КОУЧИНГОВЫЙ ПОДХОД В ПОДГОТВКЕ СПЕЦИАЛИСТА ПОМОГАЮЩИХ ПРАКТИК
Конференция: LXI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Общая психология, психология личности, история психологии.
LXI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
КОУЧИНГОВЫЙ ПОДХОД В ПОДГОТВКЕ СПЕЦИАЛИСТА ПОМОГАЮЩИХ ПРАКТИК
COACHING APPROACH IN THE TRAINING OF A SPECIALIST OF HELPING PRACTICES
Petr Simonov
Applicant for the degree of candidate of psychological sciences Institute for Psychology of Creativity, Russia, St. Petersburg
Аннотация. В настоящей статье рассмотрена актуальность практического применения коучингового подхода при подготовке специалиста помогающих практик. Анализируя особенности коучинга в раскрытии потенциала личности, формирования соответствующих поведенческих реакций, позволяющих находить ресурсы внутри себя, а так же становления профессиональной позиции помогающего специалиста, делается вывод о эффективности коучинга в повышении результативности практической работы такого специалиста.
Abstract. This article examines the relevance of the practical application of the coaching approach in the training of a specialist of helping practices. Analyzing the features of coaching in the disclosure of the potential of the individual, the formation of appropriate behavioral reactions that allow you to find resources within yourself, as well as the formation of a professional position of a helping specialist, the conclusion is made about the effectiveness of coaching in improving the effectiveness of the practical work of such a specialist.
Ключевые слова: кризис; коучинг; психология; помогающие практики.
Keywords: crisis; coaching; psychology№ helping practices.
Все чаще в современных реалиях нам приходится сталкиваться с кризисными явлениями в политической, общественной, социальной и других сферах жизни. С ростом в обществе запроса на профессиональную помощь в преодолении кризисных состояний, так же остро встает вопрос не только о необходимости подготовки квалифицированных специалистов помогающих практик, но и о поиске нового инструментария, который помогал бы не только справиться с острой фазой любого кризисного явления, но и способствовал бы нахождению новых возможностей и ресурсов в самой кризисной ситуации, что, в свою очередь, позволило бы не только улучшить качество оказываемой помощи, но давало бы возможность самому специалисту оставаться в состоянии спокойствия, равновесия и целостности. Таким инструментарием может, по нашему мнению, выступить именно коучинг.
Размышляя над определением коучинга с точки зрения научной психологии Березовская Р.А. и Мясникова С.В. указывали на его многозначность. Они отмечали, «что в научной литературе понятие коучинга сформировалось на основе синтеза различных теоретико-методологических и междисциплинарных подходов. Отсюда сложности в поиске универсальной дефиниции: этот термин встречается в публикациях по менеджменту, философии, социологии, педагогике, психологии — и в каждой из этих сфер он имеет свою трактовку. «Коучинг» — это транслитерация английского слова «coaching», которое в переводе означает: наставлять, подготавливать, тренировать. В английском варианте со словом «сoaching» можно сопоставить слово «co-achieving», которое, по мнению ряда авторов, наиболее точно отражает понимание процесса коучинга как совместного достижения» [2, с. 65]. Авторами в частности отмечалось, что «коучинг — это система принципов и приемов, способствующих развитию людей с целью повышения эффективности их деятельности, максимального раскрытия и эффективной реализации их потенциала» [2, с. 65]. Как нам представляется, эти особенности коучинга как нельзя лучше соответствуют достижению ранее обозначенных целей подготовки специалистов помогающих практик. Этот вывод также может быть основан на приведенных указанными авторами классических определениях:
«- по Тимоти Голви (Timothy Gallwey) коучинг — это раскрытие потенциала человека с целью максимального повышения его эффективности;
- по Джону Уитмору (John Whitmore) коучинг — это метод психологической поддержки, в котором главное — развитие осознанности и ответственности;
- по Томасу Дж. Леонарду (Thomas J. Leonard) коучинг — это интегративная технология успеха;
- по Майлзу Дауни (Myles Downey) коучинг — это искусство содействовать повышению результативности, обучению и развитию другого человека» [2, с. 66].
