваются естественные рефлексы ребенка (сосание, хватательные рефлексы и др.), что формирует новые двигательные схемы. Происходит уподобление движений объективным свойствам предметов.
- Саморегулирующийся характер ВПФ.
- Опосредованность ВПФ.
Для осуществления высшей психической деятельности необходимо оперировать:
- предметами и явлениями окружающего мира, относящимися как к природе, так и к тому, что сотворено людьми [6],
- культурными коммуникативными средствами, коммуникативными системами: знаки, значения, что отличает их от натуральных психических функций.
B опосредствовании психических процессов решающая роль принадлежит речи [5].
- Социальный характер ВПФ.
С самого начала своей жизни ребенок вступает в общение с другими людьми, первым и самым важным представителем которых, становится мама и именно она является тем самым проводником для ребенка в социальный и предметный мир. Для установления и поддержания контакта, в следствии ребенок овладевает объективно существующей системой языка и с его помощью усваивает опыт поколений, что становится важным фактором в его дальнейшем психическом развитии и формировании тех высших психических функции, за счет которых человек отличен от животного [5]. Без общества, дети, растущие в антисоциальных условиях, не приобретают ВПФ в их человеческом варианте. На формирование ВПФ в особенности влияет сама социальная структура, в которой проживает ребенок т.е. в развитие играет роль то, где и в каких условиях ребенок живет, растет и развивается. Соответственно, решающим фактором в формировании ВПФ является социальное окружение ребенка.
Исходя из данных постулатов мы должны осознавать важность родительского воспитания в формировании ВПФ. Семья — это главная ячейка общества, выступающая первой социальной средой, где формируются условия физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития ребенка. Различные поведенческо-эмоциональные реакции родителей способствуют формированию социальных реакций у ребенка. Подчеркивая важность матери еще Р. Шпиц в своих исследованиях говорил о влиянии разрыва контакта ребенка с биологической матерью на возникновение необратимых искажений психического развития [7]. Э. Эриксон в своих работах говорил о формировании базового доверия или недоверия к миру в первые годы жизни, где ключевую роль играет материнское отношение к ребенку.
В период раннего детства ребенок знакомится с этим миром посредством своих родителей, осуществляя предметную деятельность, которая плавно переходит в орудийно-предметную, где происходит познание самого предмета и приспособление своих движений по отношению к его свойствам. Для этого необходим образец действий, что отражает взрослый. Данный период является сенситивным для усвоения речи. За счет взаимодействия со взрослым, ребенок овладевает речью, как орудием организации предметной деятельности, что в последствии выводит на понимание рассказа другого человека о предметных явлениях и речь становиться предметом познания.
В дошкольном возрасте (от 3 до 7 лет) главной ведущей деятельностью становится игра, где ребенок познает мир взрослого, моделируя его действия. В последствии игра оказывает влияние на развитие психики, происходит: развитие произвольности поведения и психических процессов; развитие мотивационно-потребностной сферы; развитие идеального плана сознания; преодоление познавательного эгоцентризма ребенка; развитие чувств, эмоциональной саморегуляции поведения; возникновение других видов деятельности; знаковой функции речи, связные высказывания. Уже в этот период ребенок начинает мыслить во внутреннем плане, но данное мышление является эгоцентрическим – любая ситуация оценивается с собственной позиции. Из внеситуативно-познавательного общения, где родители должны поддерживать спонтанную познавательную деятельность, организуя специально разностороннюю и развернутую ориентировочную деятельность, ребенок переходит к 6-7 годам к внеситуативно-личностной форме общения, где взрослый становится источником социальных познаний. Ребенок начинает усваивать морально-этические нормы и чувства. В завершении данного периода он приобретает умение осмысленно ориентироваться на позицию другого человека.
В младшем школьном возрасте, исследуемый в данной работе, характеризуется сменой социальной среды. В дополнении к родителям, роль влиятельной фигуры обретает учитель. Учебная система требует определенного уровня функциональной готовности от ребенка, что вбирает в себя следующие компоненты: личностная, интеллектуальная и двигательная готовность.
