Статья:

ОБУЧЕНИЕ В ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Конференция: LXIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Общая психология, психология личности, история психологии.

Выходные данные
Ёлохова К.М., Усольцева В.В. ОБУЧЕНИЕ В ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам LXIII междунар. науч.-практ. конф. — № 7(63). — М., Изд. «МЦНО», 2022. — С. 38-43.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ОБУЧЕНИЕ В ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Ёлохова Ксения Михайловна
студент, Омский государственный педагогический университет РФ, г. Омск
Усольцева Виктория Владимировна
канд. психол. наук, доцент кафедры практической психологии, Омский государственный педагогический университет, РФ, г. Омск

 

Аннотация. Актуальность изучения проблемы поведения подростков в цифровой образовательной среде обусловлена ускорившимися процессами цифровизации образования, участвующими в формировании нового вида поведения цифрового, под которым понимается система действий, связанных с использованием   цифровой среды.

 

Цифровизация образования сегодня преподносится как великое благо, признак высокого уровня цивилизации, избранности, но так ли это на самом деле? Развитие информационных технологий ставит педагогов и психологов, работающих в системе образования перед новыми вызовами: в образовательные учреждения приходит «цифровое» поколение, для которого Интернет не просто технологии, а среда обитания и новый инструмент развития. 

Цифровая образовательная среда (ЦОС) – это цифровое пространство, состоящее из открытой совокупности информационных систем, которые объединяют всех участников образовательного процесса – администрацию школы, учителей, учеников и их родителей [1]. Основной задачей федерального проекта «Цифровая образовательная среда» является создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней. 

В рамках реализации программы: к 2024 году будет обеспечено внедрение целевой модели цифровой образовательной среды по всей стране.

Внедрение современных цифровых технологий в образовательные программы 25% общеобразовательных организаций 75 субъектов Российской Федерации для как минимум 500 тысяч детей;

обеспечение 100% образовательных организаций в городах Интернетом со скоростью соединения не менее 100 Мб/с, в сельской местности – 50 Мб/с; 

создание сети центров цифрового образования «IT-куб», охватывающей в год не менее 136 тысяч детей. 

Проект позволит обеспечить обновление содержания образования и даст возможность школьникам свободно и безопасно ориентироваться в цифровом пространстве. «Цифровая образовательная среда» обеспечит повышение квалификации педагогов и оснащение школ необходимой инфраструктурой. Будет создана цифровая экосистема, благодаря которой станет возможным переход к автоматизированному делопроизводству, работе с цифровыми ресурсами.

В настоящие время сложной внешнеэкономической обстановки с введением с недружественными странами важное значение приобретает высокий уровень внедрение цифровизации в школе.

Цифровая образовательная среда (ЦОС) образовательного учреждения включает:

Комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы;

Совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий: компьютеры, иное информационные коммуникационные технологии оборудование, коммуникационные каналы;

Систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современном ЦОС.

 

 

Современные процедуры создания, поиска, сбора, анализа, обработки, хранения, и представления информации;

Дистанционное взаимодействие всех участников образовательного процесса (обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников, органов управления в сфере образования, общественности), в том числе, в рамках дистанционного образования;

Дистанционное взаимодействие образовательного учреждения с другими организациями социальной сферы: учреждениями дополнительного образование детей, учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, службами занятости населения, обеспечения безопасности жизнедеятельности.

Кроме того, цифровая образовательная среда образовательного учреждения школы №72 обеспечивает возможность осуществления в электронной (цифровой) форме следующих видов деятельности: 

Планировать образовательный процесс;

Размещать и сохранять материалы образовательного процесса, в том числе работ обучающихся и педагогов, используемых участниками образовательного процесса информационных ресурсов;

Фиксировать ход образовательного процесса и результатов освоения основной образовательной программы;

Взаимодействовать между участников образовательного процесса, в том числе дистанционно посредством сети Интернет;

Использовать данные, формируемые в ходе образовательного процесса, для решения задач управления образовательной деятельностью;

Контролировать доступ участников образовательного процесса к информационным образовательным ресурсам в сети Интернет (ограничение доступа информации, несовместимой с задачами духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся);

Осуществлять взаимодействие образовательного учреждения с органами, отвечающими за управление в сфере образования, и с другими образовательными учреждениями, организациями.

