Статья:

Теоретические аспекты репродуктивных установок в современной психологии

Конференция: XXXIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Социальная психология

Выходные данные
Толмач И.И. Теоретические аспекты репродуктивных установок в современной психологии // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XXXIII междунар. науч.-практ. конф. — № 9(33). — М., Изд. «МЦНО», 2019. — С. 45-51.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Теоретические аспекты репродуктивных установок в современной психологии

Толмач Ирина Ивановна
докторант, Молдавский Государственный Университет, Республика Молдова, г. Кишинёв

 

Theoretical aspects of reproductive attitudes in modern psychology

 

Irina Tolmach

PhD student, Moldova State University, Republic of Moldova, Chisinau

 

Аннотация. Статья посвящена исследованию теоретических аспектов репродуктивных установок в современной психологии. Представлены определения понятий установка, социальная установка (аттитюд) и репродуктивная установка. Проанализированы факторы формирования, структурные компоненты, методологические принципы и этапы развития репродуктивных установок. Значимость исследования определяется тем, что его результаты позволят расширить и углубить научные концепции репродуктивных установок.

Abstract. This article studies theoretical aspects of reproductive attitudes in modern psychology. The study presents the definitions of attitudes, social attitudes and reproductive attitudes. It also analyzes the formation factors, structural components, methodological principles and developmental stages of reproductive attitudes. The significance of the study is determined by the fact that its results extend the scientific understanding concepts of reproductive attitudes.

 

Ключевые слова: аттитюд; репродуктивные установки; когнитивный компонент (КК); эмоциональный компонент (ЭК); поведенческий компонент (ПК).

Keywords: attitude; reproductive attitude; cognitive component (CC); emotional component (EC); behavioural component (BC).

 

Репродуктивная установка является неотъемлемым условием формирования психологической готовности к родительству. Многие психологи посвятили свои исследования изучению данного аспекта. Однако в научной литературе уделяется мало внимания такому важному компоненту, как репродуктивная установка в дородовый период.

Понимание репродуктивной установки, как правило, выводилось из понятия «социальная установка», в то время как она является разновидностью более общего понятия «установка». Для того чтобы разобраться в понятии и определении репродуктивной установки, сперва необходимо детально исследовать феномен установки в целом.

 

 

1. Установка

Почему люди в определенных ситуациях поступают так или иначе? И чем они руководствуются, когда выбирают именно данный мотив? Установка – это понятие, которое в определенной степени объясняет выбор мотива.

Термин «установка» введен немецким психологом Л. Ланге (1888) при изучении ошибок восприятия.

Установка — неосознанное психологическое состояние, внутреннее качество субъекта, базирующееся на его предшествующем опыте, предрасположенности к определенной активности в определенной ситуации. [13]

Различные психологические школы применяли разный подход к феномену установки. «Установка» описывалась и в школе К.Левина, как возникновение у субъекта стремления к какому-то предмету, приобретающему в целостной связи «потребность-ситуация» определенную валентность. Однако в школе А. Н. Леонтьева это понималось, как поведение субъекта после «опредмечивания» его потребности [12]

Наиболее разработанной в российской психологии признана теория установки Д. Н. Узнадзе и его учеников. Представители грузинской школы характеризуют понятие установки как неосознаваемое состояние, которое предшествует той или иной деятельности, определяет ее осуществление и обусловливается двумя факторами: потребностью субъекта и соответствующе объективной ситуацией7. (Узнадзе, 1901) [1]

Асмолов А. Г. характеризует понятие установки, как многоуровневое образование, «стабилизатор деятельности», «фактор инерции поведения [7].

В психологической литературе существуют различные классификации установок. В зависимости от формы они делятся на: осознаваемые простейшие установки; более сложные социальные установки; ценностные ориентации личности. Установки различают в зависимости от количества объектов – общая установка и дифференцированная установка.  Школа Узнадзе Д. Н. выделяет 4 типа установок: диффузная, фиксированная, первичная и сенсомоторная. Асмолов А. Г.  предложил также свою классификацию установок, основанием которой являлось место, занимаемое установкой в структуре деятельности: операционные, целевые, смысловые.

2. Социальная установка

Социальная установка или аттитюд служит одним из самых изученных феноменом видов установок. 

Важно разводить понятия «установка» («set»), введённое и разрабатываемое в школе Д. Н. Узнадзе, и «социальная установка» («attitude»). Принципиальным отличием социальной установки является то, что она понимается как состояние сознания человека и функционирует на уровне социума[13].

