Преодоление трудностей в общении у детей из семей «группы риска» на тренинговых занятиях
Конференция: II Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: инновационная наука»
Секция: Психология
II Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: инновационная наука»
Преодоление трудностей в общении у детей из семей «группы риска» на тренинговых занятиях
Overcoming difficulties in communication among children from families "at risk" in the training sessions
Natalia Shelshakova
candidate of psychological sciences, associate professor, Petrozavodsk state University — PetrSU, Russia, Petrozavodsk
Ekaterina Arkhipova
student,Karelian state pedagogical Academy, Russia, Petrozavodsk
Аннотация. Сегодня, несмотря на значимость проблемы изучения психического развития детей из семей «группы риска», остаются недостаточно изучены особенности формирования их межличностных отношений со сверстниками. В статье описана качественная характеристика проведенного комплекса коррекционно-развивающих тренинговых занятий, который способствовал развитию у детей коммуникативных способностей, рефлексивных навыков, способности анализировать свое поведение.
Abstract. Today, despite the significance of the problem the study of the mental development of children of "risk group", remains insufficiently studied features of the formation of their interpersonal relationships with their peers. The article describes the qualitative characteristics of the carried-out complex of correctional-developing training sessions, which contributed to the development of children's communication skills, reflective skills, the ability to analyze their behavior.
Ключевые слова: дети из семей «группы риска»; трудности общения; тренинг; конфликтные ситуации; дружба.
Keywords: children from families of "group of risk"; communication difficulties; training; conflict situation; friendship.
Дети из семей «группы риска» испытывают трудности в общении, а именно: отмечается конфликтность в поведении (из-за игрушек), у некоторых детей проявляется желание доминировать, быть первым, не умеют идти на компромисс; социальная пассивность (не проявляют инициативу в игровой деятельности, в межличностном взаимодействии, у большинства детей низкий социометрический статус), в целом нарушения мотивационных и операционных компонентов общения, нестабильный эмоциональный фон, отмечается демонстративность в поведении, у большинства детей нет устойчивой дружеской пары.
В связи с данными показателями был разработан комплекс тренинговых занятий (совместно с Архиповой Е. Н.), направленных на преодоление трудностей в общении.
Были определены задачи исследования:
- развитие у детей навыков общения со сверстниками в различных жизненных ситуациях и их обогащение новыми формами общения;
- выработка и тренировка у детей навыков общения и взаимодействия с проработкой невербальных средств общения (мимикой, пантомимикой, жестами и т.п.);
- развитие практических умений разрешать конфликтные ситуации;
- воспитание положительного эмоционального отношения к сверстникам и самому себе;
- сплочение коллектива и развитие дружеских взаимоотношений между детьми.
Комплекс тренинговых занятий составлен на основе программ В.С. Мухиной [3], Л.М. Шипицыной, О.В. Защиринской, Т.А. Ниловой [4], Е.Б. Громовой [1], О.Б. Леоненко, О.В. Евтюхиной, Е.В. Горбуновой [2].
В тренинге принимали участие 9 детей из семей «группы риска», посещающих Муниципальное учреждение Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Надежда».
Количество занятий – 15. Комплекс тренинговых занятий рассчитан на реализацию в течение 1,5 месяца для достижения положительных результатов. Продолжительность – 25-30 минут, занятия проводятся 2-3 раза в неделю.
Специальные формы и методы коррекционной работы: игровая терапия (игры упражнения, игры – драматизации, инсценировки, подвижные игры), психогимнастика (этюды), импровизации, релаксация (снятие мышечного и эмоциональных зажимов), задания на развитие эмоциональной идентификации; моделирование и анализ проблемных ситуаций в продуктивной, игровой деятельности, в повседневной жизни детей, чтение художественной литературы на тему дружбы, активные беседы с детьми.
Качественный анализ проведенных тренинговых занятий
Первые занятия были направлены на знакомство друг с другом: дети учились представлять себя в коллективе сверстников. Больше всего дошкольникам понравились упражнения-приветствия («Дружные ладошки») и упражнения-прощания («Узел дружбы», «Всем – всем до свидания»), они быстро запомнили правила игры и пользовались ими в повседневной жизни группы. Отметим, что на первых занятиях-знакомствах дошкольники стеснялись обращаться к сверстнику ласково по имени и затруднялись в подборе комплиментов друг для друга («Давайте познакомимся», «Общий круг», «Ласковое имя»). В конце упражнений они чувствовали себя более раскованно, улыбались друг другу, весело смеялись, со всей чуткостью отнеслись к упражнению - приветствию «Общий круг».
В целом ориентировочные занятия всем участникам понравились, но в начале выполнения упражнений они были немного удивлены, дети стеснялись, так как такие игры с ними проводились редко. По мере ознакомления с условиями проведения занятий, дети становились радостнее, активнее, раскрепощеннее, они были положительно эмоционально настроены: приветствовали друг друга, используя элементы пантомимики. Некоторые задания, вызвали сложности у детей. Так игры, в которых нужно было сказать своему сверстнику то, что ребенку нравилось в нем, вызывали затруднения. Дети долго думали, часто повторялись в назывании качеств, в тоже время, они очень старались. В данной игре дети говорили комплименты только своим друзьям, или тем, к кому испытывали дружеские симпатии, ориентировались на такие показатели дружеских отношений как эмоциональная привязанность, обращали внимание на внешнюю привлекательность сверстника. Проведение подготовительных занятий ориентировало детей на активное взаимодействие друг с другом и с экспериментатором. Занятия создали атмосферу искренности, доверия, тепла, тем самым обеспечили единство межличностных взаимодействий в группе, психологический комфорт.
