Статья:

Бихевиористский подход в образовании

Конференция: XLVIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Педагогическая психология

Выходные данные
Кудрявцева А.А. Бихевиористский подход в образовании // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XLVIII междунар. науч.-практ. конф. — № 3(48). — М., Изд. «МЦНО», 2021. — С. 33-37.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Бихевиористский подход в образовании

Кудрявцева Анна Александровна
бакалавр иностранной филологии Актюбинский государственный университет имени К. Жубанова, Казахстан, г. Актобе

 

BEHAVIOURAL APPROACH IN EDUCATION

 

Anna Kudryavtseva

Bachelor of foreign philology Aktobe State University named after K. Zhubanov, Kazakhstan, Aktobe

 

Аннотация. В статье анализируются традиционные средства воспитания учеников – поощрение и наказание. Автор показывает содержание и назначение использования этих средств в педагогических теориях философских учений Б. Скиннера, а также разработанную им тактику применения поощрений и наказаний в сегодняшней практике воспитания.

Abstract. The article analyzes the traditional means of educating students – encouragement and punishment. The author shows the content and purpose of using these means in the pedagogical theories of the philosophical teachings of B. Skinner, as well as the tactics he developed for the use of encouragement and punishment in today’s practice of education.

 

Ключевые слова: бихевиоризм; поведение; поощрение; наказание; образование.

Keywords: behaviourism; behavior; encouragement; punishment; education.

 

Бихевиоризм – это точка зрения, что человеческий разум – это черные ящики, это означает, что наш мыслительный процесс не может быть изучен с научной точки зрения.

Человек в концепции бихевиоризма понимается, прежде всего как реагирующее, обучающееся существо, запрограммированное на те или иные реакции, действия, поведение, то есть развитие человека – это есть результат научения, а центральной проблемой бихевиоризма является социализация.

Поведение человека не обусловлено биологически, поэтому мы нуждаемся в процессе социализации с самого рождения до становления нами зрелой личностью.

Основной предмет изучения – это поведение, но из поведения исключаются внутренний мир и сознание человека.

Изучать и рассматривать сознание, как отдельное и независимое явление, приверженцы бихевиоризма категорически отказывались.

Они считали, что оно всего лишь представляет отдельные поведенческие реакции.

Отсюда мы видим, что к человеку применялся биологизаторский подход.

Основоположником бихевиористического подхода считается Б. Скиннер, который раз­работал систему принципов поведения человека в строго определенных усло­виях. Он считал, что на процесс обучения в первую очередь влияет окружаю­щий человека мир, а не генетический фактор.

Скиннер развил теорию условных рефлексов Павлова применительно к обучению и ввел понятие «операции», под которыми, в отличие от операций, функционирующих в речевой деятельности, понимаются различные варианты поведения человека.

Скиннер также указывал на необходимость «поддержания и закрепления» реакции.

Таким образом, бихевиоризм описывает обучение как операционально - обу­словленный процесс, то есть процесс, в котором инди­видуум реагирует на стимул определенным поведением.

Последующее за­крепление данного поведения с помощью различных поощрений или наказа­ний либо будет способствовать его воспроизведению и повторению, либо приведет к отказу от него.

Предполагалось, что с помощью такого подхода к обучению можно добиться от учащегося самостоятельного выполнения определенного набора действий, за которыми закреплена положительная реакция учителя, или отказа от выполнения действий, которые сопровождались его отрицатель­ной реакцией.

Скиннер [1] предложил четыре основных принципа, направленных на повы­шение уровня образования:

· учителя должны четко объяснять, чему они будут обучать;

· задание должно носить пошаговый характер, то есть процесс обучения должен состоять из серии градуированных по трудности заданий;

· необходимо с помощью индивидуальных обучающих программ обеспечить учащимся возможность работать в индивидуальном режиме;

· обучение должно носить «программированный характер», включать в себя все перечисленные выше компоненты и обеспечивать стопроцентный успех благодаря повторению и закреплению с помощью различных поощрений[1].

Более детально рассмотреть типы поощрений можно на рисунке 1.

