Статья:

Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в рисовании.

Конференция: IX Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Психология развития, акмеология

Выходные данные
Афанасьева М.А. Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в рисовании. // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам IX междунар. науч.-практ. конф. — № 7(9). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 78-83.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в рисовании.

Афанасьева Марина Анатольевна
педагог-психолог, Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 65 комбинированного вида Красносельского района Санкт-Петербурга, РФ, г. Санкт-Петербург

 

Во всех определениях творчества отмечается, что это деятельность, в результате которой создается новый, оригинальный продукт, имеющий общественное значение. Это может быть новое знание, предмет, способ деятельности, произведение искусства и т.п.

Происходящие в современном обществе социально-экономические преобразования диктуют необходимость формирования творчески активной личности, способной решать неординарные задачи, готовой действовать в постоянно меняющейся среде.

Воображение, как психический процесс, является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности человека, его поведения в целом.

Развитие творческого воображения затрагивает развитие личностных, индивидуальных особенностей ребенка.

Психологи и педагоги считают возможным творческое развитие детей во всех видах деятельности, и, в первую очередь, в игре. Большой потенциал для развития детского творчества заключен в изобразительной деятельности дошкольника.

Рассматриваемый нами психический процесс заинтересовал ученых сравнительно недавно – на рубеже XIX–XX вв. Первые попытки экспериментального исследования функций воображения относятся к тому же периоду (С.Д.Владычко, В.Вундт, Ф.Матвеева, Э.Мейман, Л.Л.Мищенко, Т.Рибо). Постепенно расширялись аспекты изучения этой проблемы, разрабатывались методики, позволяющие экспериментальным путем исследовать функцию воображения, изучалось развитие воображения в онтогенезе (Л.С.Выготский, И.Г.Батоев, А.Я.Дудецкий, Г.Д.Кириллова, А.В.Петровский, Д.Б.Эльконин и др.), функциональное развитие данного процесса (Е.Т.Игнатьев, Э.В.Ильенков и др.).

Многие авторы (Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, О.М.Дьяченко, Ю.А.Полуянов, Е.Е.Сапогова и др.), справедливо указывая на воображение как на основу человеческого творчества, связывая развитие воображения с общим психическим развитием ребенка, считают, что воображение является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности.

В.А.Сухомлинский подчеркивал, что в детском творчестве происходит самовыражение и самоутверждение ребенка, ярко раскрывается его индивидуальность. Перенося на бумагу предметы и явления окружающего мира дети именно живут в этом придуманном мире красоты.

Проанализировав научную и методическую литературу мы провели исследование, целью которого стало выявление особенностей развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в рисовании. Предмет исследования – развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в рисовании. Гипотеза исследования: развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в рисовании будет эффективным: – если у ребенка происходит обогащение эмоционально-чувственного опыта; – если у ребенка развиты способности к переконструированию; – если ребенок располагает достаточным количеством элементов действительности в своем опыте.

В исследовании принимали участие две подготовительные группы детского сада по 20 детей в каждой. Возраст детей от пяти лет девяти месяцев до шести лет четырех месяцев.

Для диагностики уровня развития творческого воображения в рисовании у детей и способности создавать оригинальные образы была использована методика «Дорисовывания фигур» (автор О.М.Дьяченко).

Было определено три уровня выполнения задания:

· высокий уровень – дети давали сюжетные, оригинальные изображения отдельных объектов с деталями или решения по типу «включение», предъявленная фигурка являлась незначительной частью созданного рисунка;

· средний уровень – дети рисовали отдельные объекты с деталями, сюжеты, но их рисунки не оригинальны для данной группы;

· низкий уровень – выполнение детьми задания с повторяющимися стандартными изображениями, не детализированными объектами.

В результате диагностики было выявлено, что в первой группе девять человек имеет высокий уровень развития творческого воображения, семь человек имеет средний уровень и четыре человека имеет низкий уровень развития творческого воображения.

Во второй группе соответственно пять человек имеет высокий уровень развития творческого воображения, семь человек имеет средний уровень и восемь человек имеет низкий уровень развития творческого воображения.

