Статья:

Толерантность к неопределенности как профессионально значимое качество врача при принятии медицинских решений

Конференция: XLIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Медицинская психология

Выходные данные
Борисенко Е.М. Толерантность к неопределенности как профессионально значимое качество врача при принятии медицинских решений // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XLIV междунар. науч.-практ. конф. — № 10(44). — М., Изд. «МЦНО», 2020.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Толерантность к неопределенности как профессионально значимое качество врача при принятии медицинских решений

Борисенко Екатерина Михайловна
аспирант Белорусский государственный университет, Беларусь, г. Минск

 

TOLERANCE TO UNCERTAINTY AS A PROFESSIONALLY SIGNIFICANT QUALITY OF A DOCTOR IN MAKING MEDICAL DECISIONS

 

Ekaterina Borisenko

Postgraduate student of the department of general and medical psychology Belarusian State University, Belarus, Minsk

 

Аннотация. В статье расмотрены факторы профессиональной деятельности врачей которые способствуют нарастанию неопределенности при принятии медицинских решений. А так же обосновано почему толерантность к неопределнности является профессионально значимым качеством врача.

Abstract. The article examines the factors of the professional activity of doctors that contribute to the growth of uncertainty in making medical decisions. And it is also justified why tolerance to uncertainty is a professionally significant quality of a doctor.

 

Ключевые слова: неопределенность; толерантность к неопределенности; принятие медицинских решений; профессионально значимые качества.

Keywords: uncertainty; uncertainty tolerance; medical decision-making; professionally significant qualities.

 

Медицина сегодня значительно отличается от медицины прошлого века, и даже от медицины прошлого десятилетия, за счёт её быстрого развития. Сегодня существуют новые, более эффективные методы диагностики и лечения. Это объясняется тем, что жизнь и здоровье человека является наивысшей ценностью, и их сохранение и поддержание на должном уровне является наиболее приоритетным направлением для всего человечества. Подобного рода стремительные изменения требуют от врача, как ключевого звена в системе здравоохранения, наличия соответствующих профессионально значимых качеств, которые бы способствовали его успешной профессиональной деятельности.

В.Д. Шадриков профессионально значимые качества понимал как индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность деятельности и успешность её освоения [2].

А.А. Деркач и Н.В. Кузьмина определяют профессионально значимые качества как проявление психологических особенностей личности, необходимых для усвоения специальных знаний, способностей и навыков, а так же для достижения общественно приемлемой эффективности в профессиональном труде [1].

Таким образом, наличие профессионально значимых качеств является важным требованием для будущего специалиста, поскольку они непосредственно влияют на успешность овладения профессиональными навыками и умениями, а так же их использование на практике, и как результат способствуют эффективной профессиональной деятельности.

Профессионально значимые качества врача должны в первую очередь помогать ему в принятии медицинских решений. Под медицинскими решениями мы понимаем решения связанные с любым видом медицинского вмешательства (назначение лечебных препаратов, операционные манипуляции) либо не вмешательства (выжидательная тактика, отмена препарата) которые принимает врач в отношении пациента.

Принятие врачом медицинского решения часто производится в ситуации неопределенности. При определении понятия неопределенности R.W. Norton в своей работе, на основании контент анализа научных текстов выделил следующие категории: множественность суждений; неточность; незавершенность; фрагментация; вероятность; не структурированность; дефицит информации; сомнение; несогласованность и противоречивость; непонятность [5].

Таким образом, ситуация неопределенности – это ситуация принятия решения, которой свойственен дефицит или противоречивость информации, что затрудняет прогнозирование вероятных исходов принятия того или иного решения.

Учитывая стремительное развитие медицины, врач так же должен постоянно развиваться в своей профессиональной сфере, изучать современные методы диагностики и лечения заболеваний. Данную задачу осложняет, то, что на рынке медицинских услуг регулярно появляются новые препараты и медицинские манипуляции, которые не несут реальной пользы для здоровья. Это означает, что развитие маркетинга в сфере медицины приносит определенную долю неопределенности в работу врача.

Перед принятием любого медицинского решения врач должен собрать анамнез (сведения о состоянии здоровья пациента), изучить медицинскую карту пациента, ознакомится с результатами его анализов и лишь после этого, на основании полученных сведений предположить диагноз и в соответствии с ним назначить лечение. Однако, на любом из описанных этапов возможно появление неопределенности.

Среди пациентов наблюдается низкий уровень медицинской грамотности, под ней понимается способность людей получать, обрабатывать и понимать основную информацию в области здравоохранения, необходимую для принятия соответствующих решений о лечении [6]. Наиболее негативное влияние низкого уровня медицинской грамотности заключается в том, что пациенты игнорируют симптомы, не обращаются за медицинской помощью своевременно, занимаются самолечением, в том числе с помощью народной медицины. А так же в большей степени уязвимы перед маркетинговыми манипуляциями в сфере медицины. Что приводит к значительному ухудшению состояния здоровья, и зачастую к хронитизации заболевания, то есть заболевание становится хроническим.  

