Статья:

Особенности психологического консультирования подростков «группы риска»

Конференция: III Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: инновационная наука»

Секция: Психология

Выходные данные
Бекетова Е.А. Особенности психологического консультирования подростков «группы риска» // Научный форум: Инновационная наука: сб. ст. по материалам III междунар. науч.-практ. конф. — № 2(3). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 5-9.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Особенности психологического консультирования подростков «группы риска»

Бекетова Елена Анатольевна
доцент, МАОУВО «Краснодарский муниципальный медицинский институт высшего сестринского образования», РФ, г. Краснодар

 

Characteristics of psychological counseling of adolescents "risk group"

 

Elena Beketova

assistant professor, MAOUVO "Krasnodar Municipal Medical Institute of Higher Nursing Education", Russia, Krasnodar

 

Аннотация. В статье дан анализ и этапы психологического консультирования подростков «группы риска». Рассматриваются категории детей «группы риска», особенности развития, причины попадания детей и подростков в группу риска.

Abstract. The article presents the analysis and the stages of psychological counseling of adolescents "risk group". Deals with children of "risk group", especially the development, the causes which place children and adolescents at risk

 

Ключевые слова: дети «группы риска»; психологическое консультирование; факторы риска.

Keywords: children "groups of risk"; psychological consulting; risk factors.

 

Одна из актуальных проблем современности – это разработка специализированных подходов к организации работы с детьми, подростками и молодежью, относящимися к группе риска. В настоящее время нет единого понимания понятий «трудный подросток», «группа риска». Наблюдается дефицит знаний, отсутствуют общепринятые научные взгляды на проблемы таких детей; нет четких критериев выбора методов, технологий работы с ними.

Понятия «трудный подросток», «группа риска» употребляются в педагогике и в психологии достаточно часто и считаются общепринятыми, однако в разных источниках мы видим разные трактовки этих понятий [2, 4, 5]. В зависимости от области изучения выделяют множество классификаций «детей группы риска». В психологии и педагогике - это дети, которые испытывают трудности в обучении, психическом развитии, социальной адаптации, взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, социализации в целом. Они более других подвержены негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов.

Психокоррекционную работу осложняет большое разнообразие категории детей и подростков с различными формами отклонения в развитии.

Выделяют следующие категории детей группы риска:

·  дети с проблемами в развитии, не имеющими резко выраженной клинико-патологической характеристики;

·  дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных обстоятельств;

·  дети из неблагополучных, асоциальных семей;

·  дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке;

·  дети с проявлениями социальной и психолого-педагогической дезадаптацией [1].

Основные причины «неблагополучия» и дивиантности подростка: пьянство родителей; их асоциальное поведение, тюремное заключение одного из родителей; алкоголизм, наркомания одного или обоих родителей, психические заболевания; семейное насилие; отсутствие постоянного места жительства; побеги из дома; конфликты со сверстниками; чрезмерная опека со стороны взрослых и т. д.

Большинство детей попадает в группу риска в подростковом возрасте. Поэтому специалистам, работающим с данной категорией детей при психологическом консультировании необходимо учитывать возрастные психологические особенности. Это возраст интенсивных изменений, развития самосознания, рефлексии, поиска путей самореализации и самоутверждения. Возраст быстрого физиологического развития, качественных изменений, которые совпадают с периодом полового созревания. Идут серьезные гормональные перестройки организма, ускоряется темп роста. Интенсивный рост сопровождается неуклюжестью и неловкостью. Внешние и внутренние изменения могут привести к большим изменениям в психике подростка. Для таких подростков характерны: поверхностность чувств, иждивенчество, потребительство, сложность во взаимоотношениях с окружающимися. У них проявляются переживания своей ненужности, потеря своей ценности и ценности другого человека.

Большинство подростков группы риска одиноки в своих чувствах и переживают состояние беспомощности. Как правило, оно связано с конкретными ситуациями: невозможностью изменить существующую реальность, взаимоотношения с родителями, сверстниками; невозможность принятия самостоятельных решений [3]. Беспомощность подростков связана с переживаниями неудач, травмами, наличием неконструктивных способов решения проблем и т. д.