В воспитательном процессе родителям необходимо реализовать подготовку к учебной деятельности, прививать ребенку необходимые социальные навыки и способствовать формированию определенных личностных качеств, быть для него положительным социальным образцом, на которого в следствии ребенок будет иметь желание ориентироваться. На протяжении всего развития, не смотря на переход в другую социальную среду, семья сопровождает ребенка до самого его этапа перехода в юношеский возраст. Конечно, в отличительных культурных пространствах полная сепарация от родителей происходит в разные периоды развития, однако, на первых этапах ребенок находится полностью под влиянием своего семейного окружения. Неблагополучная семейная среда может привести к формированию различных нарушений. Воздействие психотравмирующего фактора может привести к «дисгармоничному развитию», описываемым Лебединским, даже при условии рождения здорового ребенка. Важно, чтобы в благополучном развитии ребенка родители были не только заинтересованы, но и активно проявляли данный интерес в положительном взаимодействии с ним.
Методы исследования и выборка
Для реализации данной работы было отобрано 5 детей восьми лет, обучающихся в сельской школе Томской области в первом классе.
В выявлении ряда факторов, причастных к формированию ВПФ сельского ребенка, было проведено комплексное психологическое исследование, состоящее из нескольких этапов:
Первый этап представляет собой нейропсихологическое обследование с применением Луриевской батареи нейропсихологических тестов, адаптированной для детского возраста Ж. М. Глозман и А. Е. Соболевой. [8].
Второй этап. С помощью методики «Рисунок семьи» мы исследуем особенности внутрисемейных отношений [10, 11].
Третий этап представляет собой проведение беседы с классным руководителем, изучаемой группы.
Для реализации данной процедуры был составлен бланк вопросов, которые подразделялись на следующие группы: учебно-познавательная сфера, социальная сфера (отношения в коллективе и семья) и личностная сфера.
На четвертом этапе применяется Опросник родительского отношения (ОРО) В.В. Столин и А.Я. Варга [12].
На протяжении всего исследования, также использовался метод наблюдения, с помощью которого фиксировались различные эмоционально-личностные поведенческие особенности, а также процесс учебно-познавательной деятельности исследуемой группы учеников первого класса.
Был разработан план посещения уроков, где происходила сама процедура наблюдения. Необходимо было посещать 2-3 урока в выделенные дни пребывания в самой школе, дабы для начала дети адаптировались к присутствию чужого человека. После того, как на появления психолога не было зафиксировано бурной реакции, были замечены другие проявления детского поведения, что также фиксировалось в составленном протоколе.
Данная работа основывается на качественном анализе, что представляет собой способ выявления трудностей особенностей и специфики развития детей, в нашем случае детей, относящихся к ненормативной группе, с помощью исследования психических процессов и состояний [2].
Для формирования нейропсихологического профиля ВПФ каждого ребенка, с помощью качественного анализа мы исследуем:
- Трудности ребенка в ходе самого обучения; социальную сферу его взаимодействия с одноклассниками и с преподавателем, используя метод “следящей диагностики”, что заключается в систематическом наблюдении за деятельностью ребенка в учебной группе при выполнении школьных заданий и на перемене [13];
- Детско-родительские отношения, используя тест ОРО для рассмотрения позиции родительского отношения к своему ребенку и проективную методику для младшего школьника, что позволяет увидеть отношение ребенка к семье и его характер переживаний, связанных с семьей.
Также выводя положительный критерий в использовании качественного анализа, при осуществлении нейропсихологической методики А.Р. Лурии, наблюдение за ребенком не только имеет пассивный аспект (со стороны), но и характеризуется активностью специалиста при необходимости, далее определяя влияние помощи с выделением эффективной её формы на ребенка.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.
По итогу проведенного комплексного психологического обследования мы получили следующие результаты по каждому ребенку.
Алексей, 8 лет.