Количество детей, развитие творческого воображения которых находится на среднем уровне равнозначно в обеих группах. Однако количество детей, уровень развития творческого воображения которых находится на высоком и низком уровне, резко отличается.

После проведенной диагностики первая группа детей была определена нами как контрольная, в соответствии с выявленным более высоким уровнем развития творческого воображения, вторая – как экспериментальная.

Для выявления уровня знаний детей об объектах окружающей действительности и разработки системы заданий по формированию творческого воображения у детей экспериментальной группы детям, вне занятий, предлагалось нарисовать птицу, которую, по их мнению, можно назвать волшебной.

В процессе рисования заданного объекта – волшебной птицы - форма птицы детьми изображалась неточно, без прорисовывания особенностей строения данного объекта, есть рисунки не соответствующие объекту по форме, цветовое решение обеднено, что говорит о недостаточных знаниях детей экспериментальной группы о заданном для изображения объекте.

Занятия, проводимые с детьми в процессе формирующего эксперимента и предлагаемые им для выполнения задания, строились с опорой на выводы, сделанные в работах Л.С.Выготского, Д.В.Эльконина, С.Л.Рубинштейна, В.В.Давыдова о взаимосвязи воображения, и непосредственно творческого воображения, со всеми психическими процессами.

Для формирования у детей экспериментальной подготовительной группы способности к переконструированию нами использовались несколько различных заданий на развитие элементарных навыков переконструирования путем формирования способа включения, что очень важно для развития творческого воображения.

Первоначально работа проводилась на материале плоскостного конструирования. Для конструирования детям были предложены наборы фигур – предлагалось сложить из предложенных деталей парные изображения – например «птица-заяц». При конструировании второго объекта по образцу ребенку не хватало деталей – ребенок не мог собрать второе, не использовав деталей первого. Нужно было взять ухо зайца и использовать его в качестве клюва птицы. Использованное нами задание формирует у детей умение свободно оперировать пространственными образами.

Для развития у детей конструктивных навыков помимо задания на плоскостное конструирование нами использовалось задание на дорисовывание незаконченного рисунка с использованием отдельных элементов для конструирования с целью завершения заданного образа. Предлагался незаконченный рисунок птицы и набор деталей (разные виды хвостов и крыльев).

Помимо описанных выше заданий при формировании операции включения нами использовались задания на дорисовывание незаконченных изображений, предложенных детям с усложнением.

Первоначально были предложены карточки с упрощенными схематическими незаконченными изображениями дома, дерева, забора, которые надо было дорисовать до целостного образа. Порядок расположения линий задан, и дети не могут его изменить, причем изображения достаточно конкретизируемые. Однако при выполнении этого задания у ребенка есть возможность включить заданные линии в изображаемый объект, дополнить рисунок своими объектами, использовать свое цветовое решение, что также является проявлением творческого воображения.

Второе задание предполагало значительное самостоятельное творчество детей. Детям предлагались карточки с упрощенными схематическими изображениями деревьев и незаконченными линиями неопределенного характера, которые надо дорисовать так, чтобы получилась картина "Волшебной поляны". Здесь от ребенка требовалось включение определенных элементов в заданный контекст. Предлагаемые для дорисовывания линии носят очень абстрактный характер, каждая из них может служить основой для создания различных объектов – как реальных, так и фантастических, волшебных.

Для обогащения эмоционально-чувственного опыта детей и расширения запаса представлений о конкретных объектах окружающей действительности, в ходе формирующего эксперимента мы использовали серию занятий, каждое из которых способствовало эмоциональному обогащению детей, позволяло им расширять запас их представлений об объектах окружающей действительности – получать дополнительную информацию о форме, цвете, индивидуальных отличиях изображаемых предметов.

Дети наблюдали жизнь птиц в природе на экскурсиях, во время прогулок на участке, за птицей (попугаем) живущим в групповой комнате. После наблюдения за попугаем, для закрепления полученных навыков, детям было предложено изобразить на своих рисунках данную птицу.

