Статья:

К вопросу о подростковом доверии

Конференция: XIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Общая психология, психология личности, история психологии.

Выходные данные
Долгих С.А. К вопросу о подростковом доверии // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XIII междунар. науч.-практ. конф. — № 11(13). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 96-102.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

К вопросу о подростковом доверии

Долгих Светлана Александровна
аспирант, Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина, РФ, г. Рязань

 

On the issue of adolescent trust

 

Svetlana Dolgikh

Post-graduate student of. Ryazan State University named after S.A. Yesenin. ", Russia, Ryazan

 

Аннотация. В статье раскрывается понятие подросткового возраста и его особенностей, рассматриваются причинные факторы возникновения подросткового кризиса. Статья содержит пилотажное исследование вопроса выражения доверия подростков: кому и почему в большей степени склонен доверять ребенок. Рассматриваются причины отчуждения подростков от семьи, а также содержатся практические рекомендации для решения вопроса отчуждения и доверия подростков.

Abstract. The article reveals the notion of adolescence and its features, considers the causative factors of the emergence of the adolescent crisis. The article contains a pilot study of the issue of expressing the confidence of adolescents: who and why the child is more likely to trust. The reasons for the alienation of adolescents from the family, as well as practical recommendations for addressing the issue of alienation and trust of adolescents are considered.

 

Ключевые слова: подростковое отчуждение; доверие; психическая неустойчивость.

Keywords: teenage alienation; trust; mental imbalance.

 

Подростковый период – это возраст достаточно сложный, это период жизни, когда человек находится между детством и взрослостью, этап полный противоречий. Тема весьма актуальна, подростковый возраст – самый трудный из возрастов человека, трудный как для самих подростков, так и для их окружения.

Подростковым принято считать период развития детей от 11-12 до 15-17 лет; он знаменуется бурным развитием и перестройкой социальной активности ребенка. В психологической литературе принято разграничивать подростковый возраст и юношество. В понимании хронологических границ этих периодов нет единства. С определенной мерой условности можно считать, что «подростничество» как переходный возраст лежит в указанных границах, за ним следует новый этап развития – юность. В процессе индивидуального развития известную роль, очевидно, играет созревание, не менее очевидно, что определенную роль в нем играет и обучение. Весь вопрос заключается в том, чтобы правильно определить их взаимоотношения.

Венгерский психолог Г. Элемер в своей книге «Удивительная страна» образно описывает мир подростка: «Удивительная страна — это страна Подростка! Она наполнена особенностями, чудесами и странностями. Границы ее необыкновенно извилистые, нечеткие, расплывчатые. Нередко ее жители сами не знают, когда и где переступили ее границы. Еще меньше замечают они, когда и как уходят из этой хаотической страны, где очень многое иногда стоит вверх ногами. Климат этой страны очень капризный и прихотливый, то тропически знойный и вдруг без перехода — ледяной холод. Имеется бурно расцветающая весна и листопадная осень, но они не всегда сменяются последовательно, а в лето врывается зима, в весну – осень. Но и жители этой удивительной страны также непоследо­вательны — проявляют крайности в своем поведении. То очень веселые и шумные, то вдруг молчаливые и угрюмые; то смелые герои, то вдруг боязливые и беспомощные; иногда сомневающиеся и не верящие в себя; очень часто слишком самоуверенные и спесивые; иногда то очень скромные и замкнутые, то невыдержанные и нахальные. В этой удивительной стране нет детей и нет взрослых. Туземцы (аборигены) отрывают себя от детей, потому что уже презирают их. Аборигены следят, чтобы в это хаотическое общество никто из детей не проникал, потому что коренные жители сами чувствуют, что природа их необыкновенная, поведение их не всегда признается взрослыми, но сами они хотят быть взрослыми. Жители страны Подростков не всегда встречаются с симпатией, понимаются взрослыми; взрослые укоряют за бессмысленность их поступков, ругают и порицают их. Некоторые из взрослых утверждают, что жители этой страны не признают авторитета и привычек, не уважают старших и опытных, мнения общества, что в их сердце есть только цинизм и ненависть. Жители страны Подростков ожидают от взрослых не этого; наоборот, они ожидают, чтобы им помогли, поняли бы и посочувствовали бы им [4, с. 17-18].

В связи с таким неустойчивым, переходным положением возникает кризис. Кризис – это состояние душевного расстройства, вызванное длительной неудовлетворенностью человека собой и своими взаимоотношениями с окружающим миром [2, с. 79]. Основные линии развития подростков связаны с прохождением личностных кризисов: кризиса идентичности и кризиса, связанного с отделением от семьи и приобретением самостоятельности, пубертатный кризис – половое созревание. Успешное преодоление кризиса является жизненно значимой задачей для человека, а результатом его разрешения часто становится появление каких-то новых качеств жизни [1, с. 48].

