Статья:

МОДЕЛИ И ТИПЫ ПОВЕДЕНИЯ МЕНЕДЖЕРОВ В УПРАВЛЕНИИ КОМАНДОЙ

Конференция: LVII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Общая психология, психология личности, история психологии.

Выходные данные
Шмелёва Л.А. МОДЕЛИ И ТИПЫ ПОВЕДЕНИЯ МЕНЕДЖЕРОВ В УПРАВЛЕНИИ КОМАНДОЙ // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам LVII междунар. науч.-практ. конф. — № 1(57). — М., Изд. «МЦНО», 2022. — С. 40-44.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

МОДЕЛИ И ТИПЫ ПОВЕДЕНИЯ МЕНЕДЖЕРОВ В УПРАВЛЕНИИ КОМАНДОЙ

Шмелёва Лариса Александровна
магистрант, Московский финансово-промышленный университет «Синергия», РФ, г. Москва

 

В статье «Личностные детерминанты профессиональной успешности управленцев» были описаны личностные черты и особенности деятельности эффективного менеджера [1, с. 50]. Работа была посвящена изучению общих характеристик личности каждого менеджера, которыми они должны обладать, чтобы принести полезный эффект в управлении.

Мы выяснили, что профессия управленца представляет собой сложную структурную деятельность, которая включает в себя несколько различных и самостоятельных механизмов воздействия на объект, таких как воспитание, обучение, руководство, координация, контроль, психологическая работа и многие другие.

При этом надо отметить, что как бы не был хорош и эффективен менеджер сам по себе, ему не удастся сделать результат без команды. Невозможно совмещать в себе все роли и справляться со всеми задачами. Любой организации нужен не один отдельно взятый очень профессиональный и эффективный менеджер, а управленческая команда, функционирующая как единое целое.

Поэтому в данной статье разберем подробнее модели и типы личностей менеджеров для наиболее эффективной управленческой команды.  

Одной из наиболее известных концепций эффективности управленческой команды является PAEI модель Ицхака Адизеса [2, с. 173]. Согласно  этой модели у хорошего руководителя для успешной работы в команде как минимум одна из 4-х ролей проявляться отлично, а остальные хорошо. То есть успешного управленца отличает от посредственного менеджера умение исполнять отдельные функции в комплексе. По мнению автора концепции, этими функциями являются:

  • P – producer (производитель)
  • A – administrator (администратор)
  • E – entrepreneur (предприниматель)
  • I – integrator (интегратор)

Производитель (producer) – менеджер, который ориентирован в первую очередь на результат. Его отличают такие качества как целеустремленность, компетентность, инициативность и усердие. Он занимается исследованиями, управляет производственной системой, проектирует и продает. Это созидатель, который великолепно разбирается в своей сфере и понимает специфику. Роль производителя требует быстрых и решительных действий и сводится к ответу на вопрос «Что должно быть сделано?». Благодаря исполнению этой роли организация эффективна в краткосрочной перспективе.

Администратор (administrator) систематизирует работу, контролирует исполнение бюджета и разрабатывает и внедряет план действий. Это менеджер, который умеет планировать и владеет технологией на высоком уровне. Ему свойственны последовательность в действиях, продуманность, организованность, точность, скрупулёзность и дальновидность. Эта функция обеспечивает организации эффективное исполнение её миссии, организованность и структурированность  работы. Суть роли администратора сводится к ответу на вопрос: «Как должно быть сделано?».

Предприниматель (entrepreneur) – творческая и целеустремленная личность. Он является генератором идей и готов рисковать, чтобы воплотить их в жизнь. Его неотъемлемыми чертами являются проактивность, гибкость мышления, харизматичность, энтузиазм и независимость. Предприниматель определяет направление, согласно которому должна двигаться организация, чтобы достигнуть желаемых изменений. Его деятельность сводится к ответу на вопрос «Зачем должно быть сделано?».

Интегратор (integrator) легко налаживает межличностные отношения и связи, формирует команду и развивает потенциал у коллег и подчиненных. Он помнит не только о своих интересах, но и об интересах команды в целом, всегда способен поставить себя на место другого и сплотить людей. Интегратора отличает умение слушать, примирять людей, разрешать конфликты, эмпатия, рассудительность, справедливость и готовность прийти на помощь. Эта роль необходима организации для продуктивного решения конфликтов и внутриполитических процессов. Главный вопрос, на который отвечает роль интегратора «Кто должен делать?».

