ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ: СРАВНЕНИЕ МАТЕРИНСКОГО И ОТЦОВСКОГО ПОДХОДОВ
Конференция: XCVI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Социальная психология

XCVI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ: СРАВНЕНИЕ МАТЕРИНСКОГО И ОТЦОВСКОГО ПОДХОДОВ
THE PECULIARITIES OF RAISING CHILDREN IN SINGLE-PARENT FAMILIES: COMPARISON OF MATERNAL AND PATERNAL APPROACHES
Louise Rashitova
Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor, National Research University Moscow Power Engineering Institute, Russia, Moscow
Аннотация. Статья посвящена сравнительному анализу особенностей воспитания детей в неполных семьях, возглавляемых матерями или отцами. На основе статистических данных и современных исследований рассматриваются ключевые различия в стилях воспитания и психологическом климате таких семей. Особое внимание уделяется влиянию монородительства на развитие ребенка, включая формирование самостоятельности, эмоциональной сферы и социальной адаптации. Автор выделяет как риски, связанные с воспитанием в неполной семье, так и потенциальные преимущества, включая усиление детско-родительской связи.
Abstract. The article is devoted to a comparative analysis of the peculiarities of raising children in single-parent families headed by mothers and fathers. Based on statistical data and modern research, key differences in parenting styles and the psychological climate of such families are considered. Special attention is paid to the impact of single parenting on the child's development, including the formation of independence, emotional sphere and social adaptation. The author highlights both the risks associated with parenting in a single-parent family and the potential benefits, including strengthening the child-parent bond.
Ключевые слова: неполная семья, материнское воспитание, отцовское воспитание, социализация, психологическая адаптация, стили родительства.
Keywords: single-parent family, maternal upbringing, paternal upbringing, socialization, psychological adaptation, parenting styles.
Согласно официальным данным Всероссийской переписи населения 2020 года, проблема исследования неполных семей приобретает особую актуальность. Статистические показатели демонстрируют, что воспитанием детей в 4,85 млн домохозяйств (31,2% от общего числа) занимаются матери-одиночки, тогда как в 1,13 млн случаев (7,3%) эту функцию выполняют отцы. [9]. Данные переписи населения 2010 г. демонстрировали значительный гендерный дисбаланс в структуре неполных семей. Согласно полученным результатам, материнские семьи преобладали над отцовскими с восьмикратным перевесом [3].
Согласно академическому определению, содержащемуся в словаре «Семейное воспитание», неполной принято считать такую форму семейной организации, где воспитанием ребенка или нескольких детей, не достигших совершеннолетия, занимается исключительно один из родителей [7]. В работах ведущего специалиста в области демографии А.Б. Синельникова встречается следующее определение: неполная семья представляет собой специфическую форму семейной организации, где развитие и воспитание детей осуществляется при неполном составе родительской пары [8].
В современной педагогической литературе неполные семьи нередко характеризуются как обстоятельство, негативно влияющее на создание оптимальной воспитательной среды. В научном наследии советского периода особый интерес представляет исследование В.Я. Титаренко, предложившего оригинальную трактовку феномена неполной семьи [12]. В отличие от коллег, акцентирующих структурные аномалии, данный автор рассматривал проблему преимущественно в контексте педагогической депривации. Параллельно в академической литературе встречаются позиции, утверждающие потенциальную связь между однопоколенным воспитанием и когнитивными нарушениями у детей, включая возможные задержки психического развития. Отдельные исследователи высказывают радикальные суждения о неизбежности интеллектуального дефицита, моральной деформации и выраженных девиаций поведения у детей, лишенных отцовского воспитания [10].
Согласно исследованиям В.С. Мухиной, процесс воспитания в неполных семьях имеет специфические особенности [5]. В подобных семьях единственный родитель вынужден нести двойную нагрузку, совмещая функции материального обеспечения и решения повседневных бытовых задач. При этом перед ним стоит сложная психолого-педагогическая задача – компенсировать отсутствие второго родителя в воспитательном процессе. Многофункциональность родительских обязанностей в таких условиях создает серьезные трудности, что на практике приводит к возникновению как финансово-экономических проблем, так и сложностей воспитательного характера. Особую остроту ситуации придает эмоционально напряженная атмосфера, формирующаяся на фоне переживаний, связанных с неполнотой семейной структуры.
