Статья:

ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ ПРИ ПЕРЕХОДЕ ИЗ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В СРЕДНЮЮ

Конференция: LXVI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Общая психология, психология личности, история психологии.

Выходные данные
Овсяникова Е.А., Доронина Н.Н., Шелина Ю.С. ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ ПРИ ПЕРЕХОДЕ ИЗ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В СРЕДНЮЮ // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам LXVI междунар. науч.-практ. конф. — № 10(66). — М., Изд. «МЦНО», 2022. — С. 18-25.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ ПРИ ПЕРЕХОДЕ ИЗ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В СРЕДНЮЮ

Овсяникова Елена Алексеевна
канд. психол. наук, доцент, доцент кафедры возрастной и социальной психологии, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, РФ, г. Белгород
Доронина Наталья Николаевна
канд. психол. наук, доцент, доцент кафедры возрастной и социальной психологии, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, РФ, г. Белгород
Шелина Юлия Сергеевна
студент, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, РФ, г. Белгород

 

PROBLEMS OF ADAPTATION OF CHILDREN DURING THE TRANSITION FROM PRIMARY SCHOOL TO SECONDARY SCHOOL

 

Elena Ovsyanikova

PhD in Psychology, Associate Professor, Associate professor of the department, Russia, Belgorod

Natalia Doronina

PhD in Psychology, Associate Professor, Associate professor of the department, Russia, Belgorod

Yulia Shelina

Student, Belgorod State University, Russia, Belgorod

 

Аннотация. Статья посвящена анализу проблем адаптации младших школьников при переходе из младшей школы в среднюю. В статье приводится анализ и интерпретация результатов исследования адаптации пятиклассников. Рассматривается связь уровня адаптации и уровня мотивации, а также связь с успешностью в учебной деятельности.

Abstract. The article is devoted to the analysis of the problems of adaptation of younger schoolchildren during the transition from primary school to secondary school. The article provides an analysis and interpretation of the results of the study of adaptation of fifth graders. The relationship between the level of adaptation and the level of motivation, as well as the relationship with success in educational activities, is considered.

 

Ключевые слова: адаптация; психологическая адаптация; личность; психологическая сфера личности.

Keywords: adaptation; psychological adaptation; personality; psychological sphere of personality.

 

Научная и практическая актуальность проблемы адаптации при переходе из начальной школы в среднюю заключается, прежде всего, в том, что именно в это время происходят всевозможные значимые изменения социальной ситуации в развитии школьника. Появляются новые учителя, которые предъявляют свои требования в обучении, занятия проходят в разных кабинетах, происходит большая самостоятельность в обучении, чем это было в начальной школе. Данный адаптационный период обучения в средней школе является для выпускников начальной школы особенно сложным, так как им приходится преодолевать ряд более серьезных трудностей, испытывая на себе новые, порой даже непосильные требования. Именно в это время высока вероятность возникновения у обучающихся школьной дезадаптации, которая приводит к значимому снижению школьной мотивации и успеваемости, а также к развитию негативных психических состояний, таких как тревожность или страх, к снижению самооценки, нарушениям в общении со сверстниками и взрослыми. Все эти факторы создают ситуацию адаптационного риска, который более вероятен, если школьник к нему не подготовлен.

Психологическая адаптация – это процесс психологической включенности личности в системы общественных, социально-психологических и профессионально-деятельностных связей и отношений, в исполнение надлежащих ролевых функций.

Небезызвестно, что адаптация – это одно из центральных понятий биологии, физиологии, психологии и множества иных наук, изучающих живые организмы, в особенности человека. Поскольку условия социальной среды никогда не остаются неизменными, процесс адаптации человека происходит непрерывно. Но несмотря на непрерывность адаптации, это явление связывают, первостепенно, с периодами кардинальной смены деятельности индивида и его социального окружения. В детстве такими периодами являются начало школьного обучения, переход в среднее звено (5-е классы), переход к профильному обучению (9-10 классы), период завершения обучения и период выбора будущей профессии [16, с. 78].       

Психологическая адаптация человека осуществляется в следующих сферах его жизнедеятельности:

1) в социальной сфере со всем многообразием её содержательных сторон и компонентов (нравственных, политических, правовых и др.);

2) в социально-психологической сфере, т.е. в системах психологических связей и отношений личности, включения её в исполнение различных социально-психологических ролей;

3) в сфере профессиональных, учебно-познавательных и других деятельностных связей и отношений личности;

4) в сфере взаимосвязей с экологической средой.

