Статья:

Особенности и психологические условия развития эмоционального интеллекта в подростковом и юношеском возрасте

Конференция: LI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Педагогическая психология

Выходные данные
Береснева О.Е. Особенности и психологические условия развития эмоционального интеллекта в подростковом и юношеском возрасте // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам LI междунар. науч.-практ. конф. — № 6(51). — М., Изд. «МЦНО», 2021. — С. 47-51.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Особенности и психологические условия развития эмоционального интеллекта в подростковом и юношеском возрасте

Береснева Оксана Евгеньевна
старший преподаватель, "Медицинский университет" Реавиз, РФ, г. Самара

 

FEATURES AND PSYCHOLOGICAL CONDITIONS OF EMOTIONAL INTELLIGENCE DEVELOPMENT IN ADOLESCENCE AND ADOLESCENCE

 

Oksana Beresneva

Senior lecturer, «Medical University Reaviz», Russia, Samara

 

Аннотация. В статье представлен несистематический описательный обзор исследований особенностей и психологических условий развития эмоционального интеллекта в подростковом и юношеском возрасте. Поиск проводился в базе данных Google Scholar. Рассматривались работы, опубликованные не раньше 1 января 2015 года, и не позже 25 мая 2021 года. Поиск проводился с использованием поисковых запросов путем различных вариантов комбинирования указанных слов: psychological factors, emotional intelligence, adolescents. Проведя анализ найденных публикаций можно сделать вывод о недостаточной проработанности темы в научной среде, в частности крайне небольшое количество продольных исследований. Среди психологических коррелятов эмоционального интеллекта можно указать психологическое благополучие и удовлетворенность жизнью, а также благоприятный психологический климат в социальном окружении индивида.

Abstract. The article presents a non-systematic descriptive review of studies of the features and psychological conditions of the development of emotional intelligence in adolescence and adolescence. The search was conducted in the Google Scholar database. Works published no earlier than January 1, 2015, and no later than May 25, 2021 were considered. The search was carried out using search queries by combining various variants of the specified words: psychological factors, emotional intelligence, adolescents. After analyzing the publications found, we can conclude that the topic is not sufficiently developed in the scientific community, in particular, an extremely small number of longitudinal studies. Psychological correlates of emotional intelligence include psychological well-being and life satisfaction, as well as a favorable psychological climate in an individual's social environment.

 

Ключевые слова: эмоциональный интеллект; обучающиеся; подростки; развитие эмоционального интеллекта.

Keywords: emotional intelligence; students; adolescents; development of emotional intelligence.

 

Введение. Важность изучения эмоционального интеллекта обусловлена его ролью в профилактике психических нарушений в подростковом возрасте в частности депрессивных расстройств и связанного с ними суицидального риска [4; 5]. Эмоциональный интеллект – категория современной психологии, не имеющая точного определения и трактуемая авторами в рамках различных подходов. Саловей П. и Майер Дж. Д. считают, что развитие эмоционального интеллекта ограничено врожденными способностями, суть же понятия составляет способность распознавать и управлять собственными эмоциями, а также эмоциями окружающих [13; 7]. В рамках модели Д. Гоулмана эмоциональный интеллект тесно связан с эмоциональной компетентностью, которая является приобретенной способностью, развитие которой не ограничено индивидуальными особенностями [19]. Схожим звеном обеих моделей является тезис, заключающийся в возможности развития эмоционального интеллекта и пользы этого развития для адаптации индивида [11; 1]. При этом, на настоящий момент, существуют методологические трудности измерения эмоционального интеллекта, а также поиска коррелятов и условий его развития, при этом большая часть исследований являются кросс-секционными и выявляют взаимосвязи и ассоциации эмоционального интеллекта [9]. Тем не менее определение факторов, условий и методов развития эмоционального интеллекта является актуальным направлением исследования [10; 16].

Цель. Рассмотреть исследования, изучающие психологические условия и особенности развития эмоционального интеллекта в подростковом и юношеском возрасте.

Материалы и методы исследования. Проведен поиск англоязычных статей в базе данных Google Scholar. При поиске исследований были использованы следующие поисковые запросы: psychological factors, emotional intelligence, adolescents и др. В процессе подготовки обзора мы использовали следующие критерии включения: полнотекстовые статьи на русском и английском языках, оригинальные исследования, опубликованные с 2015 по 2021 гг. По теме исследования было найдено 932 публикации, среди которых были выбраны наиболее актуальные и отражающие современное состояние проблемы.

Результаты и обсуждения.

Среди психологических коррелятов коррелятов эмоционального интеллекта наиболее часто называют психологическое благополучие и удовлетворенность жизнью. Nekane Balluerka et al. изучив выборку, включившую 2182 испанских школьников в возрасте от 12 до 18 лет, сделали вывод, что психологическое благополучие учащихся связано с эмоциональным интеллектом положительной связью [15].  Itziar Urquijo et al. также указывают на связь эмоционального интеллекта с удовлетворенностью жизнью и психологическим благополучием, которая опосредована воспринимаемым стрессом [18]. Dana T.Lin et al. обнаружили положительные корреляционные связи выраженности эмоционального интеллекта и психологического благополучия, а также отрицательные связи с эмоциональным истощением и депрессией [8]. Maria C. Gugliandolo et al., изучив выборку, включающую 260 подростков в возрасте от 13 до 17 лет, показали, что наличие психологического контроля подростка со стороны родителей негативно влияет на эмоциональный интеллект, а также опосредует наличие проблем с поведением [17]. Описанное дает возможность предположить важную роль психологического благополучия и удовлетворенности жизнью в развитии эмоционального интеллекта.