Рисунок. Типы поощрений

 

Обратив внимание на таблицу, можно выделить два типа событий, обладающих эффектом подкрепления. Некоторые подкрепления представляют собой предъявление стимулов или добавление чего-то, например сладости за правильный ответ, похвала после недопущения ни единой ошибки на письме или в речи. Они называются положительными подкреплениями.

Другой тип подкрепляемых событий состоит в устранении чего-либо, например недовольная гримаса учителя при допущении учеником ошибки, насмешки учеников в классе.

Это — отрицательное подкрепление. В обоих случаях сохраняется один и тот же эффект подкрепления — вероятность реакции повышается.

Мы не можем обойтись без этого различения, просто указав на то, что в негативной ситуации подкрепляет отсутствие насмешек и недовольных гримас и т. д., поскольку воздействие оказывает именно отсутствие чего-либо после его презентации, и это еще один способ выражения того, что стимул устранен. Различия между двумя случаями станут яснее, когда мы рассмотрим случаи с презентацией негативного подкрепления, или случаи с устранением позитивного подкрепления.

Их последствия мы называем наказанием.

Позитивное наказание – это собственно действие ребенка в ответ, например ребенок постоянно балуется и шалит на уроке – его ставят в угол, если ученик списывает на уроке – ему ставят двойку.

Здесь мы видим, что учитель внес нечто новое в судьбу ученика.

Негативное наказание – это наоборот «отбирание» желаемого, ученика чего-то лишают, например если ученик будет списывать, то учитель не поставит ему хорошую оценку по итоговому тесту, а если так и будет продолжение его баловства на уроках, связавшись с родителями ученика, ребенка лишат походов в зоопарк или встреч с друзьями.

Назначив наказание ребенку, ни в коем случае не следует быстро прощать его (об этом неоднократно писал известный советский педагог В. А. Су-хомлинский).

Иначе у людей не формируется устойчивый комплекс негативных эмоций в отношении своего неблаговидного поступка.

Однако следует учесть, что в педагогической практике и наказания, и поощрения должны быть очень взвешенными (везде и во всем, как известно, должна быть мера).

Чрезмерные и частые наказания, равно как и чрезмерные и частые награждения, восхваления, антипедагогичны.

И это понятно, ибо наказания и поощрения, став обыденными актами воспитания на уроках, становятся для учеников привычными и перестают быть для них эффективными средствами воздействия.

Все эти важные правила следует неукоснительно соблюдать, педагогу надо быть твердым и последовательным в решении педагогических задач при использовании рычагов наказания или поощрения.

Учителям надо всегда следовать мудрому совету древних: «Чтобы сказать хорошему “да”, надо уметь сказать плохому “нет”». Ведь преодоление своих чувств к ребенку (жалость, любовь) необходимо для освоения лучшего в нем.

Несмотря на все положительные характеристики, бихевиоризм подвергал­ся серьезной критике как в зарубежной, так и в отечественной теории обуче­ния. Отрицательной чертой данного подхода, безусловно, являлось то, что в нем не учитывался принцип сознательности, обучение строилось на имитации и механическом выполнении действий.

Процесс обучения отождествлялся с поступками, основу которых составляли рефлексы, не учитывался целенаправ­ленный и мотивированный характер деятельности человека.

В целом бихевиористский подход к обучению оказал значительное влия­ние на преподавание иностранных языков и способствовал появлению в раз­ных странах целого ряда подходов и методов: аудиолингвального в США, аудиовизуального во Франции, а также использовался английскими педагогами при разработке ситуа­тивного метода обучения.

 

Список литературы: 
1. Скиннер Б.Ф. Оперантное поведение – М. Академический проект. – 1990. – 6 с.
2. Marion Williams, Robert L. Burden. Psycology for language teachers. − Cambridge University Press, 1997. – с. 9-10.
3. [Электронный ресурс]. − Режим доступа: https://pandia.ru/text/78/127/72918.php (дата обращения: 28.02.2021).
4. [Электронный ресурс]. − Режим доступа: https://www.socionauki.ru/journal/articles/162303/ (дата обращения: 28.02. 2021).