Иными словами, психологическая адаптация – это многоуровневое и разноплановое явление, затрагивающее и индивидуальные особенности человека (его психику), и все стороны его бытия (социальную среду непосредственной его жизнедеятельности), и различные виды деятельности (прежде всего профессиональную), в которые он непосредственно включён [19, с. 121].    

Какие же возрастные и психологические особенности этого возраста? В первую очередь – это новая система представлений о себе. Дети смотрят на себя как бы извне, сопоставляя себя с другими взрослыми и сверстниками. Также имеет место быть повышенная утомляемость, стремление к общению со сверстниками, желание утвердить свою самостоятельность, независимость.

А также детям в данный период свойственна ярко выраженная эмоциональность [23, с. 207].

Период адаптации к новым правилам и требованиям может занимать у ребенка от одного месяца до целого года. Критерием успешности адаптации выступает, прежде всего, степень сохранности психологического и физического здоровья обучающихся.

В переходный период наибольшие изменения во внутренней позиции связаны со взаимоотношениями с другими людьми, прежде всего со сверстниками. В этом возрасте появляются притязания детей на определенное положение в системе и деловых, и личных взаимоотношений класса, формируется достаточно устойчивый статус ученика в этой системе. Поэтому на эмоциональное самочувствие ребенка все в большей степени начинает влиять то, как складываются его отношения с товарищами, а не только успехи в учебе и отношения с учителями [6, с. 110].

Если для учащихся начальной школы проблемы чаще всего связаны с учебной успешностью, то переход в среднее звено школы сопряжен с проблемами личностного развития и межличностных отношений ребят. А это, как правило, сопровождается появлением разного рода трудностей: повышением тревожности, появлением неуверенности, страхов, частых волнений в ситуациях, связанных с решением каждодневных задач. Например, усиливается страх не соответствовать ожиданиям окружающих, который в этом возрасте, как правило, сильнее, чем страх самовыражения.        

Трудности и страхи в отношениях с учителями испытывают от трети до половины всего числа пятиклассников. В свою очередь, родители, принуждая детей работать «на оценку», все больше провоцируют школьные страхи, связанные у детей с неуверенностью в своих силах, тревогой по поводу негативных оценок или их ожидания. Это представляет особую проблему в период адаптации «пятиклашек» к школьной жизни, когда стремление ребенка хорошо выполнять все предъявляемые школой требования, показать себя с лучшей стороны побуждает его проявлять высокую активность.

Успешность адаптации пятиклассника зависит не только от интеллектуальной готовности, но и оттого, насколько хорошо он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях [18, с. 92].

Имеется предположение о том, что адаптация учащихся начальной школы в среднем звене будет успешной если выявить психологическое состояние обучающихся, характеризующееся уровнем развития основных структурных компонентов: эмоционального (школьная тревожность, эмоциональное благополучие), мотивационно-личностного (внутренняя мотивация учения), установить уровень сформированности школьного коллектива. Для ее подтверждения использовались две методики: опросник «Чувства в школе», использующ0ийся для диагностики адаптации к школе, и «Анкета для определения школьной мотивации учащихся». Помимо этого, была сделана выборка в пользу U-критерия Манна-Уитни.

Проводя интерпретацию результатов по первому тестированию – опросник «Чувства в школе» – мы пришли к следующему выводу: меньшая часть школьников испытывает беспокойство, раздражение и сомнения (по 33%), находясь в школе. Это говорит о том, что адаптационный период у данных пятиклассников проходит сложнее, чем у других. Подобные отрицательные чувства так же негативно могут повлиять на восприятие обучения, что значительно усложнит дальнейшую адаптацию и процесс обучения.

Помимо этого, 16% обучающихся отметили такие чувства, как неудовлетворенность собой, страх и тревога за будущее. Из этого можно выделить более индивидуальные проблемы каждого пятиклассника, которые основываются на страхе о будущем. Обучающиеся, проводя внутреннюю самокритику, остаются недовольны собственными достижениями и результатами, что так же может пагубно влиять на их дальнейшее обучение.

По результатам данного исследования можно сделать вывод о том, что общий фон класса стабильный и отличается превалирующими положительными показателями.

