Влияние стиля семейного воспитания на психоэмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста
Конференция: XIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Педагогическая психология
XIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Влияние стиля семейного воспитания на психоэмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста
Аннотация. Статья посвящена освещению проблемно-теоретических аспектов моделей и стилей семейного воспитания дошкольников в рамках современного общества. В статье поставлена и решена задача выявления взаимосвязи между типом, стилем семейного воспитания и личностными характеристиками воспитанника ДОУ, такими как страх, тревожность, агрессия.
Ключевые слова: семейное воспитание, стили семейного воспитания, дошкольное образование, исследование стилей семейного воспитания в ДОУ
Общество в России характеризуется динамичностью, которая находит свое отражение во всех сферах общественной жизни. Коснулось это и образовательной системы Российской Федерации.
В условиях нового государственного стандарта было оказано большое влияние на систему образования с целью определения содержания и организации развивающей среды обучающих учреждений [6, с. 4].
ФГОС является основным документом современной образовательной системы, устанавливающий основные нормы и принципы функционирования учреждений образования.
В современных условиях нового стандарта большое внимание уделяется семье. Семья – это главный, наиболее значимый институт для развития личности ребенка, первая ячейка общества воспитательного характера в жизни каждого человека. Именно она формирует нравственные качества личности, систему правил, паттернов.
Семья способна разрушить либо создать личность, укрепить или подорвать психическое здоровье человека [4, с. 17].
В современной психолого-педагогической литературе понятие «семейные взаимоотношения» определяется как характер взаимоотношений родителей, направленный на достижение поставленной цели воспитания и не противоречащий общепринятым нормам поведения в обществе.
Проблема детско-родительских отношений многогранна и сложна. При такой длительной истории исследования, в ней постоянно раскрывают новые аспекты, отражающие тенденции и направленность современного общества.
Одни родители нередко придерживаются тактики «невмешательства», оставляя ребенку возможность самостоятельности. Другие родители, напротив чрезмерно рьяно участвуют в процессе воспитания, при этом следует отметить, что выделяют родителей, которые требуют строгого и неукоснительного выполнения условий и те, кто занимается «попустительством» - закрывает глаза на провинности детей, сознательно нарушая общепринятые правила и нормы [1, с. 32]. На сегодняшний день, данная проблема актуальна и по той причине, что вне семьи невозможно полноценное развитие личности ребенка.
В работах отечественных и зарубежных специалистов рассматривается многообразие типов семейного воспитания. Проанализировав достаточное количество исследований в отечественной и зарубежной литературе, не была определена единая классификация. Наиболее известными исследователями в той области являются А. Адлер, Д.М. Болдуин, Д. Баумрид, Д. Элдер, А.Л. Венгер, А.И. Захаров, Е.Т. Столин, В.В. Столин, В.С. Мухина и др. [7, с. 33].
В настоящее время наиболее популярна классификация стилей родительского поведения Дианы Бомринд, которой следуют многие авторы (Реан А.А., 1999; Крайг Г., 2001; Человек от рождения до смерти, 2001).
Крайг Г. составила достаточно полную классификацию стилей родительского поведения, состоящую из 4-х стилей на основе исследований Д. Бомринд (1975), Маккоби и Мартин [6, С. 111 - 114].
Автор рассматривает типы и стили семейного воспитания через призму двух основных параметров: контроль со стороны родителей уровень теплоты во взаимоотношениях. В данной классификации она выделяет следующие тактики поведения родителей:
1. Авторитетный стиль родительского поведения – образ действия родителей, отличающийся твердым контролем за детьми и в то же время поощрением общения и обсуждения в кругу семьи правил поведения, установленных для ребенка. Решения и действия родителей не кажутся произвольными или несправедливыми для детей, и потому они легко соглашаются с ними. Таким образом, высокий уровень контроля сочетается с теплыми отношениями в семье.
2. Авторитарный стиль родительского поведения характеризуется высоким уровнем контроля, холодными отношениями с детьми. Родители закрыты для постоянного общения с детьми; устанавливают жесткие требования и правила, не допускают их обсуждения; позволяют детям лишь в незначительной степени быть независимыми от них. Дети, как правило, замкнуты, боязливы или угрюмы, непритязательны и раздражительны.
3. Либеральный стиль (низкий уровень контроля, теплые отношения) – образ действия родителей, отличающийся почти полным отсутствием контроля за детьми при добрых, сердечных отношениях с ними. По мнению Бомринд (Baumrind D., 1975), многие либеральные родители так увлекаются демонстрацией «безусловной любви», что перестают выполнять непосредственно родительские функции, в частности, устанавливать запреты для своих детей. Дети либеральных родителей склонны потакать своим слабостям, импульсивны и нередко не умеют вести себя на людях. В некоторых случаях они становятся активными, решительными и творческими людьми.