Впервые понятие «аттитюд» было введено в 1918 г. социологами У. Томасом и Ф. Знанецким при изучении проблем адаптации польских крестьян, эмигрировавших в Америку. Американский психолог Г. Олпорт предложил свое определение данного феномена, основанное на проведенном обзоре. Автор определил аттитюд как «состояние психонервной готовности, сложившееся на основе опыта и оказывающее направляющее и (или) динамическое влияние на реакции индивида относительно всех объектов или ситуаций, с которыми он связан» [14].

Белинская Е. П. провела обзор и анализ основных подходов к формированию социальных установок и выделила следующие подходы: бихевиористский подход, мотивационный, когнитивный, структурный и генетический. [2]

3. Репродуктивные установки

Репродуктивная установка является разновидностью аттитюдов. Удовлетворение потребности, которая обеспечивает продолжение рода, принято называть репродуктивными потребностями. Механизмом перехода от потребности к поведению является установка, регулирующая характер удовлетворения репродуктивной потребности в определенных условиях социокультурной среды. Репродуктивное поведение можно представить в виде последовательности психических компонентов [5]:

 

 

Существует много определений репродуктивной установки. РУ расценивается, как разновидность социальной установки, которая в свою очередь связана с рождением детей [8].

Косов П. И. дает свое определение понятию репродуктивной установки: «Репродуктивная установка – комплекс поведенческих актов, суждений, оценок и позиций личности; она выражает фактическое (поведенческое), эмоциональное и сознательное отношение человека к рождению детей и опосредует принятие соответствующих решений. Выявляет готовность к определенному результату репродуктивного поведения, приемлемость для личности рождения определенного количества детей (в том числе числа сыновей и дочерей)» [6]

Под репродуктивными установками Бойко В. В. (1985) рассматривает  комплекс поведенческих актов, суждений, а также  оценок и позиций личности, выражающих ее фактическое (поведенческое, эмоциональное и сознательное) отношение к рождению детей.

Наиболее полное определение дает Ильясов Ф. Н. Под репродуктивной установкой он понимает совокупность представлений и настроений субъекта, отражающих его готовность (предрасположенность) реализовывать определённые типы репродуктивного поведения [4]

Репродуктивные установки формируются на этапе «предродительства» как результат психологической модели материнства и субъективной позиции инивида на деторождение. РУ в фазе предродительства носят латентный характер и чаще всего не осознаваемы самим субъектом. Они наделены субъективным (позитивным и негативным) содержанием родительства, сформированным под влиянием благоприятных и неблагоприятных факторов развития.

Существуют различные факторы, влияющие на формирование репродуктивной установки. Ильясов Ф. Н. выделяет 16 основных факторов [4, стр. 16]: социально-экономические условия жизни, политическая обстановка, общественные культурные тенденции времени, матримониальный менталитет (установка на супружество; установка на деторождение, полоролевая установка, установка на семейные ценности), родительская семья, образовательная семья, уровень образования, средства массовой информации, система социальных ожиданий общества, гендер, возраст, сиблинговая позиция. Данный перечень иллюстрирует основные аспекты, влияющие на формирование репродуктивной установки. Для каждого человека это влияние индивидуально. У одних превалирует возраст, у вторых родительская семья, у третьих - система социальных ожиданий общества и т.д.

Многие авторы, исследуя сущность репродуктивной установки, выделяют три взаимодействующих компонента: когнитивный, эмоциональный и поведенческий.

В своей дисертации Родштейн М. Н. дает содержательную характеристику феномену репродуктивной установки [10, стр. 100]. Установка имеет двухфакторный характер: генофилия или генофобия  - эмоциональный компонент репродуктивной установки; репродуктивная активность или репродуктивная пассивность  – поведенческий компонент.

Гуткевич Е. В. выделяет трехструктурную модель репродуктивных установок (рис.1), где компонентами репродуктивных установок являются следующие составляющие: когнитивный, поведенческий (репродуктивная мотивация) и аффективные компоненты.  Также автор перечисляет мотивы деторождения и от отказа [3].

Пальцева Т. В. выделяет следующие структурные компоненты РУ [9]:

  1. Когнитивный аспект – знание о материнстве как о психологическом и социальном феномене (уровень знаний о беременности, родах, развитие ребенка как до, вовремя и после рождения). Для когнитивного аспекта сензитивным периодом является подростковый возраст.