При этом для успешного менеджера важно проявлять себя не только в какой-то одной роли очень хорошо, но также и достаточно хорошо в других. Если у менеджера хорошо развита только одна роль и совсем не развиты другие, его поведение может быть деструктивным для команды и для организации в целом. Так, например, у производителя будут возникать проблемы с делегированием полномочий по причине попытки сделать всё самому. Он будет находиться в постоянной суете и интенсивной деятельности, при этом не всегда в верном направлении, и  вовлекаться в конфликты с коллегами из-за пренебрежения их чувствами. Администратор будет придавать больше значения форме, чем смыслу и содержанию деятельности. Он склонен перегружать бюрократическими формальностями процессы и тратить много времени на административные мелочи. Предприниматель, напротив, окажется склонен приниматься за работу в последнюю минуту и пренебрегать точными планами и графиками, из-за стремления попробовать всё и метания между своими многочисленными идеями. А интегратор в чистом виде может упускать из виду задачи и цели, зацикливаясь на динамике межличностных отношений и избегать конфликтов ради иллюзии согласия. Также может проявить уклончивость без выраженной позиции и повышенную чувствительность к отказу [3, с. 64]. 

Зачастую за короткое время, довольно сложно определить, какие качества будет проявлять менеджер. Хотя это может оказаться полезным, например, на собеседовании или при проведении переговоров, чтобы понять, подходит ли кандидат на должность директора отдела HR, или как вести себя с этим человеком, чтобы переговоры оказались максимально эффективными и продуктивными. Именно в таких случаях на помощь приходит поведенческая модель Уильяма Марстона DISC [4, с. 27].

  • D – Dominance – доминация
  • I – Influence – влияние
  • S – Stability – стабильность
  • C – Compliance – система

В этой теории Марстон рассматривает стили и предпочтения поведения человека в определенной ситуации на основе 2-х критериев:

  1. Благоприятное или неблагоприятное восприятие окружающей среды;
  2. Активность или пассивность в действиях и реакциях на конкретные ситуации.

Люди с доминирующим (красным) типом поведения стараются во всем быть первыми. Победы их мотивируют и вдохновляют. Они, как правило, ведут себя уверенно и энергично, быстро принимают решения, быстро ориентируются в ситуации, очень азартны и соревновательны, любят браться за трудные задачи. Их отличает сильная воля, настойчивость, решительность, целеустремленность. Но им часто не хватает терпения, дипломатичности и внимательности. Такой тип поведения выдает личность производителя.

Влияющий (желтый) тип поведения свойственен харизматичным, оптимистичным и креативным людям. Мотиватором для них являются признание и новые возможности. Они любят находиться среди людей и обладают отличными коммуникативными способностями. Их слабыми сторонами являются неорганизованность и пренебрежительное отношение к бумажной работе, требующей сосредоточенности. Такой стиль поведения характерен для предпринимателя

Постоянным, стабилизирующим (зеленым) стилем поведения отличаются спокойные, лояльные и надежные люди. Для них главный мотиватор – стабильность и хорошие взаимоотношения. Они внимательны к окружающим, работают на достижение общей цели, терпеливые, обладают высоким уровнем эмпатии. К минусам «зеленых» личностей относятся уступчивость, обидчивость, скрытность, неумение говорить нет. Такой тип поведения относится к интеграторам.

Добросовестные (синие) люди отличаются системностью и не любят неопределенность. Их мотиватор – желание быть правым и порядок во всем. Они не любят ошибаться, ориентированы на решение проблем, хорошие аналитики, скрупулёзны, критичны и аккуратны. Слабыми сторонами такой личности являются отсутствие гибкости, консервативность, излишнее стремление к перфекционизму, нетерпимость к ошибкам. Такой стиль поведения характерен для администратора.  

Таким образом, важно отметить, что нет абсолютно идеального менеджера готового к любой ситуации, справляющегося с любой проблемой и отлично проявлять все 4 роли. Для любого управленца всегда важно собрать эффективную команду, которая включает в себя менеджеров с разными типами поведения и управления, чтобы получить максимально полезный результат.

 

Список литературы: 
1. Шмелёва Л.А. Личностные детерминанты профессиональной успешности управленцев. Студенческий форум: научный журнал. – № 22(158). Часть 1. М., Изд. «МЦНО», 2021. – С. 50-53.
2. Нариманова О.В. Оптимальный стиль лидерства на различных этапах жизненного цикла организации. Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2017. №2 (17). С. 169-179 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/optimalnyy-stil-liderstva-na-razlichnyh-etapah-zhiznennogo-tsikla-organizatsii Дата обращения: 11.01.2022. 
3. Адизес И. Идеальный руководитель. Почему им нельзя стать и что из этого следует / Пер. с англ. Т. Гутман. – М.: Альпина Паблишер, 2013.– 128 с. Лощакова А.Б. Структура и характеристика личной эффективности руководителя Научные исследования: от теории к практике. 2015. № 3 (4). С. 149-152
4. Жмай А.В., Силкина Д.А. Анализ лидерского потенциала членов проектной группы с помощью методики оценки типа личности DISC. Научный журнал: Проблемы системного подхода в экономике, 2017. №6 (62). С. 26-31 URL: http://psae-jrnl.nau.in.ua/journal/6_62_2_2017_ukr/4.pdf Дата обращения: 13.01.2022.    
5. Соломатина Т.В. Влияние личностных психологических детерминант на профессиональную успешность управленцев. Государство и общество: вчера, сегодня, завтра. Серия: социология. Курская академия государственной и муниципальной службы, №8. 2012. С. 178-190.