Во время кризиса идентичности происходит поиск и выбор новой взрослой идентичности, новой целостности, нового отношения к себе и к миру. Внешне это проявляется в активном интересе к себе: подростки постоянно что-то доказывают друг другу и самому себе; они общаются на темы, затрагивающие моральные и нравственные вопросы, межличностные отношения; появляется интерес к исследо­ванию себя, уровня развития своих способностей.

Кризис, связанный с отделением от семьи и приобретением самостоятельности. Отечественные психологи выделяют еще одну важную особенность подросткового возраста – чувство взрослости. Внешне это выглядит как стремление к самостоятельности и независимости. Он стремиться расширить свои права, делать так, как он сам хочет, знает, умеет. Такое поведение часто провоцирует запреты. Но это необходимо, т. к. именно подобном противостоянии со взрослыми подросток исследует свои границы, пределы своих физических и социальных возможностей, рамки дозволенного. Через такую борьбу за независимость он удовлетворяет потребности в самопознании и самоутверждении, узнает свои возможности и учиться действовать самостоятельно.

К вопросу о половом кризисе: половое созревание зависит от работы эндокринных желёз, которые начинают вырабатывать гормоны, которые вызывают изменения в строении организма. В первую очередь активно начинают работать гипофиз и щитовидная железа (они активизируют работу остальных желёз). Из-за физической нестабильности появляется эмоциональная неустойчивость. Ребёнок переживает «гормональную бурю» и при этом приспосабливаться к изменениям своего тела. Появляется первое сексуальное влечение. Из-за непропорциональности тела подростки считают себя неуклюжими, считают, что у них не правильные черты лица, появление дефектов на коже. Всё это приводит к формированию своего нового физического «Я», которое, как написано выше, не всегда нравится подросткам.

Кризис необходим для формирования новообразований. В концепции Д.Б. Эльконина новообразования подросткового возраста вытекают из ведущей деятельности предшествующего периода (учебной). Эта учебная деятельность производит "поворот" от направленности на мир к направленности на самого себя, то есть подросток начинает изучать самого себя, как если бы он изучал некий школьный предмет. При этом решение вопроса "Что я такое?", по Эльконину, может быть найдено только путем столкновения с действительностью. Резкое развитие рефлексии и самосознания находит проявление во множестве "симптомов". Вновь возникают трудности в отношениях со взрослыми: негативизм, упрямство, безразличие к оценке успехов, уход из школы – так как главное для ребенка происходит теперь вне школы. Новый характер компаний – теперь уже подростковых. В компаниях подросток ищет понимания и возможности самоутверждения. Самоутвердиться подростку во взрослой среде весьма сложно: взрослые зарабатывают деньги, имеют социальный статус, связи [6, с. 87-88]

В данной статье рассматривается взаимодействие подростков и окружающей среды, а именно вопрос доверия к окружающим. Для того, чтобы можно было предметно говорить об этом было проведено пилотажное исследование. Эмпирическим методом исследования стало интервью. Было проинтервьюировано 60 подростков обоих полов в возрасте от 15 до 17 лет: по 20 человек каждого возраста. Всем задавался один и тот же вопрос: «Если вдруг вы окажитесь в трудной жизненной ситуации, возможно постыдной, с вашей точки зрения, к кому в первую очередь обратитесь за помощью и почему.»

Данные интервью были занесены в таблицу.

 

Рисунок 1. Данные интервью

 

Выводы, которые позволяет сделать исследование:

Не смотря на отчуждение со стороны подростков 15‑16 - 17 лет от своих родителей, в первую очередь в трудной ситуации они отправятся именно к родителям. Объясняя это тем, что родителям могут доверять, они не будут смеяться над их проблемой, смогут дать хороший и дельный совет, ввиду своего возраста и опыта. Можно также проследить возрастную тенденцию. Чем старше возраст подростка, тем более он готов делиться проблемами с родителями, нежели с другим людьми. Это объясняется большей зрелостью и окончанием переходного, кризисного возраста. Чем младше подросток, тем меньше он готов делиться переживаниями с родителями. Прибегнуть к помощи готовы только в случае действительно сложной жизненной ситуации, в которой кроме как родителя, помочь больше некому. Как правило, 15- летние подростки в большей степени склонны доверять друзьям и другим старшим наставникам. Объясняя это тем, что родители их не поймут, не смогут помочь, будут критиковать или у них просто нет времени, чтобы выслушать. А с другом или старшим родственником (как правило, старший брат или сестра, реже тетя, дядя) можно поделиться любым переживанием, так как они готовы прийти на помощь в любой ситуации.

В меньшей степени подростки готовы самостоятельно решать свои проблемы, так как считают, что лучше посоветоваться и попросить помощи у людей, мнением которых дорожат, и у тех, кто более опытен на их взгляд.