Полученные детьми во время наблюдений знания закреплялись на занятиях: занятия по аппликации «Птицы на ветке», занятия лепкой (из соленого теста), занятий по декоративному рисованию (роспись птицы).

Помимо вышеперечисленного в ходе формирующего эксперимента на занятиях нами использовалось прочтение сказки «Конек-Горбунок», с заострением внимания на отрывке, в котором описывалась Жар-Птица. Одновременно детям предлагались к просмотру иллюстрации с изображением данного момента.

Проведение данных занятий в системе с занятиями по лепке, аппликации и декоративному рисованию, способствовало закреплению полученных представлений об объектах окружающей действительности, обогащению эмоционально-чувственного опыта детей.

При проведении контрольного обследования детей экспериментальной и контрольной подготовительных групп нами повторно была использована методика «Дорисовывания фигур» (автор О.М.Дьяченко).

После проведения анализа рисунков было выявлено, что в контрольной группе девять человек имеет высокий уровень развития творческого воображения, восемь человек имеет средний и три человека имеет низкий уровень развития творческого воображения.

В экспериментальной группе соответственно восемь человек имеет высокий уровень развития творческого воображения, восемь человек имеет средний и четыре человека имеет низкий уровень развития творческого воображения.

По сравнению с констатирующим экспериментом после проведения формирующего эксперимента количество детей, имеющий низкий уровень развития творческого воображения в экспериментальной группе снизился с восьми человек в группе до четырех.

Также детям экспериментальной группы предлагалось нарисовать сказочную, волшебную птицу. В рисунках, выполненных после проведения формирующего эксперимента, по большей части форма птицы соответствует реальному объекту. Дети прорисовывают индивидуальные особенности птицы, используют яркую цветовую гамму, дополняют изображение фантастическими элементами.

Проанализировав результаты формирующего эксперимента и сравнив их с результатами констатирующего исследования нами был сделан вывод, что в выполненных работах детей экспериментальной группы по методике «Дорисовывания фигур» в значительной степени увеличился процент использования способа комбинирования – включения. В работах детей контрольной группы использование данного способа осталось на прежнем уровне, из чего можно сделать вывод, что без целенаправленного формирования данной операции творческого воображения процесс ее самостоятельного формирования идет достаточно медленно.

В экспериментальной группе чаще встречаются сюжетные, оригинальные изображения отдельных объектов с деталями, предъявленная фигурка чаще является незначимой частью созданного ребенком рисунка.

Дети экспериментальной подготовительной группы, значительно отстававшие по показателям уровня развития творческого воображения от детей контрольной подготовительной группы, сравнялись в основной своей массе с детьми контрольной группы.

По нашему мнению полученные результаты можно рассматривать как результат целенаправленного формирования у детей экспериментальной группы комбинаторных навыков, обогащения эмоционально-чувственного опыта и приобретении конкретных знаний об объекте окружающей действительности. Таким образом наша гипотеза подтвердилась.

 

Список литературы:
1. Аверин В.А. Психология детей и подростков: Учеб. Пособие. – 2-е изд., перераб. – СПБ., изд-во Михайлова В.А., 1998.
2. Выготский Л.С. Психология. – М., издательство ЭКСМО-Пресс, 2000.
3. Детская психология. / Под ред. Л.А.Венгера. – М., Просвещение, 1985.
4. Дьяченко О.М., Кириллова А.И. О некоторых особенностях развития воображения у детей дошкольного возраста. // Вопросы психологии. – 1980 – № 2.
5. Игнатьев Е.П. Психология изобразительной деятельности детей. – Изд. 2-е доп., – М., Учпедгиз, 1961.
6. Комарова Т.С. Изобразительное творчество дошкольников в детском саду. – М., Педагогика, 1984.
7. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – М., Просвещение, 2000.
8. Сакулина Н.П. Рисование в дошкольном детстве. – М., Просвещение, 1965.
9. Страхов И.В. Психология воображения. – Саратов, 1971.