Статья:

Особенности развития эмоциональной сферы старших дошкольников

Конференция: XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Общая психология, психология личности, история психологии.

Выходные данные
Башарова А.Ф. Особенности развития эмоциональной сферы старших дошкольников // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XVIII междунар. науч.-практ. конф. — № 5(18). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 47-50.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Особенности развития эмоциональной сферы старших дошкольников

Башарова Альвина Фидаилевна
студент Елабужский Институт Казанского Федерального Университета – ЕИ КФУ, РФ, г. Елабуга

 

Features of the emotional sphere development of pre-school age children

 

Alvina Basharova

student of the faculty of psychology and pedagogics Elabuga Institute of Kazan Federal UniversityEI KFU, Russia, Elabuga

 

Аннотация. Эмоциональная сфера ребенка является одной из главных составляющих его психического развития, которая способствует гармоничному и всестороннему развитию личности. В статье пред­ставлены особенности развития эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста.

Abstract. The emotional sphere of the child is one of the main components of his mental development, which contributes to full development of the human personality. The article highlights features of the emotional sphere development of pre-school age children.

 

Ключевые слова: эмоция; эмоциональная сфера; старший дошкольный возраст; дошкольник.

Keywords: emotion; emotional sphere; senior pre-school age; pre-school child.

 

Эмоции – часть психической жизни личности, определяющая отношение человека к окружающей действительности и самому себе. Более эмоционального существа, чем маленький ребенок, трудно найти. Л.С. Выготский называл ребенка «ярким образцом эмоционального типа поведения»: «Исключительно редко подобного ребенка вы сможете застать в нейтральном состоянии, ему не характерна эмоциональная уравновешенность, практически все время он прибывает под воздей­ствием положительных или отрицательных эмоций. Дошкольник в данный период свободно переключается от смеха к слезам, от нескры­ваемой радости и удовольствия к отчаянному крику и огорчению. Самые первые шаги ребенка в области мышления и в области его внешнего поведения попадают под доминирующее воздействием этих эмоций» [3, С. 52].

Характерной особенностью детей старшего дошкольного возраста является эмоциональная впечатлительность, отзывчивость на всё яркое, необычное и красочное.

Перемены в характере ребенка оказывают большое воздействие на особенности эмоций, которые могут видоизменяться по силе и устойчивости. Кроме радости и грусти, которые появляются как следствие исполнения или неисполнения желаний, у старших дошколь­ников зарождаются чувства, сопряженные с оценкой своих действий.

В старшем возрасте дошкольникам легче осуществлять контроль над своими эмоциями. Способность координировать процесс представ­ляется определенным результатом психосоциального развития ребенка. К окончанию периода старшего дошкольного возраста эмоциональные процессы дополняются сложными формами воображения и образного мышления.

Эмоциональная сфера в этом возрасте непосредственно сопряжена с образованием плана представлений, которые у ребенка получают эмоциональный характер. Все его действия теперь эмоционально окрашены, вне зависимости от того, игра это, образовательная деятель­ность или конструирование. Без эмоциональной окраски деятельность малыша быстро сводится на «нет» по одной простой причине: в этом возрасте он способен заниматься чем-либо с абсолютной самоотдачей лишь в том случае, если эта деятельность ему по-настоящему интересна.

Говоря о формировании эмоций в дошкольном детстве, Г.А. Вартанян и Е.С. Петров в своем труде «Эмоции и поведение» отмечают, что первостепенные изменения в эмоциональной сфере у детей на этапе дошкольного детства обусловлены установлением иерархии мотивов, возникновением новых интересов и потребностей [2, С. 46].

Дошкольник овладевает навыками воспринимать не только свои чувства, но и переживания прочих людей. Он начинает распознавать эмоциональные состояния по их внешнему проявлению, посредством мимики и пантомимики. Ребенок способен сопереживать, сочувствовать литературному герою, разыгрывать, передавать в сюжетно-ролевой игре многообразные эмоциональные состояния [1, С. 58].

На протяжении дошкольного детства характерные черты эмоций проявляются на основании преобразования общего характера деятель­ности ребенка и усложнения его взаимоотношений с окружающим миром.

Ориентировочно в 4-5 лет у ребенка начинает формироваться чувство долга. Нравственное сознание, будучи основанием этого чувства, оказывает содействие в понимании ребенком требований, которые ему предъявляются, и которые он соотносит со своими поступками и поступками окружающих сверстников и взрослых. Наиболее ярко чувство долга демонстрируется детьми 6-7 лет.

Активное становление любознательности содействует развитию удивления, радости открытий.

Основными факторами эмоционального развития ребенка дошкольного возраста являются:

·      овладение социальными формами выражения эмоций;

·      формирование чувства долга, дальнейшее развитие эстетических, интеллектуальных и моральных чувств;

·      эмоции становятся более осознанными благодаря речевому развитию;

·      эмоции представляются показателем общего состояния ребенка, его психического и физического самочувствия.

Ребенок старшего дошкольного возраста – создание очень эмоциональное, у которого чувства доминируют над абсолютно всеми его сторонами жизни, придавая им особую окраску. Он очень экспрессивен, так как его чувства разгораются моментально быстро и ярко. Безусловно, ребенок уже умеет сдерживать себя и скрывать свой страх, агрессию и слезы. Однако делает он это, только в случае необходимости. Взаимоотношения дошкольника с взрослыми и другими детьми являются в наибольшей степени сильным и важным источником переживаний ребенка. Его поведение обусловлено потреб­ностью в положительных эмоциях со стороны других людей. Данная потребность вызывает сложные многосторонние чувства: любовь, ревность, сочувствие, зависть.

Если производить оценку характерных признаков чувств ребенка 5-6 лет, то необходимо отметить, что в этом году жизни он не застрахован от всего многообразия волнений и переживаний, которые непосред­ственно появляются у него в повседневном общении с взрослыми и сверстниками. Поэтому его день переполнен эмоциями, в нем одновре­менно вмещаются радость и удовлетворение, зависть, страх, отчаяние, сопереживание окружающим или полное отчуждение. Ребенок – пленник эмоций, он переживает по каждому поводу. Но, тем не менее, эмоции формируют личность ребенка [4, С. 222].

Из всего вышесказанного можно заключить, что старший дошкольный возраст – это возраст, когда ребенок начинает осознавать себя среди других людей, начинает понимать, как вести себя в той или иной ситуации. Этому могут способствовать как добрые чувства, совесть и чувство долга, так и эгоизм, корысть и расчет. Ребенок 5-6 года жизни, как иногда кажется, не так наивен, неопытен и непосред­ственен, несмотря на его небольшой опыт. Тем не менее, он уже занял некую позицию по отношению к взрослым, к пониманию того, как надо жить и чему следовать. Внутреннее отношение ребенка к людям и к самой жизни – это, главным образом, результат влияния взрослых, которые его воспитывают.

 

Список литературы:
1. Белкина В.Н. Психология раннего и дошкольного детства: Учебное пособие. – М.: Академический Проект, 2010. – 256 с.
2. Вартанян Г.А. Эмоции и поведение. – Л.: Наука, Ленинградское отделение, 1989. – 144 с.
3. Какорина Н.А., Юрина Е.В. Педагогический проект «В детский сад с улыбкой» // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – 2013. – № 3. – С. 19.
4. Шингаров Г.X. Сознание и эмоции // Проблемы сознания Г.Х. Шингаров. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 558 с.