Статья:

ВКЛАД ЛИЧНОСТНЫХ И СИТУАТИВНЫХ ФАКТОРОВ В ПРОЯВЛЕНИЯ ГНЕВА В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Конференция: LXXVIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Общая психология, психология личности, история психологии.

Выходные данные
Казначеев С.В. ВКЛАД ЛИЧНОСТНЫХ И СИТУАТИВНЫХ ФАКТОРОВ В ПРОЯВЛЕНИЯ ГНЕВА В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам LXXVIII междунар. науч.-практ. конф. — № 11(78). — М., Изд. «МЦНО», 2023.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ВКЛАД ЛИЧНОСТНЫХ И СИТУАТИВНЫХ ФАКТОРОВ В ПРОЯВЛЕНИЯ ГНЕВА В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Казначеев Сергей Викторович
студент, Пермский государственный национальный исследовательский университет, РФ, г. Пермь

 

THE CONTRIBUTION OF PERSONAL AND SITUATIONAL FACTORS TO THE EXPRESSION OF ANGER IN ADOLESCENCE: STATEMENT OF THE RESEARCH PROBLEM

 

Sergey Kaznacheev

Student, Perm State University, Russia, Perm

 

Аннотация. В статье рассматриваются теоретические представления о гневе как базовой эмоции, направлениях его выражения, а также о факторах, влияющих на его появление. Ставится исследовательская проблема о связи ситуативных факторов и индивидуально-личностных характеристик со способами выражения гнева.

Abstract. The article discusses the theoretical concepts of anger as a basic emotion, the directions of its expression, as well as the factors influencing its appearance. A research problem is posed about the relationship of situational factors and individual-personal characteristics with the ways of expressing anger.

 

Ключевые слова: гнев; большая пятерка; юношеский возраст; предикторы гнева; выражение гнева; субъективное благополучие.

Keywords: anger; big five; adolescence; predictors of anger; expression of anger; subjective well-being.

 

Гнев – это часто переживаемое чувство, которое характерно для лиц любого пола, возраста, социального положения и происхождения. Необходимость подробного рассмотрения природы его переживания и выражения вызвана тенденцией к росту стрессовых факторов и ценностного раскола в обществе. В настоящее время наблюдается повсеместное распространение как выражаемой нетерпимости, враждебности и агрессии, так и накопление подавленного гнева. Очевидно, что вопрос о гневе как базовой эмоции, направлениях его выражения и факторах, влияющих на него, должен быть изучен и отрефлексирован обществом.

В психологической литературе обширно представлены исследования, изучающие направления выражения гнева, личностные факторы, определяющие это направление, а также типы поведения человека, охваченного гневом.

Т. Рибо описал гнев как протестную эмоцию, имеющую генетическую обусловленность и необходимую для самосохранения. Она регулируется врожденными инстинктами [5].

К.Э. Изард трактовал гнев как сильное отрицательное эмоциональное состояние, которое чаще всего выражается аффектом и возникает как ответная реакция на препятствия в достижении целей. В качестве основных функций гнева Изард рассматривал мобилизацию энергии и повышение способности к самозащите [4]. Исследуя гнев, Т. Дембо провела эксперимент, в котором поставила перед участниками невыполнимую задачу. Пытаясь преодолеть безнадежную ситуацию, они реагировали гневом – ругались друг с другом, проявляли признаки косвенной агрессии или плакали [см. 3].

Ч.Д. Спилбергер разделяет гнев как ситуационную реакцию и гнев как черту. Ситуационный гнев – это эмоция, возникающая в зависимости от актуальной ситуации в жизни человека. Ее интенсивность и длительность варьируется в зависимости от особенностей личности человека, т.е. может быть разной. Такой гнев возникает, когда человек воспринимает текущее событие как неприятное или несправедливое. Гнев как черта характера (гневливость) – это склонность человека испытывать гнев, или частота его проявлений. Кроме этого, Спилбергер выделяет двоякую направленность выражения гнева – вовне и внутрь. Экспрессия гнева вовне – это выражение гнева внешне негативным и плохо контролируемым образом, например, враждебные или агрессивные действия (нападение, разбивание вещей, и т.п.), а также вербальные проявления (оскорбления, нецензурная брань, крик). Экспрессия гнева внутрь – это переживание эмоции гнева, не сопровождающееся агрессивными действиями или словами, склонность маскировать его проявления пассивными реакциями, такими как прекращение общения, замкнутость и обида. В дополнение к направлениям выражения гнева Спилбергер выделяет также показатель контроля экспрессии гнева – способность человека правильно выражать свой гнев. Люди с развитым контролем гнева, находясь во фрустрирующей ситуации, способны конструктивно выражать переживаемые ими эмоции, не прибегая к агрессивному поведению. Этот навык способствует более эффективному решению проблем [8, 11].

