Статья:

АГРЕССИЯ КАК ДЕСТРУКТИВНАЯ ФОРМА ПОВЕДЕНИЯ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ

Конференция: LXXX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Общая психология, психология личности, история психологии.

Выходные данные
Жукова А.С. АГРЕССИЯ КАК ДЕСТРУКТИВНАЯ ФОРМА ПОВЕДЕНИЯ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам LXXX междунар. науч.-практ. конф. — № 1(80). — М., Изд. «МЦНО», 2024.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

АГРЕССИЯ КАК ДЕСТРУКТИВНАЯ ФОРМА ПОВЕДЕНИЯ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ

Жукова Анна Сергеевна
магистрант, ФГБОУ ВО Кемеровский государственный университет, РФ, г. Кемерово

 

AGGRESSION AS A DESTRUCTIVE FORM OF YOUTH BEHAVIOR IN MODERN EDUCATIONAL CONDITIONS

 

Anna Zhukova

Master’s student, Kemerovo State University, Russia, Kemerovo

 

Аннотация. В современных образовательных условиях на базе высшего и среднего профессионального образования можно рассматривать агрессию как часть влечения к разрушению, поскольку агрессия включает в себя лишь разрушительные побуждения, направленные вовне, в то время как существуют и саморазрушительные. Можно классифицировать деструктивность как форму злокачественной агрессии, её компонент.

Abstract. In modern educational conditions on the basis of higher and secondary vocational education, aggression can be considered as part of the desire for destruction, since aggression includes only destructive impulses directed outward, while there are also self-destructive ones. Destructiveness can be classified as a form of malignant aggression, its component.

 

Ключевые слова: деструкция; агрессия; образовательные условия; личностные характеристики; саморазрушительные тенденции.

Keywords: destruction; aggression; educational conditions; personal characteristics; selfdestructive tendencies.

 

В научном мире существует несколько мнений по поводу идентичности понятий деструкции и агрессии. Если рассматривать деструктивность и агрессивность как синонимы, то по мнению Ч. Райкрофта будут существовать разногласия в том, что будет ли являться агрессия первичным влечением, или реакцией на фрустрацию.

В концепции психоанализа человеку присущи «агрессивные влечения», проявляющиеся в реальной жизни (В. Штекель, К. Г.Юнг, А. Адлер, С. Шпильрейн). По мнению основателя психоанализа З.Фрейда – каждый организм стремиться к разрядке и минимизации нервного возбуждения. В одной из своих последних работ он подчеркивает могущество смерти. В целом, сторонники психоанализа рассматривают агрессивные импульсы как неотъемлемую потребность при удовлетворении инстинктов и сохранении жизни.

Одним из первых, кто начал изучать данную проблему является Э. Фромм. В своей книге «Анатомия человеческой деструктивности» он объединил знания из разных областей науки, акцентируя внимание на самой опасной деструкции человека − агрессии.

Агрессия рассматривается автором как стиль деструктивного поведения личности, пагубно влияющий не только на личность и социальное окружение [5, с. 20].

В отечественной психологии агрессивное поведение чаще всего сравнивают с проблемами социальной адаптации молодежи, как форму протеста и средство эмансипации. Причины повышенной агрессии видят в ошибках воспитательной работы родителями и близкими родственниками (В.В. Белокопытов, Д.И. Знаков, Л.М. Семенюк, В.В. Фельдштейн и др.).

Агрессивные проявления носят информационный и инструментальный характер. Одной из диагностических процедур мотивационной агрессии является Опросник враждебности (А. Басс, Э. Дарке), позволяющий выявить типы агрессии: физическую, косвенную, вербальную агрессию, подозрительность и негативизм.

Исследование проведено на базе Кемеровского техникума индустрии питания и сферы услуг и Кемеровского государственного университета. В исследовании приняли участие студенты в возрасте 17-18 лет.

Проанализировав полученные данные и сравнив студентов со средним и высшим профессиональным образованием, мы пришли к выводу, что у студентов со средним профессиональным образованием преобладает вербальная агрессия, подозрительность и негативизм (Рис.1).

У студентов с высшим профессиональным образованием все виды показателей находятся на среднем уровне (Рис.1). Физическая агрессия у студентов Высшего профессионального образования и среднего профессионального образования слаба выражена.

Косвенный тип реакции у наших испытуемых преобладает над остальными, в силу возраста и юношеского максимализма. Косвенная агрессия может проявляться как вербально – через слова, критику, так и невербально – через поведение, использование других людей и манипулирование их чувствами.

Ярко выраженного негативизма у опрошенных не было выявлено. Остро студенты реагируют на нормы права и на то, что за нарушение закона бывает слишком лояльная мера пресечения.

Если рассматривать агрессию как часть влечения к разрушению, поскольку агрессия включает в себя лишь разрушительные побуждения, направленные вовне, в то время как существуют и саморазрушительные (т.е. направленные на себя) тенденции. Можно рассматривать деструктивность как форму злокачественной агрессии, её компонент.