Занятия основного этапа включали в себя следующие упражнения: упражнения на снятие мышечных и речевых зажимов, упражнения на развитие вербальных и невербальных средств общения, психогимнастику, игры-драматизации, инсценировки, подвижные игры («Ручеек» и др.), проблемные ситуации.
Дети учились выделять и запоминать характерные особенности во внешности другого ребенка, рассказывать о своих чувствах, понимать и оценивать чувства и поступки других, активно участвовали в решениях проблемных ситуаций, по желанию участвовали в их инсценировках, вместе с экспериментатором анализировали поступки героев проблемных ситуаций, находить причину конфликта и предлагали разные способы их доброжелательного разрешения.
Очень понравились игры «Отгадай, чей голосок?», «Магазин зеркал», «Упрямое зеркало», «Обзывалки», «Комплименты», подвижные игры и др. Проанализировав подвижную игру «Ручеек» можно сказать, что при знакомстве с данной игрой, дети выбирали друг друга только по взаимным симпатиям. Игра детям очень понравилась. Дети редко выбирали «непопулярных» сверстников. Данная игра проводилась несколько раз в основном этапе и на завершающем этапе цикла тренинговых занятий. Отметим, что на завершающем этапе дети активно принимали участие в игре, количество взаимных выборов увеличилось, дошкольники выбирали тех, к кому испытывают дружеские симпатии. Надо отметить, что никто не остался не выбранным, изолированных детей не осталось. При возникновении конфликтных ситуаций дети пытались договориться или приглашали взрослого.
По результатам проведенного цикла занятий можно сделать вывод, что детям больше всего понравились следующие игры: «Ты мне нравишься», «Коврик мира», «Не намочи ног», «Подарки друг другу». В игре «Ты мне нравишься» дети передавали друг другу клубочек, смотрели сверстнику в глаза и называли его ласково. В начале этой игры многие дошкольники смущались и стеснялись, а затем начинали улыбаться и продолжали играть.
Со слов воспитателя, дети пользовались «ковриком мира» при разрешении конфликтных ситуаций: дети договаривались между собой, старались мирно решать спорные ситуации, делились игрушками.
В игре «Не намочи ног» при решении конфликтной ситуации (сломалась доска у одного из играющих) вели себя по-разному. Большинство детей принимали верные решения, но некоторые дети продолжали свой путь в одиночку, т. е. основной сюжет игры затмевал другие задачи. Данная игра проводилась повторно и подчеркивалась поставленная задача: друзьям нужно вместе перейти на другой берег. После чего все дети старались выручать друга, верно выполнили задание.
Завершающий этап состоял из подвижных игр, направленных на сплочение коллектива и формирование дружеских отношений между сверстниками. Дети принимали активное участие в играх («Дракон кусает свой хвост», «Скучно, скучно так сидеть»), играли в группе вместе с воспитателем, а также самостоятельно продолжали играть на прогулках. Особенно понравилась игра «Тух – тиби – дух». Дети старались говорить сердито-пресердито волшебные слова, а затем начинали смеяться со всеми ребятами. Очень понравилось упражнение-прощание «Ангел», участники очень чутко отнеслись к упражнению, с пониманием того, что дружбой надо дорожить и никогда не ссорится.
Наиболее эффективными методами стали упражнения на тренировку эмоций, этюды на выражение различных эмоциональных состояний («Лисенок боится», «Посорились и помирились», на имитацию выразительных движений («Кузнечик», «Круглые глаза», «Золотые капельки», «Вкусные конфеты», «Дружная семья», «встреча с другом»).
Отметим, что в процессе проведения этюдов на выражение различных эмоциональных состояний и движений возникли следующие трудности: дети вели себя скованно, стеснялись, не знали, как показать загаданную эмоцию. В связи с этим, мы предлагали детям выполнить несложные психогимнастические этюды, далее предлагали детям игры на снятие мышечных зажимов. Отметим, что участники стали справляться с заданиями, проявляли творческие способности, максимально использовали выразительные средства движений, что вызывало у них ощущения счастья, стимулировало воображение. Также эффективны были решения и инсценировки проблемных ситуаций, игры с конфликтными ситуациями. Можно сказать, что дети понимают кто такой "друг", что значит "дружить" и какие качества ценятся в дружбе, осознают, что нужно делать, чтобы жить дружно, но, к сожалению, дети склонны нарушать правила дружбы в реальной жизни. Это связано еще возрастными особенностями формирования чувства дружбы у дошкольников, а именно с неустойчивостью и ситуативностью дружеских отношений, некоторым разрывом между представлениями о дружбе и реализацией дружеского отношения в повседневной жизни.