Направление выражения гнева (вовне или внутрь) может служить способом как конструктивной, так и деструктивной реакции на ситуацию. При этом гнев и направленность его выражения связаны как с ситуативными (наличие актуальных фрустрирующих ситуаций в жизни человека), так и с личностными (темперамент, возраст и другие диспозиционные характеристики личности) факторами. Таким образом, при комплексном анализе предикторов гнева необходимо учитывать и те, и другие.

По данным К. Пиза и Г. Льюиса, интенсивность и преобладающая направленность выражения гнева связана с чертами Большой пятерки. Так, при высоком нейротизме и низкой доброжелательности наблюдается более сильное выражение гнева и агрессии. Добросовестность (сознательность) играет существенную роль в контроле гнева, а низкая экстраверсия связана с его внутренней направленностью. Было обнаружено также, что добросовестность смягчает влияние доброжелательности и нейротизма на выражение гнева вовне [10].

В исследовании А.А. Саидова показано, что внутренняя направленность гнева является следствием неудовлетворенности жизнью и зависит от «жизненной включенности» и «усталости от жизни». Кроме того, общий уровень удовлетворенности или неудовлетворенности жизнью является определяющим фактором для (соответственно) низкого и высокого уровня общей агрессивности и проявлений гнева [6].

Несмотря на теоретические представления о ситуативной и личностной обусловленности гнева, эмпирически исследуются преимущественно диспозиционные факторы его выраженности и направленности. В связи с этим актуальным остается вопрос о влиянии объективных жизненных событий и их субъективного восприятия, а также об опосредующих личностных факторах, определяющих проявления гнева.

Можно предположить, что ситуационно-личностная обусловленность проявлений гнева отличается возрастной спецификой. Так, в работе L. Ng и K.L. Khor показано, что по мере взросления подавление гнева может усиливаться. Это связано с тем, что люди перестают верить в то, что выражение большого количества эмоций целесообразно. Помимо этого, с возрастом растут опасения относительно того, что выражение гнева может быть воспринято как социально неприемлемое [9].

Г.С. Абрамова отмечает, что в юношеском возрасте наблюдаются наиболее выраженные проявления гнева, что обусловлено эмоциональной нестабильностью, характерной для данного возрастного периода [1]. Особенности выражения гнева и агрессии в юношеском возрасте обусловлены проблемами, связанными с формированием и развитием рефлексии [2]. Влияние на экспрессию гнева в этом возрасте оказывает также ряд специфических фрустрирующих ситуаций: неудовлетворенные потребности и проблемы в отношениях со сверстниками, ощущение одиночества, проблемы с адаптацией, нарушение детско-родительских отношений и др. [7].

В целом можно предположить, что уровень субъективной удовлетворенности жизнью в большей степени определяет общий уровень выраженности гнева, чем объективные факторы жизненного благополучия. В свою очередь, уровень субъективной удовлетворенности жизнью положительно связан с экстраверсией и открытостью опыту и отрицательно – с нейротизмом. Основными факторами внутренней направленности выражения гнева являются, предположительно, низкий уровень субъективного благополучия и нейротизм, а основными факторами внешней направленности гнева – низкий уровень субъективного благополучия, экстраверсия, открытость опыту и низкая доброжелательность. В нашем исследовании будет предпринята попытка проверить выдвинутые предположения на выборке респондентов юношеского возраста.

 

Список литературы:
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М.: Академия, 1999. – 672 с.
2. Акбаева Д.Д. Эмпирическое исследование гнева в юношеском возрасте и способы его коррекции // International Journal of Medicine and Psychology. – 2019. – Т. 2, №3. – С. 180–187.
3. Вилюнас В. Психология эмоций: Учеб. пособие для вузов. – СПб.: Питер, 2004. – 496 с.
4. Изард К.Е. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 2006. – 460 с.
5. Рибо Т. Психология чувств. – М.: Ленард, 2018. – 248 с.
6. Саидов А.А. Гнев и агрессивное поведение как результат неудовлетворенности жизнью // Проблемы современного педагогического образования. – 2019. – №62–2. – С. 313–317.
7. Шамшикова О.А., Белашина Т.В., Особенности проявления агрессии и гнева в юношеском возрасте (на материале выборки студентов-психологов и курсантов военного вуза) // Сибирский педагогический журнал. – 2016. – №6. – С. 106–111. 
8. Akbaş E., Taşdemir Y.G. Anger and adolescence // Ordu Üniversitesi Hemşirelik Çalışmaları Dergisi. – 2022. Vol. 5. № 1. P.139–147.
9. Ng L., Khor K.L. Anger Experience and Expression among Adolescents: A Test of the STAXI-2 C/A // Advances in Social Science, Education and Humanities Research. –  2017. Vol. 133. P.109–112.
10. Pease C.R., Lewis G.J. Personality links to anger: Evidence for trait interaction and differentiation across expression style // Personality and Individual Differences. – 2015. Vol. 74. P.159–164.
11. Spielberger C.D. Manual for the State-Trait Anger Expression Inventory // Odessa, FL: Psychological Assessment Resources. – 1988.