Статья:

Соревновательная надежность в спортивной деятельности

Конференция: XXIX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: инновационная наука»

Секция: Психология

Выходные данные
Новиков Т.А. Соревновательная надежность в спортивной деятельности // Научный форум: Инновационная наука: сб. ст. по материалам XXIX междунар. науч.-практ. конф. — № 11(29). — М., Изд. «МЦНО», 2019. — С. 23-26.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Соревновательная надежность в спортивной деятельности

Новиков Тимофей Александрович
аспирант, Пермский государственный гуманитарно педагогический университет, РФ, г. Пермь

 

Соревновательная деятельность характеризуется повышенными психологическими и физическими нагрузками, а также большой изменчивостью и индивидуальным своеобразием состояний, которые возникают в экстремальных условиях ответственных соревнований. Соревновательная деятельность в спорте определяет все. И на обеспечение её продуктивной деятельности и направлены все усилия и все тонкости тренировочного процесса. Не представляется возможным осуществлять свою соревновательную деятельность с необходимой эффективностью, даже при наличии на качественно хорошем уровне физическую, техническую и тактическую подготовки, без наличия психологической надёжности, стойкости, исключающей разрушительное воздействие внешнего давления и усложняющее влияние внутреннего нервного напряжения.

Эффективность соревновательной деятельности спортсмена есть производное его общей готовности и соревновательной надежности. Самым важным элементом соревновательной надежности спортсмена, является высокий результат спортивной деятельности и способность устойчиво переносить экстремальные условия спорта.

Подготовка к соревнованиям должна быть цельной. Под психологической надежностью спортсмена понимается вероятность стабильного сохранения им высокого уровня эффективной психической деятельности и положительного психического состояния в экстремальных ситуациях тренировки и соревнований в течение запланированного цикла подготовки или соревнования. Из этого следует, что одним из важнейших вопросов в спорте высших достижений является проблема надёжности. Проблема надежности спортсменов обусловлена многими причинами объективного и субъективного характера. Среди них необходимо отметить, такие как: стремительное развитие спорта в мире; ежедневное нарастание интенсивности психических и физических нагрузок спортсменов; возрастание конкуренции на международных соревнованиях, отбор спортсменов на Олимпийские игры. (Плахтиенко В.А., 2006) [1].  Таким образом, вопрос об умение спортсменов успешно реализовывать свой уровень подготовленности, выступая в сложнейших условиях соревновательной борьбы, является актуальным.

Целью работы является: выявить основные проблемы соревновательной надежности в юношеском спорте, влекущим за собой невысокие результаты спортивной деятельности.

Гипотеза: анализ состояния проблемы исследования позволил предположить, что при выявлении факторов, определяющих надежность устойчивости физических и психических состояний спортсмена, позволит улучшить результаты спортсменов.

