Статья:

Конспект коррекционно-развивающего занятия «Радуга» для детей ясельного возраста

Конференция: XIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Коррекционная психология

Выходные данные
Афанасьева М.А. Конспект коррекционно-развивающего занятия «Радуга» для детей ясельного возраста // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XIV междунар. науч.-практ. конф. — № 1(14). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 80-84.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Конспект коррекционно-развивающего занятия «Радуга» для детей ясельного возраста

Афанасьева Марина Анатольевна
педагог-психолог, Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 65 комбинированного вида Красносельского района Санкт-Петербурга, РФ, г.Санкт-Петербург

 

THE ABSTRACT OF CORRECTIVE-DEVELOPING LESSON " THE RAINBOW" FOR THE CHILDREN OF THE CRECHE AGE

 

Marina Afanaseva

a pedagogue – psychologist, A state budgetary preschool educational child institution Kindergarten № 65 of the combinative type of Krasnoselsky district Saint- Petersburg, Russia, St-Petersburg

 

Аннотация. Для успешной адаптации ребенка к ДОУ необходимо создание таких условий, которые бы обеспечивали его эмоциональное благополучие в процессе развития и обучения.  В статье представляется конспект занятия для детей ясельного возраста, способствующего успешной поведенческой адаптации ребенка к дошкольному учреждению.

Abstract. For successful adaptation a child for being in the kindergarten it is necessary to create such conditions, which could ensure an emotional well-being of this child during the process of developing and studying. In this article it is introdused a summary of the lesson for the children of the creche age, which would be favour of successful  adaptation a child for being in the preschool institution.

 

Ключевые слова: Адаптация; ясельный возраст; игра; дети; пальчиковая гимнастика; релаксация, рефлексия.

Keywords: adaptation; the age of creche; a game; children; finger gymnastics; relaxation; reflexion.

 

Ранний возраст дошкольного детства выступает чрезвычайно важным  и ответственным периодом в психическом развитии ребёнка, поскольку  являет собой фундамент  общего развития. В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные личностные новообразования, такие как общая самооценка, доверие к людям, интерес к окружающему и др.. Недоразвитие или деформация этих качеств в раннем возрасте с трудом поддаются коррекции в более поздние периоды [6, с. 3], на последующих уровнях образования.

В работах отечественных ученых подчеркивается  важность и необходимость   создания  ребенку  раннего возраста максимально благоприятных условий для роста, воспитания и развития.

Глубина научных представлений об уникальности первых лет  жизни человека, исключительной зависимости его развития от социальных условий, раскрывается  благодаря  работам  отечественных ученых  Л.С.Выготского, Д.Б.Эльконина, А.Н.Леонтьева, А.Р.Лурия, Н.А.Бернштейна, А.В. Запорожца,  М.И.Лисиной, Н.М.Щелованова, О.В.Баженовой, Л.Н.Галигузовой, Е.О. Смирновой, С.Ю. Мещеряковой.

В соответствии с приоритетными направлениями развития современного образования и  основными  целевыми ориентирами ФГОС ДО  (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации  от 17 октября 2013г. № 1155)   в качестве результата освоения основной образовательной программы дошкольного образования за период раннего детства является:

1. стремление к общению со взрослыми и активное подражание им в движениях и действиях;

2.  проявление интереса к сверстникам;

3. наличие интереса к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки;

4. наличие стремления  двигаться под музыку;

5. эмоциональная вовлеченность в действия с игрушками и другими предметами;

6. овладение активной речью, включенной в общение, понимание речи взрослого.

Овладение данными качествами в детском саду возможно при условии успешной адаптации.

В статье представлен конспект одного занятия из целого цикла, проводимого в ясельной группе (возраст 2-3 года) в течении учебного года, способствующего развитию коммуникативных умений, инициативности и чувствительности к воздействию педагога как партнера по общению, формированию положительного эмоционального настроя на режимные моменты в ДОУ.

Цель: содействие успешной поведенческой адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению.

Задачи:

-снятие эмоционального и мышечного напряжения, тре­вожности;

-развитие слуховой памяти;

-развитие координации движений, общей и мелкой моторики;

-развитие внимания, памяти, речи и воображения.

