О РОЛИ ПСИХОДИАГНОСТИКИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА И ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ВИДЕНИИ РЕЗУЛЬТАТА СВОЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Конференция: LXXIX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Педагогическая психология
LXXIX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
О РОЛИ ПСИХОДИАГНОСТИКИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА И ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ВИДЕНИИ РЕЗУЛЬТАТА СВОЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
АBOUT THE ROLE OF PSYCHODIAGNOSTICS FOR UNIVERSITY STUDENTS AND PROFESSIONAL VISION OF THE RESULT OF THEIR ACTIVITIES
Lyudmila Litvinova
Senior lecturer, Siberian State Industrial University, Russia, Novokuznetsk
Ekaterina Bezrodnaya
Student, Siberian State Industrial University, Russia, Novokuznetsk
Аннотация. В статье обсуждаются вопросы значимости этапа диагностики в педагогической деятельности, в частности, в педагогическом анализе и рефлексии собственной профессиональной деятельности студентов и будущих педагогов. Инклюзивная образовательная среда предполагает этап диагностики для решения проблемы образования детей с ОВЗ за счет адаптации образовательного пространства к нуждам каждого ребенка, включая реформирование образовательного процесса, методическую гибкость и вариативность, благоприятный психологический климат, по возможности, полное участие детей в образовательном процессе.
Abstract. The article discusses the importance of the diagnostic stage in pedagogical activity, in particular, in the pedagogical analysis and reflection of students' and future teachers' own professional activities. An inclusive educational environment involves a diagnostic stage to solve the problem of education of children with disabilities by adapting the educational space to the needs of each child, including reforming the educational process, methodological flexibility and variability, a favorable psychological climate, and, if possible, full participation of children in the educational process.
Ключевые слова: психодиагностика; профессиональная деятельность; технология психолого-педагогической диагностики; педагогические измерения; инклюзивное образование.
Keywords: psychodiagnostics; professional activity; technology of psychological and pedagogical diagnostics; pedagogical measurements; inclusive education.
Психодиагностика важный этап профессиональной работы специалистов в области образования, ее роль важна, так как результаты психолого-педагогических исследований помогут понять динамику любого процесса, а значит улучшить его. Поэтому так важно, говорить о роли диагностики, как этапе для улучшения своей профессиональной деятельности и компетенций.
Дисциплина, преподаваемая для студентов 2 курса «Технологии психолого-педагогической диагностики и педагогических измерений» направлена на освоение компетенций в области профессиональной диагностики, дает теоретический и практический навык, знания для применения их при написании курсовых проектов и прохождении научно-исследовательской практики студентами. Освоение дисциплины помогает студентам понимать и разбираться в основах диагностической работы, как процесса исследования, который состоит из нескольких этапов: принятие заказа или выбор цели, постановка задачи и выбор методик, сбор данных об объекте, обработка и интерпретация данных, построение психологического заключения или формулировка выводов, его индивидуализация и обсуждение.
Психодиагностика является одним из основных компонентов работы психологической службы в системе образования, и также сферой деятельности любого педагога. Она решает важные проблемы в определение задач работы с конкретными субъектами образовательного процесса, а также отслеживание эффективности образовательного процесса и его психологического сопровождения, определение индивидуального маршрута для детей с ОВЗ. Поэтому владение теоретическими знаниями (принципы, методы, технологии психодиагностической работы), а также практическими навыками диагноста, является необходимым условием готовности будущих педагогов в их профессиональной деятельности.
Первая часть курса посвящена освоению студентами теории психодиагностической работы: методы психодиагностики, требования к психодиагностическому инструментарию, вторая часть дисциплины направлена на освоение обучающимися диагностики на практике, поэтому в дисциплине предусмотрен курсовой проект с написанием теоретической части и практической работой в области исследования по конкретной теме.
Психологическая диагностика является областью психологического знания, которая представлена как теоретическое направление, с описанием принципов и требований, методов и методики выявления и изучения индивидуально психологических особенностей личности. Также сферу практической деятельности, направленную на исследование состояния субъекта или явления в конкретных условиях для осуществления в дальнейшем коррекционной, развивающей работы, которая невозможна без грамотной диагностики.