Рассматривая и интерпретируя результаты второй методики «Анкета для определения школьной мотивации учащихся» (Н.Г. Лусканова), можно выделить следующее: часть учеников имеет негативное отношение к школе. Это обуславливается тем, что 50% пятиклассников имеют менее 10 баллов по методике, что интерпретируется как низкая мотивация. Имеет место быть негативное отношение к школе, а также школьная дезадаптация.

Помимо этого, 16% учеников имеет 15 баллов, что являет собой заметно положительное отношение к школе. Но весь интерес варьируется больше на внеучебных сторонах, нежели на самом учебном процессе.

Так же 33% показали высокий результат в 20 баллов. Это говорит о том, что явно видна хорошая школьная мотивация. Ее уровень находится в пределах разумного, что является стандартным показателем уровня мотивации в школе.

Стоит отметить, что наиболее положительные результаты по второй методике показали именно девочки. Внимание мальчиков в данном случае сосредоточено не на школе и ее образовательных процессах, а на других, более близких и интересных моментах для каждого их пятиклассников.

Также можно отметить, что существуют особенности адаптации школьников при переходе из начальной в среднюю школу, а именно: для девочек будет характерен высокий уровень адаптации, а для мальчиков – низкий. Тем самым мы разделили всех обучающихся пятого класса на две выборки.

Для проведения исследования нами был использован U-критерий Манна-Уитни. Эмпирическое (вычисленное) значение данного критерия находится по следующей формуле: , где i=1 и 2 – номера выборок;  – сумма рангов 1 и 2 выборки;  – объёмы выборок.

Если  , то принимается ;

Если  , то принимается .

Поставим задачу: Существуют особенности адаптации школьников при переходе из начальной в среднюю школу, а именно: для девочек будет характерен высокий уровень адаптации, а для мальчиков – низкий. Необходимо проверить, значимы ли различия особенностей адаптации у мальчиков и девочек.

Сформируем гипотезы:

: Особенности адаптации у мальчиков и девочек не различаются.

: Особенности адаптации у мальчиков и девочек различны.

Уровень значимости: 0,01.

Таблица 2.1

Данные двух выборок для проведения исследования

Девочки

20

20

15

15

18

20

10

Мальчики

5

9

9

10

15

5

10

 

Нужно найти:  = 74;  = 31.

Вычислим статистику критерия по формуле:

;

;

По таблице критических значений для уровня значимости p=0,01:

;

;

Так как вычисленное значение получается меньше, чем критическое, то принимается (альтернативная гипотеза), что есть различия в сравниваемых выборках. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что особенности адаптации у мальчиков и девочек различны.

На основании проведенных исследований, можно сделать вывод о том, что результаты, полученные в ходе исследования, подтвердили гипотезу. Несомненно, уровень успешности психологической адаптации обучающихся к условиям обучения в средней школе определяется их индивидуальным психологическим состоянием, компонентную структуру которого составляют эмоциональный и мотивационно-личностный компоненты. Так же имеет значение установка уровня сформированности школьного коллектива.

 

Список литературы:
1. Обухова, Л. Ф. Психология развития. Исследование ребенка от рождения до школы: учебное пособие для вузов / Обухова Л.Ф. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 275 с.
2. Перминова, Ю. А. Психолого-педагогические условия адаптации пятиклассников при переходе в среднее звено / Перминова Ю. А // Молодой ученый. – 2015. – №4. – С. 664-667.
3. Психология детей младшего школьного возраста: Учебник и практикум для академического бакалавриата: Электронный ресурс / И.Ю. Кулагина. – Москва: Юрайт, 2018. – 291 с. – (Бакалавр. Академический курс). – ISBN 978-5-534-00582-0. https://biblio-online.ru/book/psihologiya-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta-413077
4. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Райс Ф. СПб. М.: Питер, 2010. – 349с.
5. Толстых, Н. Н. Психология подросткового возраста: Учебник и практикум / Н. Н. Толстых, А. М. Прихожан. – Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство ЮРАЙТ», 2020. – 406 с.
6. Хухлаева, О. В. Психология развития и возрастная психология: учебник для вузов / О. В. Хухлаева, Е. В. Зыков, Г. В. Базаева; под редакцией О. В. Хухлаевой. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 367 с.