Статья:

Влияние эмоционального интеллекта на конкурентоспособность выпускников вуза в условиях кризиса в экономике

Конференция: XVI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Педагогическая психология

Выходные данные
Сефералиева С.А. Влияние эмоционального интеллекта на конкурентоспособность выпускников вуза в условиях кризиса в экономике // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XVI междунар. науч.-практ. конф. — № 3(16). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 63-68.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Влияние эмоционального интеллекта на конкурентоспособность выпускников вуза в условиях кризиса в экономике

Сефералиева Светлана Аслановна
студент ГБОУ ВО филиал «Ставропольского педагогического института», РФ, п. Иноземцево

 

The influence of emotional intellect on competitiveness of graduates in case of crises in economy

 

Svetlana Seferalieva

student of «Stavropol state pedagogical  institute », Russia, Inozemcevo

 

Аннотация. В данной статье рассмотрена актуальная проблема влияния эмоционального интеллекта на конкурентоспособность выпускников вуза в условиях кризиса в экономике. Представлена значимость эмоционального интеллекта для развития личности будущего специалиста, рассмотрены основные концепции эмоционального интеллекта. Обосновано влияние эмоционального интеллекта на успеваемость студентов и последующее успешное трудоустройство.

Abstract. In this article the urgent problem of influence of emotional intelligence on competitiveness of university graduates in the conditions of crisis in economy is considered. The importance of emotional intelligence for development of the identity of future expert is presented, the main concepts of emotional intelligence are considered. Influence of emotional intelligence on progress of students and the subsequent successful employment is proved.

 

Ключевые слова: эмоциональный интеллект; конкурентоспособность;  студенты; учебная деятельность; экономический кризис; социальная сфера; эмоциональная саморегуляция; феномен; успешная учебная деятельность; выпускники.

Keywords: emotional intelligence; competitiveness; students; educational activity; economic crisis; social sphere; emotional – regulation; phenomenon; successful educational activity; graduates.

 

Современное состояние рынка труда способствует образованию более жестких условий для трудоустройства выпускников вузов, это усугубляется экономическим кризисом. В таких условиях, конкуренция за высокооплачиваемые рабочие места очень высока. При этом наличие диплома об образовании еще не гарантирует получение престижного рабочего места по специальности. Поэтому проблема становления и развития  конкурентоспособной личности студента в процессе обучения в вузе является в настоящее время одной из важнейших задач образовательной политики. Как показывают исследования Д. Гоулмана, профессиональному и жизненному успеху личности во многом способствует высокий уровень эмоционального интеллекта. Феномен эмоционального интеллекта, его структура и предпосылки развития рассматривались как зарубежными учеными (Дж. Мэттьюс, Р.Д. Робертс, С.Дж. Стейни др.), так и отечественными (И.Н. Андреева, Д.В. Люсин, М.А. Манойлова, М.А. Спасская и др.).

Важно отметить, что глава Сбербанка Герман Греф заявил, что эмоциональный интеллект необходимо развивать уже в средней школе и продолжать вплоть до окончания вуза. Эту позицию он изложил на конгрессе «Инновационная практика: наука плюс бизнес».

Герман Оскарович отметил, что в мире много хороших примеров — такие страны, как Дания или Финляндия. Они ввели в программу эмоциональный интеллект как обязательный предмет изучения во всех классах, по два часа в неделю. Производятся попытки, как инвестировать в идею внутри компании, так и адаптировать существующие методики. По его словам, несколько институтов работают над тем, чтобы создать приемлемую методику для преподавателей. При этом указывается, что  преподавать дисциплину должны учителя, которые сами обладают нужными навыками.

Отмечается, что эмоциональный интеллект можно развить в школе, так же как навыки математического счёта и другие. Данную мысль можно экстраполировать и на систему высшего образования.

Мы считаем, что существует необходимость более глубокого изучения эмоционального интеллекта студентами вузов в целях повышения конкурентоспособности особенно в условиях экономического кризиса. 