Психодиагностика занимается исследованием психических процессов и личности в целом. «Психология, - писали Л.С. Выготский и А.Р. Лурия еще в 1926 г., - прежде всего, должна была оставить изучение отдельных, не связанных между собой и искусственно выделенных «элементов» психической жизни, какими были «представления», «восприятия», «воля», «ощущение» и т. п., и обратиться к изучению поведения цельной личности, живущей в определенных условиях социальной среды» [2].
Если брать процесс обучения за условия среды, в которых мы ожидаем, что-то развить и сформировать, важно уметь описать эти условия и исследовать эффективность, то есть использовать знания диагноста для понимания роли условий, которые мы создаем для обучения и развития, а также эффективности наших методов и приемов.
В настоящее время роль психодиагностики для педагога-психолога и педагога отличается, так как один диагностирует состояние и адаптацию в процессе обучения, другой диагностирует уровень освоения материала. Целостная работа, где можно было бы объединить усилия для выработки большей эффективности, мало представлена. Например, педагог-психолог выявляет адаптацию ученика, уровень тревоги, далее представляет данные по группе учеников. После необходимо понять, что мешает адаптации и влияет на возрастание уровня тревоги, так как такое состояние усугубляет процесс обучения, делая его сложным. Если понять причину эмоционального дискомфорта, то можно изменить состояние, устранив фактор, влияющий на дискомфорт, изменив условия среды. Но такая исследовательская работа чаще не ведется, так как подразумевает учет индивидуальных различий и изменение условий, процесса обучения для учеников.
В нашей стране усилено продвигают инклюзию в образование, интеграцию лиц с ОВЗ в общеобразовательное русло не коррекционных школ в классы с нормой развития. Индивидуальные маршруты позволяют более гибко адаптировать программы обучения для таких учеников. Остается вопрос: «Как обеспечить комфортные условия, адаптировать свои методы и приемы в работе к разным особенностям учеников, не забыв о психологическом климате в классе?». Оценить то и другое возможно «диагносту» обладавшему навыками и знаниями в области не только психодиагностики, но и области инклюзивного образования, где есть своя специфика.
Для того, чтобы студенту дать нужные теоретически и практические навыки, важно понять, что психодиагностика это не только процесс оценки результата, что усвоено, но и дальнейший вектор изменений и корректив своей деятельности. То есть не только количественный и качественный анализ, с написанием отчета, но и планирование в перспективе, что требует улучшения именно в свое профессиональной деятельности. Часто это пропадает из перспектив работы профессионала, причины могут быть различны: отсутствие времени, для такого собственного анализа и рефлексии; программа, которая не так часто может подвергаться коррективам и обновлениям; процесс аттестации воспринимается специалистами, как получение очередной переподготовки и повышение квалификации для достижения уровня формальной оценки своей профессиональной компетенции; профессиональное и эмоциональное выгорание, работа в функциональном ключе без осознания себя в этом процессе.
Отсутствует важный этап целесообразной диагностики именно для улучшения своей профессиональной позиции и это не как не связанно с получением еще одного повышения квалификации или написания отчета по итогам работы. Эта позиция исследователя своей эффективности, как профессионала своей деятельности. Это ответ на вопрос: «Что я делаю не так?». И он начинается именно после этапа психодиагностики.
Диагност - это специалист умеющий оценить процесс с двух сторон: транслирующая сторона - учитель и воспринимающая сторона - ученик. Это позволит видеть системность этого процесса, где все элементы взаимосвязаны. Локус внимания на взаимодействие в процессе обучения на то, как это сделать более эффективным.
Диагностика может быть направлена на исследование промежуточных и конечных результатов, а также остаточных, то есть те результаты, которые по каким-то причинам остались без динамики. Отсюда следует, что сама по себе диагностика должна проводиться запланировано, отталкиваясь от того, что диагност нацелен посмотреть, то есть цели диагностики. Выделяют диагностику педагогическую и психологическую таблица 1.
Таблица 1.
Виды диагностики
Вид диагностики |
Объект диагностики |
Предмет диагностики |
Педагогическая |
Взаимодействие участников педагогического процесса. |
Тенденции индивидуально- личностного становления субъектов педагогического взаимодействия. |
Психологическая |
Человек, его психологические характеристики. |
Способности, личностные черты, мотивы, отклонения от психической нормы и т.д. |
Из таблицы видно, что в зависимости от того, что является объектом и предметом диагностики, будет зависеть ход и процедура самой диагностики, выбор диагностического инструментария (методики, тесты и др.), а также локус внимания самого диагноста.