 

Рисунок 1. Репродуктивная установка

 

  1. Эмоциональный аспект – эмоциональное восприятие ситуации материнства (комфорт/дискомфорт), преобладающий фон настроения, удовлетворенность себя в роли родителя в будущем. Для эмоционально-оценочного аспекта сензитивным периодом является старший дошкольный и младший школьный возраст.
  2. Поведенческий аспект – это  владение умениями необходимыми для ухода за ребенком, умение моделировать собственную деятельность. Для поведенческого аспекта сензитивным периодом является - ранняя юность.

Рулина Т. К. и Родштейн М. Н. в работе «Методологические принципы социально-психологического анализа материнской установки» выделили 6 принципов методологических основ РУ у женщин детородного возраста [11]:

  • принцип фиксированности установки как готовности к реализации потребности;
  • принцип связи с объектом (принцип направленности);
  • принцип связи с прошлым как с социальной ситуацией, подготовившей настоящее женщины;
  • принцип самоактивности как кумуляции установки в интересах, амбициях, настроении, ожиданиях, иррадирующих по всему спектру самосознания женщины;
  • принцип установочной гендерной сопряженности поведения женщины в диаде «согласованность - несогласованность»;
  • принцип корреляции устойчивости аффективно-когнитивной согласованности установки с сопротивляемостью к изменениям (принцип прогностичекой надежности).

Существуют определенные этапы формирования РУ.  Каждый этап онтогенеза имеет свою особенность и является сензитивным для развития разных компонентов репродуктивной установки: для эмоционально-оценочного компонента сензитивным периодом является старший дошкольный и младший школьный возраст; для когнитивного компонента - подростковый возраст; для поведенческого - ранняя юность.

Психологическими условиями формирования каждого компонента РУ являются специфические факторы, определяющие содержание этого компонента в сензитивные для него периоды онтогенеза: для эмоционально-оценочного - родительская семья; для когнитивного - нормы детности социального окружения; для поведенческого (в интенции) - ценностные ориентации самой личности [9].

Вывод

Исследуя теоретические аспекты репродуктивных установок, мы пришли к следующим выводам. Репродуктивные установки являются комплексом знаний и отношения к родительству, отражающих предрасположенность индивида к проявлению различных форм и моделей репродуктивного поведения.

Репродуктивные установки являются подвидом социальных установок (атитюдов) и формируются на этапе предматеринства. Сущность РУ выявляется во взаимодействии трех компонентов: когнитивного, эмоционального и поведенческого. Каждый этап онтогенеза РУ имеет сензитивные периоды для развития.

Несмотря на обилие научных исследований, посвященных проблемам родительства, вопросы, касающиеся  репродуктивных установок, а в частности период родительства до рождения ребенка, изучены мало и остаются открытыми.

 

Список литературы:
1. Андреева Г. М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений — 5-е изд., испр. и доп. — М.: Аспект Пресс, 2007.
2. Белинская Е. П.,. Тихомандрицкая О. А. Социальная психология личности. Учебное пособие для вузов. — М.: Аспект Пресс, 2001.
3. Гуткевич Е. В. Психология семьи. Семья и психическое здоровье. https://en.ppt-online.org/313610 [просмотрено 28.04.2018].
4. Ильясов Ф. Н. Потребность в детях и репродуктивное поведение. В: Мониторинг общественного мнения, с. 168-177. 2013. №1.
5. Косов, П. И. Основы демографии : учеб. пособие / П. И. Косов,— М., 2017.
6. Косов П.И., Берендеева А.Б. Основы демографии. М.: ИНФРА-М, 2010. 
7. Милорадова Н.Г., Психология и педагогика Учебник. — М.: Гардарики, с - 335, 2005. 
8. Надирашвили Ш.А. Понятие установки в общей социальной психологии. – Тбилиси, с. 288, 1987.
9. Пальцева Т.В. Психологические условия становления и развития репродуктивных установок в детско-юношеском возрасте. http://www.dissercat.com/content/psikhologicheskie-usloviya-stanovleniya-irazvitiya-reproduktivnykh-ustanovok  [просмотрено 02.04.2018];
10. Родштейн М. Н. Гендерно-ролевая идентичность как фактор репродуктивной установки женщин. Дисс. канд. психол. наук. Самара: РКГ, с. 170, 2006. 
11. Рулина Т.К. Родштейн М.Н. Методологические принципы социально-психологического анализа материнской установки//Известия Самарского научного центра Российской Академии Наук.-Самара.-2005.;
12. Соколова Е.Е. Введение в психологию. М., с. 238-242, 2007. § 6. 
13. Установка . https://ru.wikipedia.org [просмотрено 20.03. 2018]
14. Allport G.W. Attitudes// The handbook of social psychology / C. Murchison. — Worcester: Clark University Press, 1935.