Статья:

ОСОБЕННОСТИ ТРЕВОЖНОСТИ ПОДРОСТКОВ ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ

Конференция: LXVI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Педагогическая психология

Выходные данные
Голубева А.Д. ОСОБЕННОСТИ ТРЕВОЖНОСТИ ПОДРОСТКОВ ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам LXVI междунар. науч.-практ. конф. — № 10(66). — М., Изд. «МЦНО», 2022. — С. 31-37.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ОСОБЕННОСТИ ТРЕВОЖНОСТИ ПОДРОСТКОВ ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ

Голубева Анастасия Дмитриевна
студент, Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого, Институт непрерывного педагогического образования, РФ, г. Великий Новгород

 

PECULIARITIES OF ANXIETY IN ADOLESCENTS FROM SINGLE-PARENT FAMILIES

 

Anastasia Golubeva

Student, Novgorod State University Yaroslav the Wise Institute of Continuing Pedagogical Education, Russia, Veliky Novgorod

 

Аннотация. В данной статье рассматривается и описывается такая проблема, как повышенная тревожность у подростков из неполных семей. Проводится исследование уровня тревожности подростков из неполных и полных семей. Методики диагностики: «Шкала тревожности», разработанная по принципу «Шкалы социально-ситуативной тревоги» О.Кондаша, методика измерения уровня тревожности Д.Тейлор. Проведенное исследование позволило установить, что высокие показатели по шкалам «тревожности» наблюдаются у подростков, воспитывающихся в неполных семьях, по сравнению с подростками из полных семей. Также были выявлены отличительные черты подростков из неполных семей от сверстников из полных семей. Полученные данные исследования дают основания заключить, что семья, являясь фундаментом в воспитании ребенка, оказывает существенное влияние на формирование личности ребенка.

Abstract. This paper examines and describes such a problem as high anxiety in adolescents from incomplete families. The study of anxiety level in adolescents from incomplete and complete families is carried out. Diagnostic instruments: "Anxiety Scale" developed on the principle of "Social-Situational Anxiety Scale" by O. Kondas, D. Taylor's anxiety measurement technique. The conducted study made it possible to establish that high indices on the "Anxiety" scale are observed among teenagers brought up in incomplete families, as compared to teenagers from complete families. The differences between adolescents from incomplete families and their peers from complete families were also revealed. The findings of the study allow us to conclude that the family, being the foundation of a child's upbringing, has a significant impact on the formation of the child's personality.

 

Ключевые слова: тревожность; подростковый возраст; неполная семья; полная семья.

Keywords: anxiety; adolescence; single-parent family; full family.

 

В современном мире, к сожалению, общество всё чаще сталкивается с таким явлением, как неполная семья. Среди проблем неполных семей особенно острой является проблема выполнения ею функций института воспитания и социализации детей. Изменения и отклонения в семейных отношениях влекут за собой не только проблемы социологического, экономического, демографического порядка, но и психолого-педагогические проблемы. У детей, воспитывающихся в таких семьях, могут проявляться самые различные сложности: состояние повышенной тревожности, высокая утомляемость, агрессия, различного рода проблемы со здоровьем и сном, трудности в общении со взрослыми и сверстниками, нарушения в эмоциональной и познавательной сфере.

Как показал теоретический анализ литературы, понятие тревожность трактуется по-разному. В данном исследовании тревожность понимается, как “переживание эмоционального дискомфорта, предчувствие грозящей опасности является выражением неудовлетворения значимых потребностей человека, актуальных при ситуативном переживании тревоги и устойчиво доминирующих по гипертрофированному типу при постоянной тревожности. Тревожность — устойчивое личностное образование, сохраняющееся на протяжении достаточно длительного периода времени.” [5, с.11; 4]  В большинстве случаев, причины проявления тревожности у подростков, детей школьного и дошкольного возраста связаны с семьей, отношениями внутри семьи. Ведь именно в семейном окружении происходит формирование детской психики [1, с. 12]. Из этого следует, что наиболее уязвимой ячейкой общества является неполная семья. Неблагополучная семья отрицательно влияет на ребенка, что сказывается на его поведении, вызывая ранние поведенческие отклонения [2, с.17].