В педагогической деятельности используется опыт, накопленный в сфере психологической диагностики, поскольку взаимодействие участников педагогического процесса наиболее полно осознается при понимании состояния каждого из них, что достигается с помощью методов психологии. Педагогическая диагностика не сводиться все цело к психологической, поскольку знание о закономерностях взаимодействия позволяет лучше понять особенности конкретного человека, нагляднее раскрывает их и, главное, позволяет определить пути его улучшения и развития.
Понимая индивидуальные особенности учеников: психические процессы, свойства, мотивы и способности, это дает нам возможность работать с образовательной средой для более комфортного и продуктивного обучения субъектов образовательного процесса.
Если мы говорим, к примеру, об инклюзивном образовании, где интеграция лиц с ОВЗ первостепенная задача, то образовательная среда и ее подготовленность будет более комфортной, если заранее известно: особенности учеников с ОВЗ (первичный и вторичный дефект, уровень развития, отставание от нормы развития, зона ближайшего развития, перспективы и прогнозы интеграции). Отталкиваться нужно от изученности субъекта и образовательной среды, куда планируется интегрировать.
Образовательная среда - это система влияний и условий формирования личности, совокупность возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении (Ясвин В.А.). Категория «образовательная среда» связывает понимание образования как сферы социальной жизни, а среды как фактора образования (Баева И.А.).
Инклюзивная образовательная среда - вид образовательной среды, обеспечивающей всем субъектам образовательного процесса возможности для эффективного саморазвития (Сунцова А.С.). Предполагает решение проблемы образования детей с ОВЗ за счет адаптации образовательного пространства к нуждам каждого ребенка, включая реформирование образовательного процесса, методическую гибкость и вариативность, благоприятный психологический климат, по возможности, полное участие детей в образовательном процессе.
В основе организации инклюзивной образовательной среды выступают следующие принципы: принцип индивидуального подхода, принцип поддержки самостоятельной активности ребенка, принцип активного включения в образовательный процесс всех его участников, принцип междисциплинарного подхода, принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания, принцип партнерского взаимодействия с семьей.
Е.А.Климова, В.А. Ясвина, С.В. Тарасова, предложили составляющие образовательной среды учреждения, выделили структуру инклюзивной образовательной среды, как пространства социализации детей с различными возможностями и особенностями, включив в нее компоненты:
- пространственно-предметный;
- содержательно-методический;
- коммуникативно-организационный [1].
Коммуникативно-организационный компонент и содержательно-методический компонент, предполагают грамотно организованный психодиагностический подход в работе, где будут учтены обе стороны процесса: диагностика собственной деятельности учителя и диагностика деятельности ученика. Для двухстороннего диагностирования нужны критерии и показатели. Различают два типа критериев: количественные и качественные таблица 2.
Таблица 2.
Тип критериев
Критерий |
Объект диагностики |
Количественные критерии используют для оценки результатов педагогической деятельности, которые оцениваются по интервальной шкале. |
- объем усвоенных знаний; - коэффициент усвоения учебного материала; - соотношение скорости усвоения учебного материала; - коэффициент прочности усвоения учебного материала и др. |
Качественные критерии невозможно измерять непосредственно, они позволяют анализировать содержание педагогических процессов экспертными методами. |
- уровень знания учебного материала; - уровень понимания учебного материала; - уровень овладения учебным материалом; - умение фактически использовать усвоенное при решении практических задач; - уровень овладения интеллектуальными навыками. |
Ключевым моментом любой оценки, в том числе и педагогической, является выбор критериев и показателей. Есть определенные требования к критериям:
- объективность в оценке;
- учет основных сторон исследуемого явления;
- точность и ясность в формулировке;
- измерение того, что является объектом исследования.
Таким образом, психолого-педагогическая диагностика дает студентам представление о диагностике не только процесса обучения, но диагностике собственной деятельности, как важного этапа любой профессиональной деятельности. Умение видеть свою эффективность в динамике и есть рост своего профессионализма в будущем.