Материалы:

Картинка радуги, ленточки семи цветов радуги на пластмассовых палочках по количеству детей, соленое тесто, окрашенное в семь цветов радуги, листы картона голубого цвета формата А5 для каждого ребенка, магнитофон, диск с записью веселой  и спокойной, но не грустной, музыки.
Ход занятия:

1. Приветствие.

 Психолог приветствует всех детей вместе и каждого индивидуально.
- Здравствуйте, дети! Здравствуй, Света. Как я рада, что ты пришла сегодня в детский сад. Здравствуй, Паша, я очень рада тебя видеть и т.д.

2. Сюрпризный момент.

Психолог показывает детям картинку с изображением радуги.

- Посмотрите дети, какая красивая радуга пришла к вам в гости.  Она яркая и разноцветная.

Дождь покапал и прошёл,

Солнце улыбнулось,

И над городом большим

Радуга нагнулась.

Семь цветов на ней горят,

Ярких семь дорожек,

Этот праздничный наряд

Нам всего дороже. ( В.Чернышев)

- В нашей радуге семь цветов. Какие цвета есть в нашей радуге?

Дети называют основные цвета (красный, желтый, зеленый, синий), взрослый называет остальные.

3. Пальчиковая гимнастика

- Давайте покажем радуге, какую мы знаем про нее интересную игру.

Психолог показывает движения, дети повторяют за ним.

В небе гром, гроза,                                      (Дети стучат кулачком о кулачек.)

Закрывай глаза!                                           (Дети прикрывают глаза ладошками.) 

Дождь прошёл,                                            (Дети встряхивают кисти рук.)

Трава блестит,                                             (Дети шевелят пальчиками.)

В небе радуга горит.                                   (Рисуют над собой дугу руками.)

3. Подвижная игра «Радуга и дождик»

- Наша гостья принесла  разноцветные ленточки, такие же яркие и красивые, как ее полоски. Давайте возьмем их в руки  и поиграем.
Взрослый объясняет правила игры:

Дети танцуют с ленточками под веселую музыку, как только музыка стихает, психолог говорит слово «дождь» и дети бегут на свои стульчики.

4. Релаксация

- Радуга-дуга устала и решила отдохнуть, давайте и мы ляжем на ковер и отдохнем.

Под спокойную музыку дети отдыхают.

5. Рефлексия

Психолог      предлагает     слепить      радугу.
- Дети, радуга принесла вам цветное тесто и просит слепить ей подружку-радугу. Давайте ей поможем.

Дети лепят радугу совместно с психологом  и воспитателем, приклеивая разноцветные полоски теста на лист картона. Потом все любуются своими работами.

7. Прощание

- Ребята, нашей радуге пора уходить. Она хочет с вами попрощаться.
Психолог гладит каждого ребенка разноцветными ленточками, собранными в один пучок, осторожно касаясь головы кончиками лент.

При провении занятия важно чтобы психолог и воспитатель являлись активными участниками занятия – вызывали у детей желание принять участие в играх, задавали образцы выполнения действий, заряжали детей положительными эмоциями, поддерживали их инициативу.

Для успешной адаптации ребенка к ДОУ необходимо создание таких условий, которые бы обеспечивали его эмоциональное благополучие в процессе развития и обучения. Данное занятие позволяет снизить тревогу, импульсивность детей, излишнюю двигательную активность,  развить игровые навыки, снять эмоциональное и мышечное напряжение, что способствует улучшению общего эмоционального состояния детей в период пребывания в дошкольном учреждении.

 

Список литературы:
1. Афонькина Ю. А. Психолого-педагогическое сопровождение в ДОУ развития ребенка раннего возраста: Методическое пособие. – М.: АРКТИ, 2010.
2. Выготский Л.С. Психология. – М., издательство ЭКСМО-Пресс, 2000
3. Лисина М. И. Особенности общения у детей раннего возраста в процессе действий, совместных со взрослым. // Развитие общения у дошкольников./ Под ред. А.В.Запорожца, М.И.Лисиной. - М., 1974.
4. Ребенок третьего года жизни. Пособие для родителей и педагогов./ Под ред. С. Н. Теплюк. — М.: Мозаика-Синтез, 2011.
5. Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждени. – М.: Книголюб, 2003.
6. Смирнова Е. О, Галигузова Л.Н., Ермолова Т.В, Мещерякова С. Ю. Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет - М.: АНО «ПЭБ», 2007
7. Эльконин Д. Б. Психология игры. – 2-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.