При сборе результатов по всей комплексной психологической методике, фиксируются высокие результаты в учебной-познавательной деятельности.
Ведущая рука: левая.
При выполнениях различных проб, отмечается манерность, демонстративность поведения и корригируемая периодически самостоятельно импульсивность. Желание отразить свою автономность и способности выполнять работу быстро и успешно в одиночку.
В решении различных задач ребенок торопится в выполнении, в связи с чем допускает ряд ошибок в корректурной пробе и в различных пробах на двигательную сферу. При этом отмечается самый высокий результат в группе по выполнению пробы Шульте (выходит на норму 12 лет). Однако, мы учитываем вероятность недосформированности динамического праксиса.
Хорошо развита диалогическая речь: экспрессивная, развернутая. Верно выстраивает логико-грамматические конструкции. Фиксируется хороший темп и интонированность чтения. Отмечается хороший словарный запас. Навык письма неплохо развит для ученика первого класса: подчерк читабелен и аккуратный. При этом в графических пробах отмечается неровность линий, не удержание строки, упрощение некоторых элементов.
Отмечается развитость кратковременной и долговременной памяти; высокая устойчивость следов памяти к интерференции. При выполнении различных заданий ребенок сохраняет интерес и активность. Фиксируется способность к верному обобщению, выделению части из целого, логическое объяснение текстового рассказа и графического его изображения. Периодически отмечается обобщение по ситуативному признаку.
В оценки развивающейся личности, замечаем предпосылки к выстраиванию эгоцентрической личности: любит контроль, быть на виду, иметь высокий статус в глазах преподавателя, выполнять все на отлично и что бы это было оценено, направлен на удовлетворение своих потребностей по большей части не рассматривая чужие. Отмечается целеустремленность и самоуверенность. Однако, есть сложности с самокритичностью − ему важно, чтобы ошибки не были ни кем зафиксированы. Ребенок эмоционален с позитивной направленностью. Иногда проявляет соперничество с другими детьми.
Мотивационная сфера. Ребенок проявляет большой интерес и инициативность в учебно-познавательной сфере. Имеет ряд различных увлечений.
В коммуникативной сфере отмечается активность. Однако тесных дружеских взаимоотношений не зафиксировано. Ребенок по большей части выполняет работу сам. Со своей работой не делиться с другими детьми.
Семья. Является вторым поздним ребенком. Проживает вместе с мамой вдвоем. В исследовании детско-родительских отношений наблюдается положительно-эмоциональная связь с мамой. Проявляющаяся автономность и инициативность поощряется. Родитель проявляет активный интерес и понимание к своему ребенку, при этом может потребовать от него безоговорочного послушания. Иногда выявляется навязывание своей воли, однако негативного аспекта по прохождению тестирования не было выявлено. Ребенок с удовольствием выполняет различные задачи касаемо учебной сферы и сферы наблюдаемых интересов.
И. Егор, 8 лет.
В личностной сфере наблюдается ряд следующих особенностей. При отражении себя в проективной методике как неполноценной фигуры, мальчик демонстрирует защитный механизм, в виде вытеснения данной информации о себе посредством непризнания своего незнания. По большей части мальчик перекладывает ответственность за незнание чего-либо на других (“Мы это не проходили” – не соответствует реальной информации). Однако он может адекватно оценить свои способности в сфере, которая ему не интересна.
В коммуникативной сфере отмечается дружелюбие и общительность, но в основном дружит с ребенком, у которого зафиксированы речевые дефекты.
Эмоциональная сфера. Фиксируется эмоциональная устойчивость. При совершении успешной работы отмечена эмоционально положительная тенденция.
Мотивационная сфера. В учебно-познавательной деятельности в классе не проявляет особой инициативности.
Наблюдается общая заторможенность, однако при понимании задания, мальчик начинает стараться выполнить его быстро, что приводит к ошибкам. Фиксируются флуктуации умственной работоспособности с возможностью коррекции.