Другим важным аспектом развития эмоционального интеллекта у подростков называют социальную среду, в первую очередь семейные отношения. Sun Ah Lim et al., изучив выборку из 278 корейских подростков, указывают что эмоциональная поддержка со стороны матери положительно влияет на эмоциональный интеллект, тогда как эмоциональная поддержка отца такого влияния не оказывала [12]. Zheng Y. et al. (2020) выявили наличие обоюдной взаимосвязи между эмоциональным интеллектом и жизнестойкостью [1]. Carlos Salavera et al. в исследовании 1402 испанских подростков (12-17 лет) обнаружили важную роль социальных навыков в развитии эмоционального интеллекта, при этом половых различий в найденной взаимосвязи обнаружено не было [16]. Arezoo Sheikh Milani et al. (2020) приводят данные о взаимосвязи развития эмоционального интеллекта психологическим благополучием в семье [6].  Kucukkaragoz Hadiye, изучая развитие эмоционального интеллекта обучающихся школы, среди важных факторов, взаимосвязанных с развитием эмоционального интеллекта указывает уровень дохода семьи, профессии и уровня образования матерей, профессии и уровня образования отцов, количества членов семей учащихся и посещение обучающимся институтов дошкольного образования [11].

Одним из важных условий развития эмоционального интеллекта является целенаправленная тренировка навыков, базой для которой чаще служат индивидуальные и групповые тренинги, в том числе дистанционные [2; 3; 14].

Выводы. Таким образом, проведя анализ найденных публикаций можно сделать вывод о недостаточной проработанности темы в научной среде, в частности крайне небольшое количество продольных исследований. Среди психологических коррелятов эмоционального интеллекта можно указать психологическое благополучие и удовлетворенность жизнью, а также благоприятный психологический климат в социальном окружении индивида.

 

Список литературы:
1. Bidirectional Relationship Between Emotional Intelligence and Perceptions of Resilience in Young Adolescents: A Twenty-Month Longitudinal Study / Y. Zheng [et al.] // Child & Youth Care Forum. – Springer US, 2020. – P. 1–15.
2. Campo M., Laborde S., Mosley E. Emotional intelligence training in team sports: The influence of a season long intervention program on trait emotional intelligence // Journal of Individual Differences. – 2016. – Т. 37. – № 3. – С. 152.
3. Can emotional competence be taught in higher education? A randomized experimental study of an emotional intelligence training program using a multimethodological approach / R. Gilar-Corbí [et al.] // Frontiers in psychology. – 2018. – Т. 9. – P. 1039.
4. Cha C.B., Nock M.K. Emotional intelligence is a protective factor for suicidal behavior // Journal of the American Academy of Child & Adolescent Psychiatry. – 2009. – Т. 48. – № 4. – P. 422–430.
5. Davis S.K., Nowland R., Qualter P. The role of emotional intelligence in the maintenance of depression symptoms and loneliness among children // Frontiers in psychology. – 2019. – Т. 10. – P. 1672.
6. Effectiveness of emotional intelligence training program on marital satisfaction, sexual quality of life, and psychological well-being of women / A.S. Milani [et al.] // Journal of Education and Health Promotion. – 2020. – Т. 9.
7. Emotional intelligence / P. Salovey, J.D. Mayer // Imagination, cognition and personality. – 1990. – Vol. 9. – № 3. – P. 185–211.
8. Emotional intelligence as a predictor of resident well-being / D.T. Lin [et al.] // Journal of the American College of Surgeons. – 2016. – Т. 223. – № 2. – P. 352–358.
9. Emotional intelligence in medical education: a critical review / M.G. Cherry, I. Fletcher, H. O'Sullivan, T. Dornan // Medical education. – 2014. – Vol. 48. – № 5. – P. 468–478.
10. Keefer K., Parker J., Saklofske D. Emotional intelligence in education // Integrating research with practice. – Cham, Switzerland: Springer. – 2018.
11. Kucukkaragoz H. Family Environment and Emotional Quotient in Primary School 3rd Grade Students // Cypriot Journal of Educational Sciences. – 2020. – Т. 15. – № 2. – P. 336–348.
12. Lim S.A., You S., Ha D. Parental emotional support and adolescent happiness: Mediating roles of self-esteem and emotional intelligence // Applied Research in Quality of Life. – 2015. – Т. 10. – № 4. – P. 631–646.
13. Mayer J.D. Selecting a measure of emotional intelligence: The case for ability scales / J.D. Mayer, D.R. Caruso, P. Salovey // The handbook of emotional intelligence: Theory, development, assessment, and application at home, school, and in the workplace. – 2000. – P. 320–342.
14. Partido B.B., Stefanik D. Impact of emotional intelligence training in a communication and ethics course among second‐year dental students // Journal of dental education. – 2020. – Т. 84. – № 6. – P. 704–711.
15. Peer attachment and class emotional intelligence as predictors of adolescents' psychological well-being: A multilevel approach / N. Balluerka [et al.] // Journal of Adolescence. – 2016. – Т. 53. – P. 1–9.
16. Salavera C., Usan P., Jarie L. Emotional intelligence and social skills on self-efficacy in secondary education students. Are there gender differences? // Journal of adolescence. – 2017. – Т. 60. – P. 39–46.
17. Trait emotional intelligence as mediator between psychological control and behaviour problems / M.C. Gugliandolo [et al.] // Journal of Child and Family Studies. – 2015. – Т. 24. – № 8. – P. 2290–2300.
18. Urquijo I., Extremera N., Villa A. Emotional intelligence, life satisfaction, and psychological well-being in graduates: The mediating effect of perceived stress // Applied research in quality of life. – 2016. – Т. 11. – № 4. – P. 1241–1252.
19. Wolff S. B. Emotional competence inventory (ECI) technical manual // Hay Group. Retrieved January. – 2005. – Vol. 21. – P. 2010.