Динамика развития зрительной памяти в период дошкольного возраста
Конференция: XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Общая психология, психология личности, история психологии.
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Динамика развития зрительной памяти в период дошкольного возраста
Dynamics of visual memory development during preschool age
Zukhra Shakirova
Student of the faculty of psychology and pedagogics Elabuga Institute of Kazan Federal University – EI KFU, Russia, Elabuga
Аннотация. В данной статье отмечается важность процесса развития памяти. Автором описываются особенности развития зрительной памяти детей в период дошкольного возраста.
Abstract. This article highlights the importance of memory development. The author describes features of visual memory development of children during preschool age.
Ключевые слова: память; зрительная память; непроизвольная память; произвольная память.
Keywords: memory; visual memory; involuntary memory; arbitrary memory.
Память является одним из главных составляющих психического развития личности и играет исключительно важную роль в жизни человека [3, с. 326]. Она лежит в основе способностей человека к приобретению знаний, формированию умений и навыков. При помощи органов чувств и благодаря мышлению люди получают сведения об окружающем мире, а далее хранят её и накапливают. В течение жизни человек изо дня в день узнаёт нечто новое и сохраняет информацию благодаря памяти. Для дошкольника способность запоминать и хранить информацию является важнейшим познавательным процессом. Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для развития памяти. В этот период происходит формирование и закрепление большинства высших психических функций, а память рассматривается как необходимое условие для развития интеллектуальных способностей и познавательных процессов.
Несмотря на то, что проблемы развития памяти изучаются со времен античности, представители отечественной педагогики и психологии, посвятившие свои труды данной проблеме (П.П. Блонский, Л.С. Выготский, П.И. Зинченко, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Р.С. Немов, А.А. Смирнов), утверждают о необходимости дальнейшего изучения данной тематики, в целях решения ключевых психолого-педагогических проблем. Память – один из сложнейших психических процессов, поэтому, хотя и имеются многочисленные исследования, все еще вопрос не теряет свою значимость. Актуальность изучения данного вопроса заключается и в том, что без памяти невозможно нормальное развитие и функционирование личности ребёнка. Кроме того в период дошкольного возраста происходит активное развитие образной памяти детей и задача взрослого – педагогически грамотно помочь этому процессу, поскольку происходящие в этом возрасте преобразования имеют существенное значение для дальнейшего полноценного формирования личности
Особое внимание в период дошкольного детства уделяется образной (зрительной) памяти, поскольку она развивается в онтогенезе одной из первых. Образная память – это память на представления, картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы и прочее. Её развитие и перестройка связаны с изменениями, происходящими в разных сферах психической жизни ребенка, и прежде всего в познавательных процессах – восприятии и мышлении. Зрительная память – это вид памяти, который характеризуется запоминанием впечатлений, полученных при помощи органов зрения. Под этим понятием также подразумевают способность человека воспринимать и удерживать в памяти зрительные образы, воспроизводить их в своём сознании в тех или иных целях. Развитие памяти детей дошкольного возраста имеет свои специфические особенности.
Память ребёнка постепенно превращается в волевую, сознательно направленную операцию запоминания, заучивания и припоминания. Припоминание поначалу совершается в большинстве случаев под воздействием взрослых, в ответ на вопросы, которые провоцируют воспоминания. Припоминание, или же произвольное вызывание воспоминания, развивается в процессе общения ребёнка, то есть оно является социальным продуктом. На основе припоминания, которое провоцируется вопросами окружающих (родителей, воспитателей), у детей формируется припоминание, совершаемое по собственной инициативе. В этом случае, припоминание представляет собой активное воспроизведение материала, оно требует определенных волевых усилий.
У детей младшего дошкольного возраста память на зрительные образы непроизвольна. Ребёнок не пытается запомнить или вспомнить, он не владеет особыми способами запоминания информации. Однако интересные для него события, действия или образы легко сохраняются в его памяти, если они вызывают эмоциональный отклик, являются привлекательными. С приёмами запоминания и припоминания ребёнка обычно знакомят взрослые [2, с. 207]. В среднем дошкольном возрасте (между 4 и 5 годами) происходит важное изменение зрительной памяти дошкольника – начинает формироваться произвольная память. Зрительная память постепенно превращается в особую деятельность, которая имеет специальную цель запомнить, но сознательное, целенаправленное запоминание и припоминание появляются только эпизодически. Обычно они включены в другие виды деятельности. Ребёнок запоминает то, что ему необходимо в игре или при выполнении поручений взрослых [1, с. 61]. Если раньше запоминание происходило попутно с выполнением какой-либо деятельности, то у старшего дошкольника память постепенно преобразуется в особую деятельность, которая подчиняется особой цели запомнить. Ребенок начинает прислушиваться к указаниям взрослого запомнить или припомнить, использовать простейшие приемы и средства запоминания, интересоваться правильностью воспроизведения и контролировать его ход [4, с. 75-76]. Постепенно под влиянием взрослых у ребёнка появляется намерение что-либо запомнить для припоминания в будущем. При этом стоит отметить, что припоминание раньше, чем запоминание, становится произвольным. Дошкольник, столкнувшись с трудностями в восстановлении требуемого материала, делает вывод, что в прошлом плохо запомнил. Возникновение произвольной памяти не случайно, оно связано с возрастанием регулирующей роли речи, с появлением идеальной мотивации и умения подчинять свои действия относительно отдаленным целям, а также со становлением произвольных механизмов поведения и деятельности. К 6-7 годам запоминание приобретает осознанно направленный волевой характер – из непроизвольного запечатления формируется сознательное заучивание.
Кроме вышеописанных особенностей развития зрительной памяти необходимо учитывать, что характеристика зрительной памяти у детей дошкольников значительно зависит от индивидуальных особенностей, которые выражаются в прочности, точности, скорости и объеме запоминания и готовности к воспроизведению [4, с. 75-76].
Зрительная память во многом оказывает влияние на успешность последующего обучения детей в школе. В процессе обучения в школе ребенку необходимо запоминать много информации для выполнения различных заданий, для чего хорошо развитая зрительная память просто необходима. Таким образом, подметим, что важно уделять особое внимание развитию зрительной памяти ребенка, так как именно она лежит в основе обучения и воспитания, приобретения знаний, личного опыта, формирования навыков. Процесс обучения и воспитания детей будет эффективным в том случае, если педагоги и родители будут иметь хорошие знания об особенностях развития детей, и будут учитывать данные знания при работе с детьми [4, с. 75-76].