 

Рисунок 1. Типы реакций

 

Рисунок 2. Индексы: враждебности и агрессии

 

Суммарный индекс агрессивных реакций образуют показатели: физическая агрессия, косвенная агрессия, раздражение и вербальная агрессия. Индекс враждебности образуют: обида и подозрительность. Нормой агрессивности является величина еѐ индекса, равная 21 плюс-минус 4, а враждебности – 6,5–7 плюс-минус 3.

Из полученных данных мы видим, что у обеих групп показатели не превышают норму агрессивности и враждебности. У студентов техникума индустрии питания и сферы услуг суммарные показатели немного выше, чем у студентов Кемеровского государственного университета.

Если рассматривать агрессию как часть влечения к разрушению, поскольку агрессия включает в себя лишь разрушительные побуждения, направленные вовне, в то время как существуют и саморазрушительные (т.е. направленные на себя) тенденции. Можно рассматривать деструктивность как форму злокачественной агрессии, её компонент.

Таким образом, мы выяснили, что у всех студентов независимо от уровня образования средние показатели – не превышающие норму.

Большинство исследователей приходит к выводу о том, что деструктивность не тождественна агрессивности, но однозначно с нею связана. В дополнение к сделанным выводам, можно углубить понимание агрессивного поведения среди студентов, учитывая следующие аспекты:

Влияние социальных и культурных факторов. Данное исследование показывает, что социальное окружение и культурные особенности оказывают значительное влияние на формы и проявления агрессии среди студентов [2, с. 105]. Современные социальные тенденции, такие как популярность мистических телешоу и эзотерики, могут способствовать развитию определенных видов косвенной агрессии, таких как подозрительность и склонность к мистическим верованиям.

Образовательная среда и психологический климат в учебных заведениях также играют ключевую роль в формировании поведения студентов. Исследование показывает, что студенты чувствительно реагируют на нормы права и восприятие справедливости в обществе. Это подчеркивает важность создания справедливой и поддерживающей образовательной среды для снижения уровня агрессии среди студентов.

Кроме того, важно учитывать психологические факторы и личностные характеристики студентов. Возможно, учащиеся с определенными личностными чертами более склонны к проявлению определенных типов агрессии, включая саморазрушительное поведение.

На основе полученных данных можно рекомендовать разработку целевых программ и мер, направленных на снижение агрессии среди студентов. Это может включать психологическую поддержку, развитие навыков разрешения конфликтов, обучение управлению эмоциями и развитие позитивной школьной культуры.

Для предотвращения агрессивного поведения среди молодежи можно использовать различные стратегии и методы, ориентированные на образовательные программы, психологическую поддержку и образовательные инициативы [4, с. 81]. Так, проведение тренингов по навыкам разрешения конфликтов поможет студентам учиться разрешать споры мирным путем и управлять гневом. Разработка программ по противодействию травле включает учебные занятия, направленные на развитие сочувствия и уважения к разнообразию.

Индивидуальные и групповые консультации для учащихся, испытывающих трудности в поведении или эмоциональной сфере, предоставляют профессиональную психологическую поддержку. Важна также работа с семьями учащихся, чтобы они могли лучше понимать и поддерживать своих детей. Интеграция социально-эмоционального обучения в учебную программу помогает студентам развивать навыки самосознания, эмпатии и управления эмоциями. Образовательные мероприятия, такие как семинары и лекции по вопросам агрессии, способствуют обсуждению темы агрессии, ее причин и последствий.

Создание позитивной молодежной культуры, где ценится уважение и включение, также играет ключевую роль. Обучение преподавателей и административного персонала повышает осведомленность и навыки в области распознавания и реагирования на агрессивное поведение. Кроме того, лидерские и волонтерские программы для студентов поощряют их к активному участию в школьной жизни и развитию лидерских качеств. Эти методы могут быть адаптированы и интегрированы в образовательные программы, учитывая конкретный контекст и потребности учащихся.

 

Список литературы:
1. Бандура, А. Подростковая агрессия: Изучение влияния воспитания и семейных отношений [Текст]/ А. Бандура, Р. Уолтерс; М.: Апрель Пресс: ЭКСМОПРЕСС, 2015. – 509 с.
2. Дроздов, А. Ю. Агрессивное поведение молодежи в контексте социальной ситуации [Текст]/ А.Ю. Дроздов // Социс: Социологическое исследование. 2018. – №4. – С. 95–98.
3. Киселева, А.В. Некоторые особенности психологической диагностики агрессивного поведения [Текст]/ А.В Киселева // Психологическая диагностика. – 2015. – №1. – С. 86–92. 
4. Петрова, А.Б. Психологическая коррекция и профилактика агрессивных форм поведения несовершеннолетних с девиантным 68 поведением: практическое руководство [Текст]/ А.Б. Петрова; М.: Флинта: М.П.С.И., 2014. – 152 с.
5. Фромм, Эрих. Анатомия человеческой деструктивности [Текст] / Эрих Фромм ; [пер. с нем. Э. М. Телятниковой]. – Москва : АСТ, cop. 2016. – 618, [3] с.