Беспомощность проявляется в стереотипной деятельности, неадекватной конкретной ситуации; отказе от деятельности, апатии, депрессии; истерике и т. д. Состояния беспомощности может возникнуть как реакция на утрату близкого человека, разлуку с ним. У трудных подростков особенно сильна потребность в самоуважении, которая не удовлетворяется социально приемлемыми способами и выражается в девиантных формам поведения. Девиантное поведение – это средство повышения самоуважения и психологической самозащиты подростка. Часто наблюдается болезненное нарушение представлений о будущем.

Но имея некоторый социальный опыт, подросток способен осознать свои переживания, понять, чем они вызваны. Чем старше подросток, тем отчетливее он понимает и определяет природу своих трудностей. Помочь такому подростку может психолог в процессе психологического консультирования. Психологическое консультирование - это особая область практической деятельности психолога, связанная с оказанием помощи в виде советов и рекомендаций, которые рассчитаны на самостоятельную деятельность подростка, воспользовавшись советами он сможет справиться со своей проблемой без посторонней помощи.

Консультирование подростков осуществляется в соответствии с общепринятым алгоритмом:

- установление контакта с подростком;

- запрос подростка: описание трудностей и желаемых изменений в себе, конкретных людях, ситуации;

- диагностическая беседа: поиск причин трудностей;

- интерпретация: словесно высказанная гипотеза консультанта о возможных причинах трудностей подростка;

- реориентация: совместная выработка конструктивных способов преодоления трудностей.

Установление контакта – важный и ответственный этап, который определяет успех дальнейшего взаимодействия. Психолог с помощью вербальных и невербальных средств старается установить доверительную доброжелательную атмосферу общения, построить отношения сотрудничества. Но следует снять напряжение, предупредив подростка, что все, происходящее конфиденциально, помимо тех случаев, когда психолог считает его потенциально опасным для него самого и окружающих. При возникновении данной ситуации он ставит в известность подростка, а также обсуждает планы оптимального развития событий. На первом этапе необходима коррекция эмоциональных состояний подростка, поскольку девиантное поведение всегда сопровождается негативными эмоциями, тревогой, страхом, агрессией. С первых минут консультирования психолог работает с мотивацией подростка[5].

Для проведения диагностической беседы часто используются проективные методики: «Несуществующее животное», «Автопортрет», «Дом – дерево – человек» «Рисунок семьи», «Раннее воспоминание», которые позволяют разговорить подростка.

Один из самых трудных моментов – этап интерпретации. Он требует от психолога многих умений: выделять главное, определять свое видение причин; убеждать подростка. Психолог должен помочь подростку увидеть и сформулировать проблему для себя. Эффективным и безопасным способом является не прямое сообщение гипотезы, а косвенное – «анализ чужих проблем». Косвенное предъявление проблемы позволяет снять напряжение, мотивировать активность самого подростка, который может сформулировать чужую проблему на своем языке и самому понять и принять ее.

Этап реориентации предполагает направление проблемы в конструктивное русло, нахождение в ней возможностей для будущего развития. Необходимо показать, какую пользу может принести подростку данная ситуация.

При консультировании конкретного подростка возникают свои нюансы, поэтому трудно дать единую схему. Психолог должен вносить собственные коррективы в процесс консультирования. Главное – быть честным и искренним с подростком и с самим собой, совершенствовать свои знания, формы и методы психокоррекционной работы.

 

Список литературы: 
1. Гаврилова Т.П. Личное консультирование подростков как вид психологической помощи // Психологическая наука и образование. 1997. № 1, с. 51-53
2. Мардахаев Л. В. Социальная педагогика: Учебник. — М.: Гардарики, 2005. — 269с. 
3. Методика и технологии работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш.учеб. заведений/Под ред. М. А. Галагузовой, Л. В. Мардахаева. — М.: Академия, 2002. — 192с. 
4. Морозов В. Реабилитационная педагогика// Социальная педагогика. — 2008. -№ 1. — С. 107.
5. Сурикова М. Д. Дети группы риска и их психологические особенности // Молодой ученый. — 2013. — №4. — С. 607-609.