На основании полученных выводов от проведённого исследования можно дать определенные рекомендации родителям, лицам их замещающих, преподавателям, педагогам и психологам, а также всем интересующимся данной проблемой:

1) Самое главное научиться слушать и слышать. Многие отмечаю факт того, что у родителя просто нет времени на то, чтобы поговорить с ребенком. Найдите в день 15- 20 минут на то, чтобы спросить «как дела?». Это не должны быть расспросы о школе и успеваемости, все это можно узнать при желании у классного руководителя. Вы должны в первую очередь интересоваться переживаниями. Что произошло, почему, что ты об этом думаешь, как я могу тебе помочь. Может быть не сразу, постепенно, приучите ребенка к мысли о том, что мама и папа всегда готовы выслушать, дать совет, отнестись с пониманием и без критики. Свято место пусто не бывает. Если сегодня вы не выслушаете и не дадите совет своему ребенку, завтра это сделает кто-то другой, вопрос лишь в том КТО ИМЕННО…

2) Некоторые отмечали, что спокойнее будет оставить проблему на самостоятельное решение. Не надо быть навязчивым, но и отстраняться тоже нельзя. Займите безопасную дистанцию. Будьте рядом, когда это нужно, и не лезьте с советом, если об этом не просят. Есть многие ситуации, которые подросток в состоянии решить сам. Через них он получает опыт, взрослеет.

3) Многие отметили друзей как помощников в разрешении ситуации. Будьте более внимательны к окружению своего ребенка. Интересуйтесь его увлечениями, тем с кем и как он проводит свободное время. Не ограничивайте резко общение с неблагоприятными компаниями, помните, что дух бунтаря сейчас на первом месте. Предоставьте свободы выбора, показывая собственным примером, что лучше. Случается, что родители жестко противостоят стремлению подростка общаться со сверстниками, тогда это может привести к заострению этой реакции, к её усилению, и тогда реакция из нормативной, возрастоспецифической перерастет в условно патологи­ческую, когда по каждому удобному и неудобному поводу подросток будет демонстрировать родителям и педагогам, кто для него важнее, и чьё мнение он ценит больше всего на свете. Однако нормативная реакция группирования может и сразу принимать условно-патологический характер, когда подросток в силу тех или иных обстоятельств попадает под влияние каких-либо "неблагополучных" товарищей, которые подсаживают на наркотики, предлагают алкоголь, сигареты, вовлекают в криминал [5, с. 63]

4) Заинтересуйте безопасным увлечением, помогите найти и раскрыть талант. Только не увлекайтесь навязыванием своего мнения. Может, ребенок хочет играть на гитаре, а не учить английский. Может, английский хотите учить вы? Имея возможность проявлять свою индивидуальность, при этом полагаясь на понимание и принятие ее родителями, не боясь их, но при этом считаясь с определенными правилами и требованиями, умея совмещать свои действия с их следствием для самого себя и занимаясь тем, что было выбрано самостоятельно, а не по принуждению - как вы думаете, сможет ли такой ребенок быть талантливым и неповторимым в любом своем направлении, которое когда-то сам себе определил как самое привлекательное и интересное, а не престижное и модное?[3, с.179]

5) Не пугайтесь переменам, произошедшим за такой короткий срок. Это фактор временный, проходящий. И если ваш ребенок отдалился, стал больше проводить времени с друзьями или вдруг слишком увлекся какой-то деятельностью, это лишь говорит о том, что он проходит подростковый кризис, который абсолютно нормален в этом возрасте, и было бы гораздо страшнее, если бы этого не происходило.

Таким образом, подрастающее поколение тянется и доверяет в большей степени тем, кто разделяет их мнение, не критикует и не высмеивает, тем, кто находит время на их, может, незначительные проблемы. Вовремя проявив понимание, вы не потеряете доверие подростка, что очень важно для дальнейшего нормального развития личности. И помните, переходный возраст не будет длиться вечно, но как он закончиться, и как дальше поведут себя уже юноши и девушки во много зависит от нас, взрослых, уже прошедших этот путь.

 

Список литературы: 
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. – 4-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 48 с.
2. Головин С.Ю. Словарь практического психолога. – М.: Харвест, 2007. – 79 с.
3. Как вырастить талантливого ребенка, не лишив его детства? // Все психологи [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.all-psy.com/ks/kak-vyrastit-talantlivogo-rebenka-ne-lishiv-detstva.html (Дата обращения: 10.11.2017).
4. Лутошкин А.Н. Как вести за собой. – М.: Просвещение, 1981. – С. 17-18.
5. Подростковые поведенческие реакции // Доктор Зиг [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://shishkinily.narod.ru/podrostok.html (Дата обращения: 15.11.2017 месяц, год).
6. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. – М.: Знание, 1974. – С. 87-88.