«Устойчивая эффективность» психической  деятельности и состояний, повышающая работоспособность и результативность двигательной деятельности спортсмена, обеспечивается комплексом психических составляющих. Среди них можно выделить, во-первых, такие качества, которые прежде всего определяют эффективность двигательной деятельности (например, сенсомоторные и интеллектуальные качества); во-вторых, личностные свойства, способствующие эффективной помехоустойчивой деятельности в целом (мотивация достижений, уровень притязаний, стремление к доминированию, психическая выносливость, эмоциональная устойчивость); в-третьих, умение регулировать психическое состояние в условиях воздействия стрессогенных факторов; в-четвертых, социально-психологические особенности межличностных связей, способствующие надежной деятельности коллектива и его членов (сплоченность, четкая групповая структура, психологическая совместимость, оптимальное лидерство и д.р.). Успех в спорте зависит от многих психологических показателей: особенностей психологических процессов и состояний в том числе и особенностей программирования, планирования деятельности и оценки ее результатов, мотивационных процессов, особенностей эмоциональной сферы. Под психологической подготовкой спортсмена следует понимать такое явление в личности (характере, спортивном  менталитете), как духовно-нравственное равновесие, надежность, гармоничная самонастройка и саморегуляция психологического фона, направленная на реализацию своего потенциала в спортивном состязании и спортивной деятельности. Важен набор методов и личность отдельно взятого спортсмена. Так как процесс этот сугубо индивидуальный. А.Ц. Пуни, упоминая в своих работах что психологическая подготовка к соревнованию проблема и педагогическая и психологическая, определяет такой вид готовности спортсмена как психическое состояние, которое имеет свои характеристики переживаний и во время активных действий, особенной организации поведения (Пуни А.Ц., 1989) [4]. Оно, как всякое психическое состояние, представляет собой сложное, целостное явление личности, когда для спортсмена является свойственно: «трезвая уверенность в своих силах, стремление активно и увлеченно, с полной отдачей сил, бороться до конца за достижение намеченных целей; оптимальный уровень эмоционального возбуждения с высокой степенью психоустойчивости по отношению к различным, значимым для спортсмена благоприятно действующим внешним и внутренним влияниям; способность произвольно управлять своими действиями, чувствами, поведением в изменчивых условиях спортивной борьбы». Анализ этой характеристики психической готовности спортсмена к соревнованию позволяет выделить ряд частных признаков данного психологического состояния. К ним относятся: волевые качества при ведущей роли целеустремленности, выдержки и самообладания; состоятельности, критичности и гибкости ума; наблюдательность, основанная на специализированной функции взаимодействующих анализаторов; творческое воображение; стенические эмоции при оптимальном уровне их выраженности; сосредоточенность и устойчивость внимания в процессе деятельности, способность целесообразно контролировать свои чувства, мысли, действия и все  поведение на протяжении периода соревнований, основанная на знании приемов и умений пользоваться ими. В командных спортивных играх активность спортсменов приобретает еще более многообразный характер и включает: программирование, контроль и регуляцию собственных индивидуальных действий; реализацию группового взаимодействия в команде; блокирование, затруднение действий игроков и команды противника в целом. Эти моменты, а также возрастающее значение социально-психологических детерминант определяют специфические особенности психологического содержания и структуры соревновательной деятельности спортсменов в командных играх. Предложенный вариант систематики видов спорта не претендует на исчерпывающее и окончательное решение проблемы их классификации. Однако и в этом виде систематика может рассматриваться в качестве «базовой» и быть практически полезной при определении общей стратегии и конкретных направлений дальнейших исследований. Состояние психической готовности специально формируется в процессе направленной подготовки спортсмена к конкретному соревнованию. Этот вид психологической подготовки в спорте сегодня признается необходимым звеном тренировочного процесса, особенно в соревновательном периоде. Участие в любом соревновании для любого спортсмена обязательно предполагает столкновение двух неповторимых составляющих: повторимых во всей их полноте условий деятельности с неповторимым индивидуальным своеобразием личности спортсмена или своеобразием спортивной команды. Поэтому, если спортсмен (или команда) во всем неповторимом своеобразии не будет психологически подготовлен к действиям в никогда неповторяющихся условиях соревнования, то это, как правило, приводит к  неприятным последствиям: спортсмен показывает результат ниже своих возможностей или терпит поражение. Экстраординарные условия соревнования являются фактором сбивающего характера на точность, экономичность и качество выполнения двигательных навыков. Повышенная эмоциональная реакция, увеличение числа раздражителей высокой интенсивности определяют рассеянность внимания и ослабления контрольно-регулирующих функций сознания (Родионов А.В., 2002) [3]. Исследователи психологических проблем спорта определяют ряд факторов, которые отрицательно влияют на достижение успехов в спортивной деятельности.

1. Психологические факторы. Недостаток уверенности, боязнь или нервозность, потеря самоконтроля, торопливость, отсутствие решительности. Страх и беспокойство. Сюда же относятся такие проявления как самонадеянность, беззаботность, недостаточная сосредоточенность.

2. Физиологические факторы. Физические возможности, травмы, недостаток разминки, перетренированность, состояния утомления, недостатки в формировании навыка.

3. Средовые факторы. Освещение. Недостатки в подготовке площадки, незнакомая площадка, противодействия защитников. Предусмотреть и устранить все факторы, отрицательно влияющие на результативность футболиста практически не возможно. Однако, психологические факторы представляются наиболее устранимыми при условии правильной постановки задач тренировочной деятельности в предсоревновательном периоде. А также методически грамотной работе тренера с юными футболистами и возможность самим игрокам анализировать свою психологическую готовность, владеть самонастройкой.

 

Список литературы:
1. Плахтиенко В.А., Блудов .Ю.M. Надежность в спорте. М.: ФиС, 1983. 175 с.
2. Маркелов В.В. Педагогическая система развития индивидуальности в физическом воспитании и спорте. М.: 2006. 48 с.
3. Родионов А.В. Механизмы решения оперативно-тактических задач в игровых видах спорта / А.В. Родионов, О.В. Топышев, В.А. Усков // Теория и практика физической культуры. – 2002. - №6 – С.31-34
4. Психология: Учеб. для техникумов физ. культуры. А.Ц. Пуни, Т.Т. Джамгаров, Д.Я. Богданова и др. / Под общ. ред. А.Ц. Пуни. М., Физкультура и спорт, 1984. - 285с.