Низкий уровень медицинской грамотности может провоцировать искажения информации от пациента на этапе сбора анамнеза, а так же искажать результаты диагностических процедур. При сборе анамнеза, пациент может предоставлять недостоверную информацию о своем образе жизни (не сообщать о вредных привычках и неполноценном рационе питания), сообщать не обо всех имеющихся симптомах, давать противоречивую информацию о предыдущих заболеваниях и лечении. На диагностическом этапе (при сдаче анализов) пациент из-за низкого уровня медицинской грамотности может нарушить процедуру подготовки к сдаче анализа, что может исказить результаты.

Так же, не исключены ошибки со стороны лаборатории, когда могут быть перепутаны результаты анализов. Важно отметить что, различные лаборатории могут использовать и различные способы диагностики, то есть будут отличаться точность исследования, а так же могут изменяться единицы измерения, что в свою очередь будет способствовать развитию ситуации неопределенности.

Следует выделить и тот факт, что у врача обычно нет возможности связаться с предыдущим специалистом, к которому обращался пациент. Это означает, что если врачу не понятны какие либо записи в карте пациента, то у него нет возможности их обсудить с предыдущим лечащим врачом который эти записи сделал. Что так же лишь способствует появлению неопределенности.

Профессия врача на сегодняшний момент претерпевает ряд социальных изменений. В процессе лечения главенствующую роль начинает занимать комфорт пациента. В процессе подбора терапии врач должен находить баланс между комфортом пациента и потенциальной пользой от лечения. Это значит, что препарат должен не только помочь в выздоровлении, но так же находиться в допустимой ценовой категории; применяться в том виде, в котором удобно пациенту (если пациент боится уколов, найти аналог лекарства в виде таблеток); не вызывать побочных эффектов и так далее. Что усложняет процесс подбора терапии, особенно в условиях ограниченного времени.

Таким образом, становится, очевидно, что при принятии медицинских решений врач в своей профессиональной деятельности регулярно сталкивается с ситуациями неопределенности. От того, насколько успешно врач сможет преодолевать неопределенность, будет завесить и эффективность принятых им медицинских решений. В свою очередь, успешность преодоления ситуаций неопределенности будет зависеть от уровня толерантности к неопределенности. 

R. J. Hallman в своей работе предлагает под толерантностью к неопределенности понимать способность принимать конфликт и напряжение, которые возникают в ситуации двойственности, противостоять несвязности и противоречивости информации [3].

D.L. Mclain рассматривая толерантность к неопределенности как черту личности, определяет ее как «разброс реакций, от отвержения до привлекательности, при восприятии неизвестных, сложных, динамически неопределенных или имеющих противоречивые интерпретации стимулов» [4, с. 185]. Он выделяет три ее аспекта: восприятие новых, сложных и/или неразрешимых ситуаций как источников угрозы; связь толерантности к неопределенности с авторитаризмом и предрассудками; избегание признания неопределенности и суждение о вероятных событиях при недостаточно ясных условиях на основе своего прошлого опыта.

Таким образом, подводя итог, стоит отметить, что феномен неопределенности как отсутствие однозначности проявляется в деятельности медицинских работников в процессе внедрения различных инноваций в сфере медицины, межличностных коммуникациях с пациентами, при профессиональном взаимодействии с коллегами, а так же при решении задач профессиональной деятельности. На основании чего толерантность к неопределенности выступает как профессионально значимое качество врача, при принятии медицинских решений.

 

Список литературы:
1. Деркач, А. А. Акмеология: пути достижения профессионализма / А. А. Деркач, Н. В. Кузьмина. – М. : Луч, 1993. – С. 11–15.
2. Шадриков, В. Д. Психология деятельности человека / В. Д. Шадриков. – М. : Институт психологии РАН, 2013. – 324 с.
3. Hallman, R. J. The Necessary and Sufficient Conditions of Creativity / R. J. Hallman // Journal of Humanistic Psychology. - 1963. - Vol.3, №1. - P. 14-27.
4. Mclain, D. L. The MSTAT-I: A new measure of an individual's tolerance for ambiguity / D. L. Mclain // Educational and Psychological Measurement. - 1993. - Vol.53, №1. - P. 183-189
5. Norton, R. W. Measure of ambiguity tolerance / R. W. Norton // Journal of Personality Assessment. - 1975. - Vol.39, №6. - p. 607-619.
6. Pleasant A, Rudd RE, O’Leary C, Paasche-Orlow MK, Allen MP, Alvarado-Little W, Myers L, Parson K, Rosen S. Considerations for a new definition of health literacy. Discussion Paper, National Academy of Medicine, Washington, DC. 2016.