Речь несформированная: местами неразборчивая, присутствуют дефекты просодики речи и ее грамматического оформления, литеральные парафазии. Также отмечается бедный словарный запас. Способен выявить смысл из рассказа по картинке, при сложности выявления из прослушанного или прочитанного текста. Допускает ряд ошибок в построении логико-грамматических конструкций, в определении названия части объекта, затрудняется пояснить верно найденный лишний объект, имеются сложности в категоризации.
В исследовании именно слухоречевой памяти фиксируются высокие показатели.
Отмечаются проблемы в акустической сфере. Мальчик не всегда верно идентифицирует смысл вопроса и неверно определяет ритм и количество воспроизведенных стуков. Постоянно переспрашивает инструкцию, что также говорит о трудности понимания обращенной речи. Однако, в исследовании фонематического слуха все было верно определено.
При рассмотрении детско-родительских отношений, ребенку не хватает родительского внимания и заботы. Фиксируется отсутствие активности со стороны мамы в проявлении интереса к учебной деятельности ребенка. Семья неполная. Мальчик имеет хорошие взаимоотношения с младшим братом. В основном дети проживают с бабушкой по причине частого отсутствия мамы, связанном с работой в городе.
Б. Егор, 8 лет.
Просматривая результаты нейропсихологического обследования и учебной деятельности ребенка, его поведение в классе, мы можем говорить об зафиксированных флуктуациях умственной способности. Ребенок быстро истощается, не удерживает внимание, часто отвлекается, имеет сложности в понимании инструкции и проявляет нечувствительность к оценкам. Однако, зафиксированы единичные случаи преподавателем, не ярко выраженных эмоциональных изменений при похвале или наоборот при неодобрении. Допускает ряд ошибок в двигательной сфере, при плавном их повторении и верном отражении ритмических структур по инструкции. Отмечаются успехи на уроке физкультуры.
В рассмотрении латеритизации функций по началу наблюдалась неопределенность ведущей руки в исследовании данной пробы, однако отмечается, что при письме мальчик исключительно использует левую руку.
Мальчик в основном молчит. Фиксируется несформированность речи, письма и чтения: дефекты просодики речи, дисфония, скандированность, бедность и неразвернутость экспрессивной речи, отмечаются некоторые элементы вычурной речи; дисграфия, кинетические замены при письме и чтении, сложно вычленяет начало фразы при письме, отмечается низкий темп и неинтонированное чтение; присутствуют проблемы грамматического оформления высказывания, фиксируется несформированность фонематического слуха. При письме и графических пробах не удерживает строки, линии прорисовываются небрежно. Также фиксируется неполная сформированность графемы. Плохо идентифицируется то, что говорит и читает ребенок.
В исследовании памяти также фиксируется ряд ошибок в связи с низкой продуктивностью запоминания и низкой устойчивостью следов памяти к интерференции. Страдает долговременная и кратковременная память.
Допускает ошибки в идентификации эмоций по знаку и по качеству, в определении названия части объекта и самого объекта, как целого, что вероятней всего указывает не на проблему формирования предметного и акустического гнозиса, а на имеющиеся проблемы в речевой сфере и в памяти.
Фиксируется ряд личностных особенностей. Мальчик по большей части не проявляет инициативности, спокоен, молчалив и не имеет зрительного контакта. В основном дружит с ребенком, который также имеет несформированную речь.
Исследуя детско-родительские отношения, фиксируется разногласие в данных родителей с данными проективной методики, беседы с преподавателем и в выявленных проблемах при нейропсихологическом обследовании. В семье пятеро детей. При средних показателях по тесту ОРО, мы фиксируем неопрятный вид мальчика, отсутствие активности родителей – не учувствуют в учебной жизни мальчика, не интересуются его успехами или неуспехами, низкие показатели по учебно-познавательной деятельности, переживание конфликтной ситуации в семье. Дома зафиксированы неблагоприятные условия для жизни детей – грязно. Фиксировались случаи заражения паразитами (вши). По словам преподавателя, у мамы зафиксированы ошибки в речи. У остальных детей также наблюдаются трудности в учебной деятельности. У мальчика просматривается отсутствие взаимодействия с матерью. По большей части мальчик контактирует со старшей сестрой, что заменяет ему опекуна. В проективной методике наблюдаются эмоционально негативные взаимоотношения с сестрой. Вероятно, у ребенка низкая самооценка. В семье чувствует себя ненужным и одиноким.