В целом реализация Цифровой образовательной среды обеспечит ученикам:

Получение доступа к электронному образовательному контенту;

Обучение в комфортной цифровой среде;

Повышение интереса обучающихся;

Улучшение результатов освоения образовательной программы;

Развитие проектно – исследовательской деятельности, в том числе с применениями облачных технологий;

Расширение возможностей для построения персональной образовательной траектории;

Формирование осознанного выбора профессии на основе полученных цифровых компетенций;

Родителям:

Расширение образовательных возможностей для ребенка;

Повышения прозрачности образовательного процесса за счет информирования об успеваемости и посещаемости ребенка в реальном времени;

Облегчение коммуникации со всеми участниками образовательного процесса.

Учителям:

Снижение административной нагрузки и увеличение времени для учебной работы; 

Снижение рутинной нагрузки по контролю выполнения заданий учениками за счет автоматизации;

Повышение удобства мониторинга за образовательным процессом; 

Получение дополнительных возможностей для саморазвития;

Формирование новых возможностей организации образовательного процесса; 

Формирование новых условий для мотивации учеников; 

Формирование новых возможностей для переноса активности образовательного процесса на ученика; 

Облегчение условий формирование индивидуальной образовательной траектории ученика.

Школе: 

Повышение эффективности использования ресурсов за счет переноса части нагрузки на информационно-коммуникационные технологии;

Расширение возможностей образовательного процесса за счет сетевой организации; 

Снижение бюрократической нагрузки за счет автоматизации; 

Расширение возможностей коммуникации со всеми участниками образовательного процесса;

Региону: 

Автоматизацию мониторинга за образовательным процессом; 

Оптимизацию коммуникации со всеми участниками;

Оптимизацию образовательных ресурсов региона за счет формирования сетевых структур; 

Повышение возможностей региона по выбору вариантов обучения за счет сетевого взаимодействия; 

Возможность снижения образовательной эмиграции лучших

Учеников за счет сетевого взаимодействия;

Сокращение бюрократического аппарата и личных коммуникаций за счет автоматизации документооборота;

Государству: 

Рост образовательного разнообразия в стране и удовлетворение образовательных запросов всех участников образовательного процесса; 

Рост мотивации   к обучению на основе   индивидуальных образовательных траекторий; 

Повышение прозрачности образовательного процесса;

Оперативность мониторинга за результатами.

Критериями успешного внедрения Цифровая образовательная среда являются:

Сокращение бюрократического аппарата;

Снижение интенсивности документооборота, созданного руками сотрудников образовательных организаций;

Рост трафика добровольного использования ЦОС, прежде всего учениками. [1].

Вместе с тем наряду со всеми преимуществами, которые ИКТ технологии вносят в современный образовательный процесс, новые технологии несут с собой и новые угрозы:

1) Одна из них – это «неправомерная угроза»: не разработаны нормы для их применения с привлечением психологов, психофизиологов и организаторов здравоохранения. Хотя, «умные» интерактивные парты, интерактивные доски, планшеты и другие современные гаджеты призваны дать школьникам новое качество образования, но враждебны к здоровью детей.

2) К угрозам, я считаю, что также можно отнести и утрату навыков письма, которому в школе уделяется все меньше и меньше внимания. А какие же могут быть последствия? Ведь при письме задействованы участки мозга, отвечающие за интерпретацию сенсорных ощущений и формирование речи.

3) Еще одна из угроз – это экранная зависимость. Сейчас уже известно, что айпад, смартфоны и икс боксы являются одной из форм цифрового наркотика. Сотни клинических исследований показывают, что гаджеты увеличивают депрессию, вспыльчивость и агрессию и могут привести к психотическим последствиям, при которых игрок теряет связь с реальностью. Угрозой развития личности ребенка является также снижение социальных навыков. Ребенок теряет возможность прямого общения, теплоты другого человека, его дыхания, его реальных глаз и он существует в компьютерном мире, он меняется внутри. Он, приученный через время к такой жизни, будет бояться выходить на улицу, потому что там другая жизнь…

Заключение

Вместе с тем считаем, что обучение в цифровой образовательной среде способно отвечать современным требованием жизни. Высокая скорость изменения востребованных на рынках труда (и шире — в экономике) компетенций ставит перед системой образования совершенно новые вызовы. 

 

Список литературы:
1. Цифровая образовательная среда электронного обучения [Электронный ресурс] / Режим доступа:  https://kiro46.ru/docs/mr_steo.pdf