Первоначально раскроем сущность понятия «эмоциональный интеллект» и его влияние на конкурентоспособность будущих специалистов. Анализ литературы показал, что в наше время существует широкий круг исследований по проблему эмоционального интеллекта. Его концепция как альтернатива традиционного интеллекта стала широко известной в психологической науке в 1960-х годах.

Эмоциональный интеллект – ключ к успеху во многих сферах жизни, так преподносят эту концепцию многие ученые. В исследованиях было выявлено, что изучение и в дальнейшем овладение эмоциональным интеллектом способствует высокому уровню социализации и как следствие лучшей адаптации к любым новым условиям, достижению любых целей, выстраиванию собственной карьеры, что таким образом резко повышает уровень конкурентоспособности. Более того по мнению некоторых ученых (Дж.Мейера) эмоциональный интеллект почти полностью исключает проблемное поведение, сводит к нулю уровень личностной тревожности. Несмотря на то, что все подходы различаются, представители разных концепций сходятся во мнении о том, что эмоциональный интеллект – это один из наилучших факторов индивидуальности человека, которые помогают ему в межличностном взаимодействии, и то, что его необходимо развивать.

Эмоциональный интеллект понимается, как способность перерабатывать информацию, содержащуюся в эмоциях: определять значение эмоций, их связи друг с другом, использовать эмоциональную информацию в качестве основы для мышления и принятия решений. Сэловеем, Мэйером и Карусо была предложена четырехкомпонентная, иерархичная модель Эмоционального интеллекта:

1. Восприятие, идентификация эмоций, их выражение. Эта «ветвь» - компонент представляет собой способность воспринимать, определять эмоции, замечать факт наличия эмоции. Кроме того, адекватное, точное выражение эмоций, а также способность дифференцировать истинные и ложные выражения эмоций.

2. Фасилитация мышления. Умение вызывать определенную эмоцию, контролировать ее. Различные эмоциональные состояния оставляют свои следы при решении конкретных проблем или задач так же эмоция может влиять на важную информацию.

3. Понимание эмоций. Способность понимать эмоции, связи между эмоциями, переходы от одной эмоции к другой, причины возникновения той или иной эмоции, анализ эмоций, способность классифицировать эмоции, интерпретировать их значения.

4. Управление эмоциями. Данная способность означает контроль за эмоциями. Это само-регуляция через осознание своих эмоций. Способность пережить негативные и позитивные эмоции. Так же умение избавляться от влияния отрицательных эмоций. Уметь отстраниться от эмоций при необходимости или вызвать их. А главное, что это касается эмоций других людей, так и собственных эмоций.

Модели Эмоционального интеллекта Дж. Мейера, П. Сэловея и Д. Карусо представляют собой модели способностей, поскольку авторы трактуют эмоциональный интеллект как когнитивную способность. В 1990-е годы появились так называемые смешанные модели, определяющие сочетание когнитивных способностей и личностных характеристик. Приверженцы этой теории – Д. Гоулмен и Р. Бар-Он. Согласно теории Д. Гоулмена, эмоциональный интеллект объясняется как «способность человека истолковывать собственные эмоции и эмоции окружающих с тем, чтобы использовать полученную информацию для реализации собственных целей». Д. Гоулмен основал свою концепцию на первоначальных представлениях Сэловея и Мэйера, добавив к выделенным ими компонентам такие личностные характеристики, как энтузиазм, настойчивость и социальные навыки. Структура ЭИ Д. Гоумена иерархична и включает пять составляющих:

1. Идентификация и называние эмоциональных состояний, понимание взаимосвязей между эмоциями, мышлением и действием.

2. Управление эмоциональным состоянием – контроль эмоций и замена нежелательных эмоциональных состояний адекватными.

3. Способность входить в эмоциональные состояния, способствующие достижению успеха.

4. Способность идентифицировать эмоции других людей, быть чувствительным к ним и управлять эмоциями других.