Софья, 8 лет.
По итогу комплексного обследования зафиксированы личностные особенности исследуемой, что проявляются в эмоциональной лабильности и оральной агрессии. Фиксируются аспекты эгоцентрической личности. Имеет готовность к тому, что её фигура может находится в центре внимания и любая ошибка будет замечена другими, при этом класс по большей части относится с пониманием к девочке и по рассказам преподавателя могли проводить до дома, когда ребенок отражает страх. В классе наблюдается демонстративное поведение. Часто привлекает к себе внимание резким и сильным плачем, криком или отказом от выполнения заданной работы. Может не замечать желание других первостепенно выдвигая свои потребности.
В рассмотрении латеритизации функций отмечается неопределенность в выборе ведущей руки, что также присутствует в сложности при ответе на вопрос “Какой рукой ты обычно пишешь?”. Однако при осуществлении пробы “письмо”, девочка относительно хорошо владела правой рукой в отличии от левой.
В нейродинамических исследованиях просматривается моменты невнимательного отношения к инструкции, в связи с чем ребенок иногда допускает корригируемые в следствии ошибки.
В исследовании памяти отмечается низкая продуктивность запоминания в процессе заучивания, повышенная тормозимость − низкая устойчивость следов памяти к интерференции, что отражается на выполнении некоторых заданий по отношению к инструкции к ним.
Речь еще имеет дефекты грамматического оформления высказывания, что еще является недосформированной функцией в возрасте 8 лет.
Мотивационная сфера. Заинтересованность в деятельности не всегда способствует активному ее выполнению. Может очень сильно расстроится если видит не успех в деятельности и прекратит эффективное ее выполнение. Отмечает, что нравится все предметы, при дополнительном вопросе, указывает на “Чтение”, при выполнении которого у девочки наблюдаются успехи. В воспроизведении рассказов по картине фиксируются литературные “штампы”, что может говорить о частом чтении книг.
В учебно-познавательной и коммуникативной сферах наблюдается активность. Периодически ребёнок может уставать, что отражается на динамике учебного процесса. Если девочка не имеет настроения и/или устала может отказаться от выполнения задания, при этом по большей части является успешным учеником в классе. В самокритике наблюдается периодическая неуверенность в себе, в своих возможностях, что отражается на эмоциональном спаде.
Семья. В семье проживает трое детей, девочка является вторым ребенком. В анализе детско-родительских отношений фиксируется недостаточное внимание со стороны матери. Оценивая результаты проективной методике, мы можем говорить о возможных конфликтах между старшим братом и исследуемым ребенком. Также видится большое внимание к персоне младшего брата, что наблюдает девочка, но к нему отрицательной реакции не зафиксировано. Контроль со стороны матери присутствует в виде опосредованного взаимодействия с ребенком с помощью полученной информации от преподавателя.
Полина, 8 лет.
Наблюдаются личностные особенности в развивающемся характере, коммуникативной и эмоциональной сфере. В первый день обследования была максимально сосредоточена и напряжена. Воспринимала игру, как серьезные задания. В основном сохраняла молчание или отвечала на вопросы односложными предложениями при хорошо развитом словарном запасе для ребенка 8 лет. На второй день была замотивирована проходить обследование дальше и выполнение различных проб уже сопровождалось комментариями, имеющими саркастический характер. В учебной группе общительна и неконфликтна. Имеются предпосылки к формированию лидерских способностей, чему также отвечает ее целеустремленность и усидчивость. Проявляет заботу по отношению к друзьям. Отмечается эмоциональная устойчивость. В учебно-познавательной деятельности проявляет активность. Предметы, связанные с речью (письмо, чтение) являются непредпочтительными.