Согласно исследованиям Я.Г. Николаевой, в семьях с одним родителем у детей отсутствует возможность наблюдать модель взаимодействия между мужчиной и женщиной, что существенно затрудняет их социальную адаптацию и формирование представлений о будущих семейных отношениях [1]. При этом автор подчеркивает, что в отцовских семьях отсутствие материнского тепла и эмоциональной близости создает дополнительные сложности для гармоничного развития личности ребенка.
В работах С.К. Нартовой-Бочавер основной акцент сделан на особенностях психологического взаимодействия и коммуникативных проблемах, с которыми сталкиваются члены неполных семей после расторжения брака [6]. Исследователь отмечает существовавший долгое время в общественном сознании стереотип о неполноценности воспитательного процесса в семьях без отцовского участия. Данное предубеждение, как показывает автор, продолжает влиять на профессиональное восприятие педагогов дошкольных и школьных учреждений, формируя у них установку о повышенной вероятности поведенческих сложностей и учебных затруднений у детей из таких семей.
Ряд современных исследователей, включая И.Н. Димуру, Г. Королёву, Л.Г. Петряевскую, Г.С. Сухобскую и А.И. Ходакова, выделяют не только негативные, но и положительные аспекты воспитания в неполных семьях. Ученые обращают внимание на формирование особо близких эмоциональных связей между родителем и ребенком, укрепление доверительных отношений в процессе совместного преодоления бытовых сложностей. Среди преимуществ отмечается развитие у детей повышенного уровня самостоятельности, раннее формирование ответственности, а также создание благоприятной психологической атмосферы в семейном кругу. Особо подчеркивается, что дети в таких семьях часто проявляют особое уважение к родителю, выполняющему двойную роль [2].
В современной семейной психологии выделяются две фундаментальные формы реализации родительской роли – материнская и отцовская, служащие основой для классификации неполных семей. Дифференциация ключевых характеристик семейных систем становится особенно очевидной при их сравнительном исследовании.
В психологическом и воспитательном аспектах наблюдаются существенные различия. Матери-одиночки чаще используют эмоционально-близкий стиль воспитания, хотя иногда склонны к гиперопеке, в то время как отцы-одиночки демонстрируют тенденцию к авторитарным или попустительским методам, но при этом активнее поощряют самостоятельность ребенка. В материнских семьях девочки раньше принимают на себя часть домашних обязанностей, а мальчики могут испытывать недостаток мужского примера. В отцовских семьях дети, особенно мальчики, быстрее усваивают традиционные мужские роли, но при этом могут получать меньше эмоциональной поддержки.
Психологическое благополучие родителей также различается: одинокие матери чаще испытывают стресс из-за двойной нагрузки (работа и домашние обязанности), тогда как отцы-одиночки реже обращаются за психологической помощью, что может приводить к эмоциональной закрытости.
Анализ воспитательных практик в монородительских семьях выявил следующие закономерности: в большинстве случаев наблюдается гиперопекающий стиль воспитания. При этом гендерная специфика проявляется в том, что одинокие отцы чаще испытывают неуверенность в своих воспитательных компетенциях, тогда как матери склонны к избыточному количеству ограничений и требований. Также характерной особенностью материнского воспитания является инфантилизация ребенка и перенос супружеских конфликтов в воспитательный процесс, что не типично для отцов-одиночек [3].
Проведенный анализ позволяет сделать вывод о наличии как схожих характеристик, так и значимых различий между материнскими и отцовскими неполными семьями. Наблюдается устойчивая тенденция: семьи, где воспитанием занимаются матери, чаще испытывают финансовые затруднения, но при этом имеют более разветвленную сеть социальной поддержки [11]. В то же время отцовские семьи демонстрируют лучшую материальную обеспеченность, но сталкиваются с определенными сложностями в эмоциональной сфере. В данном контексте особую актуальность приобретает разработка специализированных мер поддержки, направленных на оказание психологической помощи, организацию профессионального обучения и формирование в обществе представлений о равнозначности материнской и отцовской воспитательных моделей.
