Статья:

Психологические особенности формирования карьерных ориентаций студентов выпускных курсов

Конференция: XLIX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Педагогическая психология

Выходные данные
Болмат В.С., Павлова Т.А. Психологические особенности формирования карьерных ориентаций студентов выпускных курсов // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XLIX междунар. науч.-практ. конф. — № 4(49). — М., Изд. «МЦНО», 2021. — С. 36-39.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Психологические особенности формирования карьерных ориентаций студентов выпускных курсов

Болмат Виктория Сергеевна
студент, Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского, РФ, г. Брянск
Павлова Татьяна Александровна
канд. психол. наук, профессор, Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского, РФ, г. Брянск

 

PSYCHOLOGICAL FEATURES OF THE FORMATION OF CAREER ORIENTATIONS OF GRADUATE STUDENTS

 

Victoria Bolmat

Student of of the Belarusian State University named after I. P. Petrovsky, Russia, Bryansk

Tatiana Pavlova

Candidate of Psychological Sciences, Professor, of the Institute of Pedagogy and Psychology of the Belarusian State University named after I. P. Petrovsky, Russia, Bryansk

 

Аннотация. В данной статье рассматриваются особенности карьерных ориентаций студентов-выпускников. Выявлены особенности их профессиональной компетентности, автономии, менеджмента, стабильности места работы, служения и других карьерных ориентаций.

Abstract. This article examines the features of the career orientations of graduate students. The features of their professional competence, autonomy, management, stability of the place of work, service and other career orientations are revealed.

 

Ключевые слова: карьерные ориентации; студенты.

Keywords: career orientations; students.

 

Изучение карьерных ориентаций в современном мире и России значимо и актуально, особенно, когда в обществе вырабатывается запрос к качеству профессиональной подготовки работников. Важно определять особенности карьерных ориентаций на завершающем этапе вузовской подготовки, так как в период обучения в вузе происходит формирование карьерных ориентаций, что отразится на дальнейшей профессиональной деятельности.

Карьерные ориентации важное значение имеют при выборе человеком его дальнейшего карьерного пути, так же указывают на способы и методы достижения успеха в карьерной деятельности и обусловлены личностными особенностями человека, а так же является составной частью «Я-концепции» профессионального специалиста (работы Э. Р. Шейна, Б. Дерра, А.А. Ждановича, и др.). 

Нами было проведено эмпирическое исследование на базе Брянского государственного университета им. академика И.Г. Петровского, в котором приняли участие студенты выпускных курсов, в количестве 32 человека, была использована методика Э. Штерна «Якоря-карьеры» (адаптация В.А. Чикер) (рис.1):

 

Рисунок 1. Результаты по методике Э. Штерна «Якоря-карьеры» (адаптация В.А. Чикер).

 

Профессиональная компетентность выявлена у 6% испытуемых, они обладают способностью и талантом в определенной области, становятся счастливыми, когда достигают успеха в своей профессиональной сфере. Но если работа не позволяет развивать свои способности, то быстро теряют к ней интерес.

Карьерная ориентация "менеджмент" составила среди испытуемых 6%, люди данной категории любят управлять другими людьми, проектами и т.д. Они способны контролировать все в своей карьере, у них повышенный уровень ответственности и вкладывание в свою организацию, стремятся к власти. Испытуемый не будет удовлетворен своей карьерой, если не займет высокую должность.

Автономия – 3%, для испытуемых данная карьерная ориентация представляет собой свободу и независимость, принимают правила и ограничения, например: дисциплина, форма одежды, рабочий график и т.д. Им легче всего работать при свободном графике и когда на них никто не «давит», карьеру самостоятельно.

Большое количество испытуемых (22%) выбрали карьерную ориентацию – стабильность места работы. Следовательно, они сразу ищут работу на длительный срок, которая на их взгляд надежна и с минимальной вероятностью увольнения, при этом удовлетворяет потребность в безопасности и защите.

Служение у 13% испытуемых, здесь люди в основном ориентированы на ценности, нежели на требующие способности, при этом люди стремятся приносить пользу окружающим людям. Чаще данной категории присуще консервативность и общительность, воплощающие свои идеалы и ценности.

Стабильность места жительства не выбрали не один испытуемый, но выбрали сразу несколько смежных категорий: стабильность места жительства, служение и интеграция стилей жизни. Это говорит о том, что данные карьерные ориентации одинаково важны человеку. 

Интеграция стилей жизни составляет среди выборки 6% испытуемых, это в первую очередь сохранение гармонии между личной жизнью и карьерой, данные области должны быть уравновешены. Они могут запросто пожертвовать карьерой ради сохранения гармонии в личной и семейной сфере.

Предпринимательство так же составляет 6%,  это люди бизнеса, которые стремятся к созданию нового товара, услуги или организации. Работать под чьим-то руководством для них каторга, их цель индивидуальность и создание чего-то нового, считают карьеру достигшей лишь при создании собственного бизнеса.

Вызов является так же основным видом карьерных ориентаций, но в данной выборке испытуемые с такой категорией не выявлены, но есть промежуточная категория между вызовом и менеджментом (3%). Следовательно, данные испытуемые стремятся быть лидерами в коллективе, которые преодолевают непреодолимые препятствия, решают сложные и трудные работы, конкуренция в их карьере − это стимул.

С помощью результатов методики Э. Штерна «Якоря-карьеры» (адаптация В. А. Чикер) мы можем проследить, что для испытуемых характерны не только четко выделенные якоря, но и в некоторых случаях их смешение, что составляет  37% от всех испытуемых.

Нами был проведен t-критерий Стьюдента для независимых выборок для того, чтобы выявить возможную связь карьерных ориентаций студентов и таких психологических факторов, как успеваемость, материальное положение, активность в общественной жизни и место проживания.

Статистически значимых различий обнаружено не было, но при этом характеристика выборки, а именно: успеваемость, материальное положение, активность в общественной жизни и место проживания не составляли низкий уровень или уровне ниже среднего. Следовательно, данная возможность взаимосвязи остается актуальной, но для ее подтверждения потребуется выборка с меньшим уровнем общих характеристик.

 

Список литературы:
1. Воронкова, А.Б. Карьерные ориентации у студентов с разным уровнем удовлетворенности жизнью // Материалы VII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL:href="https://scienceforum.ru/2015/ article/2015012925">https://scienceforum.ru/2015/article/2015012925</a> (дата обращения:  02.12.2020).
2. Могилёвкин, Е. А., Новгородов, А. С. Исследование ведущих мотивов карьерного самоопределения у студентов вуза // Территория новых возможностей. 2018. №1 (10). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-veduschih-motivov-kariernogo-samoopredeleniya-u-studentov-vuza (дата обращения: 19.11.2020).
3. Низовских, Н. А., Ронжин, Е. А. Карьерные ориентации и жизненные принципы личности // Вестник ВятГУ. 2016. − №1. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kariernye-orientatsii-i-zhiznennye-print(дата обращения: 18.02.2021).
4. Полянская, Е.Н. Карьерные ориентации современной российской молодежи // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 2. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://science-education.ru /ru/article/view?id=12457 (дата обращения: 18.11.2020).