Исследования психологов А. Н. Леонтьева (1977), А. Р. Лурии (1980), Д. Б. Эльконина (1976) и других, показали, что психическое развитие ребенка определяется его эмоциональным контактом и особенностями сотрудничества с родителями. На детско-родительских отношениях сказывается тип семьи. Под влиянием семьи формируется личность ребенка.

Подростки, в виду кризисного этапа, полового созревания, испытывают трудности в различных сферах жизни: социальной, личностной, если в данный период подростки еще и не получают должного внимания со стороны семьи, то, становятся более замкнутыми, тревожными, имеют неадекватную самооценку и склонный к девиантному поведению. В неполной семье, как правило, родитель выполняет не только свои функции и обязательства, но и функции недостающего, что приводит к нехватке времени на ребенка [3, 6].

Однако не каждый ребенок, воспитывающийся в неполной семье, становится тревожным. Многое зависит от способа общения родителя и ребенка.

Для изучения особенностей тревожности подростков из неполных семей, нами было проведено эмпирическое исследование. Исследование проводилось на базе МАОУ «СОШ» п.Шимск им. Героя Советского Союза А.И.Горева. В качестве испытуемых выступили подростки из полных и неполных семей, по 25 человек каждой группы.

В исследовании был использован следующий психодиагностический инструментарий: Методика «Шкала тревожности», разработанная по принципу «Шкалы социально-ситуативной тревоги» О. Кондаша (1973); Методика измерения уровня тревожности (Шкала Джанет Тейлор); Шкала ситуативной тревожности (СТ).

По полученным результатам методик, с которыми вы ознакомились выше, следует:

  1. Значимые различия в уровне тревожности детей подростков, из неполных и полных семей, наблюдаются лишь по трем шкалам: самооценочная, межличностная и общая тревожность.

 

Рисунок 1. Значимые различия между детьми подросткового возраста из неполных и полных семей

 

  1. Тревожность по шкалам: Школьная, тревожность, измеренная методикой Тейлор и ситуативная тревожность, имеют не значительные различия.

 

Рисунок 2. Незначимые различия между детьми подросткового возраста из неполных и полных семей

 

Итак, полученные в ходе исследования результаты, позволяют заключить, что показатель тревожности у подростков из неполных семей выше, чем в полных семьях. Данные, представленные в таблицах, показывают, что имеются и другие различия в уровне тревожности, но эти различия незначительные. Из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что состав семьи влияет на развитие уровня тревожности.

Таблица 1.

Неполные семьи, сводка баллов по всем шкалам.

 

Продолжение таблицы 2. 1. Неполные семьи, сводка баллов по всем шкалам.

 

Таблица 2.

Полные семьи, сводка баллов по всем шкалам

 

Продолжение таблицы 2. 2.Полные семьи, сводка баллов по всем шкалам.

 

Проведенное исследование позволило установить достоверные различия в проявлении тревожности у подростков из неполных семей. Очевидно, что отсутствие одного из родителей, порождает не только недостаток родительского внимания, к личности ребенка, но и создает эмоциональную депривацию, вследствие которой у подростков формируется высокий уровень тревожности.

Бесспорно, для таких детей и подростков необходим особый подход в воспитании, индивидуально-психологическое сопровождение, в целях коррекции эмоциональной сферы личности.

 

Список литературы:
1. Астапов В.М. Тревожность у детей. М.: Персе, 2001. – 35 с 
2. Гарбузов В.И. Нервные дети: Советы врача. Л.: Медицина, 1999. – 44 с 
3. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога средней школы. Изд.: Феникс, 2006. 511 с. /Istratova ON, Exakusto TV. High school 
4. Прихожан А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности. М.: Гуманит, 2001. – 46 с. 
5. Прихожан А. М. Развитие уверенности в себе и способности к самопознанию у детей 10—12 лет: Программа курса занятий // Руководство практического психолога. М., 1995. 
6. Рождественская Н.А. Как понять подростка: Учебное пособие для студентов факультетов психологии высших учебных заведений по специальностям 52100 и 020400. «Психология». 2-е изд. М.: Российское психологическое общество, 1998. С. 18.