Анализируя состав наиболее востребованных качеств современного профессионала, Луговский В.А., Рожков А.Ю. в своей статье «Коучинг как инновационная форма профессионального обучения» указывают, что к таковым можно бесспорно отнести «способность к самостоятельному обретению знаний, умений и навыков, использованию информационных технологий» [5, с. 153]. Говоря о необходимости личностно-ориентированного подхода в обучении, предъявляющего высокие требования к содержанию такого обучения, к его методической организации, предполагающего гибкость в определении целей, учета личностных интересов обучающихся, их индивидуальных особенностей, авторами делается вывод о повышении тем самым результативности обучения. Коучинг, по мнению авторов, является одним из разновидностей инновационной образовательной практики личностно-ориентированного подхода. «В этой практике коуч направляет процесс получения человеком субъективно и объективно нового опыта. Задача коуча – организовать продуктивный диалог, стимулировать самостоятельное осознание и переосмысление своего накопленного опыта, генерацию нового опыта, реализацию принятых решений в жизни и профессиональной деятельности» [5, с. 153]. Здесь нам важно будет отметить, что в процессе подготовки специалиста помогающих практик на базе коучингового подхода происходит формирование соответствующих поведенческих реакций самого специалиста, позволяющих последнему находить ресурсы внутри себя, изыскивая возможности в кризисных ситуациях для себя и других. Коучинг в данном аспекте помогает «раскрывать потенциал человека для максимального повышения его эффективности» [5, с. 155]. Коучинговый подход в современной образовательной среде является неотъемлемой частью «прогрессивной педагогики», отмечают в своей статье Тургенева О.Ю. и Абу-Талеб Д.В., и он неразрывно связан с гуманистической парадигмой образования, а также отвечает принципам личностно-ориентированного обучения [7, с. 467]. Авторами обозначается, что «понимание коучинга – как «инструмента раскрытия потенциала человека», «инструмента эффективного встраивания человека в его жизнь», «способа, который помогает учиться» – позволяет посмотреть на коучинговый подход как действенный в образовательном контексте, образовательной среде и взаимодействии» [7, с. 467]. Ключевым моментом, отмеченным всеми приведенными выше авторами, является возможность коучинга способствовать раскрытию потенциала человека. В процессе подготовки специалиста помогающих практик это особенно важно и позволяет обучаемому, часто параллельно овладевая классическим «терапевтическим» подходом в психологии, где основная задача заключена в преодолении негативных аспектов кризиса и стабилизацию, проходя обучение в коучинговом подходе, научиться осуществлять поиск позитивных аспектов кризиса, способных придать импульс для дальнейшего роста и скоординировать направление этого роста [6, с. 301]. Эта же особенность коучинга дает возможность сформировать у обучаемого профессиональную позицию помогающего специалиста, которая является основой его профессиональной компетентности и обеспечивает грамотное, этичное и безопасное использование разнообразных методов и техник в работе [1, с. 2]. И здесь крайне важную мысль высказывает Акиндинова И.А., которая в своей работе: «Интегративные методы обучения, формирующие психологическую устойчивость помогающих специалистов» обозначает, что «понятие профессиональной позиции базируется на четком понимании зоны профессиональной компетентности, сферы своей ответственности и перечня профессиональных задач. Потеря профессиональной позиции в ходе работы с пострадавшим может грозить деструктивными последствиями как для пострадавшего, так и для самого специалиста. Выработка профессиональной позиции и способность к ее сохранению в критических ситуациях является первоочередной задачей подготовки помогающих специалистов» [1, с. 2].
Помогая формированию профессиональной позиции, коучинг становится основой для совершенно нового подхода в антикризисной работе, позволяя специалисту сосредоточить свое внимание на выявлении новых возможностей, которые скрыты за кризисной ситуацией, что делает его работу более эффективной нежели просто помощь в совладании с кризисным явлением того или иного формата. Иначе говоря, коучинговый подход это возможность увидеть разнообразие путей из пункта А в пункт Б, а не просто покинуть пункт А. В то же время, как указывают Ковпак Д.В., Ежиков А.Ю., специалисты, «которые начинают коучинговую практику, сталкиваются со сложностями в ходе коучинговой работы. Опираясь на терапевтические привычки и шаблоны мышления и практики, даже при наличии коучингового образования, некоторые из них склонны «соскальзывать» в знакомую терапевтическую модальность в ходе коучингового контракта, стремясь к концептуализации и реструктуризации дисфункциональных убеждений клиента. Для решения этой проблемы требуется продолжительная практика и объём супервизий, что увеличивает порог входа в коучинговую практику», но не делает ее менее эффективной. [4, с. 121]. Важность сохранения основной структурной направленности коучингового подхода, выраженной в понимании наличия у человека всех необходимых ему ресурсов для преодоления кризиса и соответствующего потенциала, обуславливает успешное достижение специалистом целей антикризисной работы, а так же позволяет осуществлять грамотное планирование, намечая конкретные шаги по их достижению. Коучинг, как указывается в статье Ивановой З.А. и Сандомирского М.Е. предполагает ответственность клиента за результат работы, его самостоятельность и осознанность в достижении и присвоении полученного результата. Вместо обесценивания внутренних конфликтов и проблем клиента, которое нередко происходит при давании ему советов и рекомендаций в разных жизненных ситуациях, коучинг позволяет перейти к непосредственному диалогу сложных чувств и ощущений, которые служат репрезентациями сторон внутреннего конфликта, и привлечь их к решению стоящих перед клиентом задач непосредственно в ходе коуч-сессии. Невербальное представление проблемы, используя кинестетическую, визуальную и другие модальности, позволяет обойти внутреннее сопротивление, причем экологично, целиком и полностью используя образы и описания клиента. Техниками поддержания адаптивных состояний становятся при этом диссоциативно-экзистенциальное самонаблюдение и самоанализ» [3, с. 105, 107].
Изложенное выше позволяет сделать определенный вывод о эффективности применения при подготовке специалиста помогающих практик коучингового подхода, дающего возможность обучаемому формировать профессиональную позицию, достигать осознанности - «особого состояния личности, позволяющего успешно вычленять из огромного динамично и объемно разрастающегося потока информации, то самое необходимое, что способствует самоактуализации и обретению самоценности» [6, с. 301], а раскрытие потенциала обучаемого способствует повышению результативности его антикризисной работы.