ОБУЧЕНИЕ В ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Конференция: LXIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Общая психология, психология личности, история психологии.
LXIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
ОБУЧЕНИЕ В ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Аннотация. Актуальность изучения проблемы поведения подростков в цифровой образовательной среде обусловлена ускорившимися процессами цифровизации образования, участвующими в формировании нового вида поведения цифрового, под которым понимается система действий, связанных с использованием цифровой среды.
Цифровизация образования сегодня преподносится как великое благо, признак высокого уровня цивилизации, избранности, но так ли это на самом деле? Развитие информационных технологий ставит педагогов и психологов, работающих в системе образования перед новыми вызовами: в образовательные учреждения приходит «цифровое» поколение, для которого Интернет не просто технологии, а среда обитания и новый инструмент развития.
Цифровая образовательная среда (ЦОС) – это цифровое пространство, состоящее из открытой совокупности информационных систем, которые объединяют всех участников образовательного процесса – администрацию школы, учителей, учеников и их родителей [1]. Основной задачей федерального проекта «Цифровая образовательная среда» является создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней.
В рамках реализации программы: к 2024 году будет обеспечено внедрение целевой модели цифровой образовательной среды по всей стране.
Внедрение современных цифровых технологий в образовательные программы 25% общеобразовательных организаций 75 субъектов Российской Федерации для как минимум 500 тысяч детей;
обеспечение 100% образовательных организаций в городах Интернетом со скоростью соединения не менее 100 Мб/с, в сельской местности – 50 Мб/с;
создание сети центров цифрового образования «IT-куб», охватывающей в год не менее 136 тысяч детей.
Проект позволит обеспечить обновление содержания образования и даст возможность школьникам свободно и безопасно ориентироваться в цифровом пространстве. «Цифровая образовательная среда» обеспечит повышение квалификации педагогов и оснащение школ необходимой инфраструктурой. Будет создана цифровая экосистема, благодаря которой станет возможным переход к автоматизированному делопроизводству, работе с цифровыми ресурсами.
В настоящие время сложной внешнеэкономической обстановки с введением с недружественными странами важное значение приобретает высокий уровень внедрение цифровизации в школе.
Цифровая образовательная среда (ЦОС) образовательного учреждения включает:
Комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы;
Совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий: компьютеры, иное информационные коммуникационные технологии оборудование, коммуникационные каналы;
Систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современном ЦОС.
Современные процедуры создания, поиска, сбора, анализа, обработки, хранения, и представления информации;
Дистанционное взаимодействие всех участников образовательного процесса (обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников, органов управления в сфере образования, общественности), в том числе, в рамках дистанционного образования;
Дистанционное взаимодействие образовательного учреждения с другими организациями социальной сферы: учреждениями дополнительного образование детей, учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, службами занятости населения, обеспечения безопасности жизнедеятельности.
Кроме того, цифровая образовательная среда образовательного учреждения школы №72 обеспечивает возможность осуществления в электронной (цифровой) форме следующих видов деятельности:
Планировать образовательный процесс;
Размещать и сохранять материалы образовательного процесса, в том числе работ обучающихся и педагогов, используемых участниками образовательного процесса информационных ресурсов;
Фиксировать ход образовательного процесса и результатов освоения основной образовательной программы;
Взаимодействовать между участников образовательного процесса, в том числе дистанционно посредством сети Интернет;
Использовать данные, формируемые в ходе образовательного процесса, для решения задач управления образовательной деятельностью;
Контролировать доступ участников образовательного процесса к информационным образовательным ресурсам в сети Интернет (ограничение доступа информации, несовместимой с задачами духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся);
Осуществлять взаимодействие образовательного учреждения с органами, отвечающими за управление в сфере образования, и с другими образовательными учреждениями, организациями.