5. Способность вступать в удовлетворяющие межличностные отношения с другими людьми и поддерживать их. В дальнейшем Д. Гоулмен доработал структуру ЭИ. В настоящее время она включает в себя четыре компонента: - самосознание; - самоконтроль; - социальное понимание; - управление взаимоотношениями. Применительно к различным категориям людей эта структура может быть различной. Например, для лидеров Д. Гоумен определяет важными такие составляющие ЭИ: личностные навыки (самосознание, самоконтроль) и социальные навыки (социальная чуткость, управление отношениями). Другим примером смешанной модели ЭИ является представление Р. Бар-Она. Автор предлагает следующее определение ЭИ: «Множество не когнитивных способностей и навыков, влияющих на способность успешно справляться с требованиями и давлением окружения»

Так же Р. Барон выделил пять компонентов эмоционального интеллекта:

1. Познание себя: осознание своих эмоций, уверенность в себе, самоуважение, самоактуализация, независимость.

2. Навыки межличностного общения: эмпатия, межличностные взаимоотношения, социальная ответственность.

3. Способность к адаптации: решение проблем, связь с реальностью, гибкость.

4. Управление стрессом: устойчивость к стрессу, контроль импульсивности.

5. Преобладающее настроение: счастье, оптимизм.

Можно заметить, что все эти качества присущи людям, владеющие эмоциональным интеллектом,  то есть они конкурентоспособны и  могут добиться немалых высот в своей работе.

Если рассмотреть конкурентоспособность личности, то она представляет собой комплексную способность, которая, способствует непрерывному конструктивному преобразованию личности в изменяющихся условиях и условиях неопределенности. Наиболее высоким потенциалом формирования конкурентоспособности обладает студенчество как социальная группа. Конкурентоспособность личности студента, представляет собой способность в условиях возрастающей конкуренции на рынке труда иметь к моменту завершения обучения в вузе гарантированную работу по своей специальности и перспективы успешного продвижения вверх по служебной лестнице, чему несомненно будет способствовать владение эмоциональным интеллектом.

Можно сделать вывод, что чем выше уровень развития общего и межличностного эмоционального интеллекта, способности к управлению своими и чужими эмоциями, тем выше уровень развития конкурентоспособности личности и стрессоустойчивости, а чем выше уровень развития эмоционального интеллекта, тем выше уровень развития стрессоустойчивости и лидерских качеств в дальнейшем и больший успех в карьере.

 
Список литературы:
1. Андреева И. Н. О становлении понятия эмоциональный интеллект // Вопросы психологии. 2008. № 5. С. 83–93. 
2. Александрова Н. П. Эмоциональный интеллект как фактор саморегу- ляции педагогической деятельности // Вестник Московской государственной академии администрирования. Серия: философские, социал. и естественные науки. 2011. № 5. с. 85–91
3. Гоулман, Д. Эмоциональный интеллект / Д. Гоулман; пер. с англ. – М.: АСТ. – 2010. – 478 с.
4. Деревянко, С.П. Роль эмоционального интеллекта в процессе социально-психологической адаптации студентов / С.П. Деревянко // Инновационные образовательные технологии. –2007. – №1. –С. 92-95.
5. Люсин, Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. – М.: Институт психологии РАН, 2004. – С. 29–36.
6. Манойлова, М.А. Развитие эмоционального интеллекта будущих педагогов / М.А. Манойлова. – Псков: ПГПИ, 2016. – 60 с.
7. Резник С.Д. Основы личной конкурентоспособности С.Д. Резник, А.А. Сочилова. – М.:ИНФРА-М. – 2009. – 251с.
8. Токарева Е.В. Конкурентоспособность личности – залог успешности в профессиональной деятельности / Е.В. Токарева // Психология и школа. – 2015. – №3. – С. 76–83.
9. Мейлер К., Дэвис С. Живая организация / К. Мейлер, С.Дэвис. - М.: Издательство Добрая книга, 2015. - 368 с. 
10. Щербакова А. Социальный капитал как основа конкурентоспособности будущего капитала [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.e-xecutive.ru/finance/business/1984494-abel-aganbegyan-chtoby-vyiti-iz-stagnatsii-nado-menyat-ekonomicheskuu-politiku (дата обращения 20.03.2017).