Ведущая рука: правая.
В исследовании нейродинамики психической деятельности зафиксированы хорошие показатели по группе.
В связи с испытыванием трудностей в двигательной сфере, ребенку сложно выполнять различные задания, связанные с динамическим праксисом: рисование, письмо, двигательные пробы (реципрокная координация, динамический праксис), однако среди них есть исключения в виде произведения ритмов по образцу, что девочка выполняет безошибочно. Ребенок старается выполнить все на отлично. Ошибки, зафиксированные в двигательной сфере, были в основном самостоятельно корригируемыми, кроме самой динамики выполнения – медленно.
В основном в работе девочка часто демонстрирует свою автономность, отказываясь от помощи и подсказок, что также отмечается в учебно-познавательной деятельности.
Мышление хорошо развито в соответствии с нормами 8 лет. Ребенок хорошо составляет логико-грамматические конструкты, уже производит обобщения по категориальному признаку, определяет смысл сюжетной картины. Наблюдается высокие показатели в слухоречевой и зрительной памяти с устойчивостью следов памяти к интерференции.
В плане детско-родительских отношений выделяется момент переживания одиночества и тоски по брату. С родительской не наблюдается ярко-выраженной поддержки и заботы, однако имеется поддержка интересов и поощрение в автономности ребенка, с адекватным контролем. Мама посещает родительские собрания и проявляет интерес к учебной деятельности ребенка. При этом наблюдается по проективной методике тревожно-конфликтная ситуация, которую ощущает ребенок.
ОБСУЖДЕНИЕ
По окончании проведённого комплексного психологического исследования мы наблюдаем ряд некоторых совпадений.
В изучаемой выборке выделяются два случая, чьи паттерны поведения имеют ряд схожих проявлений между собой при обнаруженных отличительных аспектах от остальных детей в детско-родительских отношениях. У обоих мальчиков фиксируется депривация материнского внимания. В их нейропсихологической картине отмечаются признаки несформированности речи, чтения и письма: смазанность речи, скандированность речи, дисфония, вычурность речи, бедный словарный запас, неразвёрнутость экспрессивной речи, искажение грамматического оформления высказывания, периодически слышатся литеральные парафазии, поиск слов в спонтанной речи, сужение объема акустического восприятия, трудности понимания обращенной речи, несформированность холистического чтения, в письме наблюдается не вычленение начала фразы, небрежность письма.
При исследовании нейродинамики психической деятельности фиксируется низкая умственная работоспособность с аспектом выявленной флуктуации у данных двух детей.
В беседе с данными детьми фиксируется недостаточность сферы общих знаний.
Также наблюдаются некоторые особенности в процессе мышления: при выявлении верного обобщения затрудняются при нахождении обобщающего понятия. Многие ответы могут быть верными, но при пояснении их – приводит в замешательство.
Рассматривая учебную деятельность данных двух детей, отслеживается самый минимальный уровень активности в данной выборке.
В коммуникативной сфере общаются со всем классом, но по большей части между собой (являются друзьями). Оба ребенка являются эмоционально-уравновешенными. Часто фиксируются отсутствие зрительного контакта с психологом.
На данном этапе исследования мы можем предположить цикличность взаимовлияющих факторов, где материнское внимание оказывает влияние на развитие функций речи, которые в свою очередь влияют на умственную работоспособность, что приводит к соответствующему успеху или неуспеху в учебной деятельности.
Следующая выделяемая, примечательная нами вторая группа представляет детей, имеющих двоих и более сиблингов проживающих в непосредственной близости друг к другу. В анализируемой выборке выделяются два ребёнка. Отличительными характеристиками у данных детей становятся выявленные проблемы в нейропсихологической сфере памяти: низкая продуктивность запоминания в процессе заучивания, повышенная тормозимость − низкая устойчивость следов памяти к интерференции, флуктуации объема мнестической деятельности, конфабуляции (вплетения непредъявлявшихся элементов).