В целом реализация Цифровой образовательной среды обеспечит ученикам:
Получение доступа к электронному образовательному контенту;
Обучение в комфортной цифровой среде;
Повышение интереса обучающихся;
Улучшение результатов освоения образовательной программы;
Развитие проектно – исследовательской деятельности, в том числе с применениями облачных технологий;
Расширение возможностей для построения персональной образовательной траектории;
Формирование осознанного выбора профессии на основе полученных цифровых компетенций;
Родителям:
Расширение образовательных возможностей для ребенка;
Повышения прозрачности образовательного процесса за счет информирования об успеваемости и посещаемости ребенка в реальном времени;
Облегчение коммуникации со всеми участниками образовательного процесса.
Учителям:
Снижение административной нагрузки и увеличение времени для учебной работы;
Снижение рутинной нагрузки по контролю выполнения заданий учениками за счет автоматизации;
Повышение удобства мониторинга за образовательным процессом;
Получение дополнительных возможностей для саморазвития;
Формирование новых возможностей организации образовательного процесса;
Формирование новых условий для мотивации учеников;
Формирование новых возможностей для переноса активности образовательного процесса на ученика;
Облегчение условий формирование индивидуальной образовательной траектории ученика.
Школе:
Повышение эффективности использования ресурсов за счет переноса части нагрузки на информационно-коммуникационные технологии;
Расширение возможностей образовательного процесса за счет сетевой организации;
Снижение бюрократической нагрузки за счет автоматизации;
Расширение возможностей коммуникации со всеми участниками образовательного процесса;
Региону:
Автоматизацию мониторинга за образовательным процессом;
Оптимизацию коммуникации со всеми участниками;
Оптимизацию образовательных ресурсов региона за счет формирования сетевых структур;
Повышение возможностей региона по выбору вариантов обучения за счет сетевого взаимодействия;
Возможность снижения образовательной эмиграции лучших
Учеников за счет сетевого взаимодействия;
Сокращение бюрократического аппарата и личных коммуникаций за счет автоматизации документооборота;
Государству:
Рост образовательного разнообразия в стране и удовлетворение образовательных запросов всех участников образовательного процесса;
Рост мотивации к обучению на основе индивидуальных образовательных траекторий;
Повышение прозрачности образовательного процесса;
Оперативность мониторинга за результатами.
Критериями успешного внедрения Цифровая образовательная среда являются:
Сокращение бюрократического аппарата;
Снижение интенсивности документооборота, созданного руками сотрудников образовательных организаций;
Рост трафика добровольного использования ЦОС, прежде всего учениками. [1].
Вместе с тем наряду со всеми преимуществами, которые ИКТ технологии вносят в современный образовательный процесс, новые технологии несут с собой и новые угрозы:
1) Одна из них – это «неправомерная угроза»: не разработаны нормы для их применения с привлечением психологов, психофизиологов и организаторов здравоохранения. Хотя, «умные» интерактивные парты, интерактивные доски, планшеты и другие современные гаджеты призваны дать школьникам новое качество образования, но враждебны к здоровью детей.
2) К угрозам, я считаю, что также можно отнести и утрату навыков письма, которому в школе уделяется все меньше и меньше внимания. А какие же могут быть последствия? Ведь при письме задействованы участки мозга, отвечающие за интерпретацию сенсорных ощущений и формирование речи.
3) Еще одна из угроз – это экранная зависимость. Сейчас уже известно, что айпад, смартфоны и икс боксы являются одной из форм цифрового наркотика. Сотни клинических исследований показывают, что гаджеты увеличивают депрессию, вспыльчивость и агрессию и могут привести к психотическим последствиям, при которых игрок теряет связь с реальностью. Угрозой развития личности ребенка является также снижение социальных навыков. Ребенок теряет возможность прямого общения, теплоты другого человека, его дыхания, его реальных глаз и он существует в компьютерном мире, он меняется внутри. Он, приученный через время к такой жизни, будет бояться выходить на улицу, потому что там другая жизнь…
Заключение
Вместе с тем считаем, что обучение в цифровой образовательной среде способно отвечать современным требованием жизни. Высокая скорость изменения востребованных на рынках труда (и шире — в экономике) компетенций ставит перед системой образования совершенно новые вызовы.