Также в ходе нейропсихологического исследования была отмечена неполная сформированность латерализации функций. Выделяется моторная и сенсорная асимметрия.
Возникает предположение, связанное с отвлечением ребёнка от направленно предъявляемых стимулов в связи со сложностью в реализации концентрации внимания по причине заполненного пространства другими отвлекающими стимулами в виде братьев и сестёр.
Третьей примечательной группой являются дети, чьи личностные характеристики схожи между собой в развивающемся эгоцентризме личности, проявляющемся в: частом употреблении в разговорной речи местоимения “Я”; в желании находится в центре внимания, в демонстративном поведении, проявлении индифферентного отношения к желаниям других, первостепенно выдвигая свои потребности. У данной выделенной группы детей, состоящей из двух человек в исследуемой выборке, наблюдаются большие успехи в учебно-познавательной деятельности.
Данная информация способствует выдвижению предположения, связанного с прямым соотношением двух характеристик: эгоцентризм и успешность у детей младшего школьного возраста. Также на данную гипотезу нас наводит исследование кандидата педагогических наук, Хапачевой Саиды Шумафовны в статье о проявлении эгоцентризма у младших школьников с признаками одаренности [14].
Далее в своей работе мы отмечаем четвертую группу, состоящую из трёх детей, имеющих схожие паттерны поведения в эмоциональном аспекте. У данных детей на протяжении всего исследовательского периода отмечается по большей части низкий диапазон эмоциональных проявлений. Также именно в данной группе фиксируются ошибки в двигательной сфере в виде следующих проявлений: скандированность, напряженность, дезавтоматизированность движений и замедленность в реципрокной координации. Соответственно у данной группы фиксируется «небрежность» при выполнении рисунков и письма.
В своем предположении мы говорим о взаимосвязи между эмоционально-поведенческим аспектом и развитой моторике. В выдвижении данного предположения мы исходили из аналитической работы Л. Ю. Фомины, в которой делается вывод о том, как именно влияют эмоции на психическую деятельность и физиологические процессы младших школьников [15].
Не смотря на достаточно разнообразные характеристики выбранной группы детей, все они входят в группу сельских жителей. Общей характерной особенностью данных детей, становиться их высокий уровень автономности. В своих ответах перед преподавателем никто из детей не ссылается на родителей. Данные дети спокойно передвигаются по поселку самостоятельно. Из школы домой и обратно идут сами по себе, ориентируясь в местности. Однако их еще объединяет общая недосформированность пространственного поиска, наблюдаемый в их графических пробах, что формируется по большей части к 12 годам.
ВЫВОД
Реализация данного пилотного исследования с использованием комплексного психодиагностического подхода, применяя качественный анализ социального взаимодействия ребёнка и его уровня развития ВПФ позволило выстроить ряд следующих факторов:
- Депривация материнского внимания, не установленная эмоционально-психологическая связь с ребёнком влияет на формирование речевых функций у ребёнка как главный фактор, опосредствующий развитие психических процессов.
- Низкий уровень развития речевых функций оказывает влияние на инициативность ребёнка в учебно-познавательной деятельности, что может привести к неполноценному интеллектуальному его развитию.
- Основной выбранный круг общения в период младшего школьного возраста оказывает влияние на развитие речевых функций и на умственную работоспособность.
- Количество совместно проживающих на одной территории сиблингов могут оказывать влияние на развитие функций памяти, в особенности на устойчивость следов памяти к интерференции.
- На формирования эгоцентризма как на устойчивый паттерн поведения влияет высокий уровень успешности в учебно-познавательной деятельности.
- Низкий диапазон эмоциональных проявлений оказывает отрицательной влияние на развитие двигательной сферы.
Данные предположения мы выдвигаем как некую задачу для постановки масштабного исследования, что в следствии приведет к вычленению важных особенностей становления ВПФ у детей, относящихся к группе сельских жителей. Соответственно, выявленные нами гипотезы поспособствуют более качественному отбору репрезентативной выборке в генеральной совокупности детей.