4. Индифферентный стиль родительского поведения по Маккоби и Мартин, отличается низким контролем за поведением детей и отсутствием теплоты и сердечности в отношениях с ними. Родители, которым свойственен индифферентный стиль поведения, не устанавливают ограничений для своих детей либо вследствие недостатка интереса и внимания к детям, либо вследствие того, что тяготы повседневной жизни не оставляют им времени и сил на воспитание детей. Если безразличие родителей сочетается с враждебностью (как у отвергающих родителей), ребенка ничто не удерживает оттого, чтобы дать волю своим самым разрушительным импульсам и проявить склонность к делинквентному поведению. На основе анализа специализированной литературы было установлено, что основные общепризнанные классификации стилей общения основаны на факторе контроля родителей, взаимодействия в системе детско-родительских отношений и особенностей его проявления.
А.Л. Венгер дал определение самому понятию «стиль воспитания» - это система взаимоотношений, характеризуемая степенью контроля, заботы и опеки, теснотой эмоциональных контактов между родителями и ребенком, характером руководства поведения ребенка со стороны взрослых, количеством запретов [цит. по 3, с. 16].
Но стоит отметить, что специалисты при изучении особенностей в различных семьях выявили взаимосвязь между формированием личности ребенка и стилем семейного общения, взаимодействия в семье.
Основываясь на данном тезисе, было инициировано исследование практического характера с целью изучения особенностей взаимосвязи стилей семейного воспитания и психоэмоционального состояния воспитанников, в частности проявления уровня агрессии, тревожности и страхов [2, с. 55].
Задачами практического исследования были:
1. Исследование стиля, типа семейного воспитания с целью выявления и определения основных проблем внутрисемейного характера.
2. Изучение наличия (отсутствия) взаимосвязи между стилем семейного воспитания и уровнем развития воспитанников.
Была выдвинута гипотеза о том, что существует взаимосвязь между стилем семейных взаимоотношений и уровнем развития воспитанников.
Объектом исследования выступали воспитанники ДОУ и их законные представители. Предметом исследования стало изучение стиля и типа семейного воспитания, личностные характеристики испытуемых.
Исследование проходило на базе МКДОУ детский сад № 22 «Улыбка» х. Красный Пахарь Минераловодского района Ставропольского края. Мы предположили, что стиль семейного воспитания оказывает непосредственное влияние на уровень психоэмоционального развития воспитанников, в частности на уровень тревожности, агрессии и страха.
Исследование было проведено в 3 основных этапа.
1 этап. Работа с родителями воспитанников.
1.1. Проведение беседы с матерями воспитанников с целью определения направленности взаимоотношений, в которой главными вопросами являлись:
- выявление проблем в процессе семейного воспитания дошкольников;
- изучение уровня взаимопонимания и взаимодействия в семье (совместная деятельность, досуг);
- определение стиля семейного воспитания.
1.2. Выявление стиля семейных взаимоотношений с помощью опросника АВС «Анализ семейных взаимоотношений» Э.Г. Эйдемиллера, В.В. Юстица. Предназначен для анализа семейного воспитания и причин его нарушения.
1.3. Выявление стиля семейного воспитания с помощью теста «Стратегии семейного воспитания» С. Степанова.
2 этап. Работа с воспитанниками ДОУ.
2.1. Определение уровня агрессии с помощью проективной методики Исламова А.Г «Несуществующее животное»;
2.2. Определение уровня тревожности с помощью теста Р. Тэммла, М. Дорки, В. Амена;
2.3. Определение уровня страхов по методике А.И. Захарова;
2.4. Определение уровня психоэмоционального состояния воспитанников по методике Зинкевич-Евстегнеевой «Волшебная страна чувств» [4, с. 87, 196, 208]
3 этап. Обработка полученных результатов.
В ходе проведенного исследования были сделаны следующие выводы:
1. По итогам беседы было выявлено, что у 100% родителей было определено наличие объективных проблем в формировании внутрисемейных детско-родительских отношений, при этом 75% (45 чел.) родителей из общего числа указали на отсутствие должного взаимодействия и взаимопонимания в связи с отсутствием свободного времени (наличие других младших детей, особенности и график работы);
2. Интересным оказался выявленный факт, что 75% родителей указало на отсутствие взаимодействия, которое проявляется лишь во время основных режимных моментов (сна, приема пищи, просмотра телевизора). И лишь у 25% (15 чел.) была выявлена тесная взаимосвязь, которая проявляется в совместных досугах, путешествиях;
3. Анализ результатов теста («Стратегии семейного воспитания») С. Степанова позволил выявить специфику стилей семейного воспитания. У 50% родителей был определен авторитарный стиль воспитания, у 30% - либеральный и по 10% - авторитетный и индифферентный;
4. Опросник АВС «Анализ семейных взаимоотношений» Э.Г. Эйдемиллера, В.В. Юстица позволил выделить специфику семейных взаимоотношений каждой семьи для коррекционной работы в рамках семейного консультирования;
5. При выявлении уровня тревожности, агрессии, страха и особенностей психоэмоционального состояния воспитанников у 75% (45 чел.) был выявлен повышенный уровень указанных личностных характеристик. И только у 25% воспитанников было выявлено стабильное психоэмоциональное состояние, в рамках установленной нормы;
6. Была выявлена взаимосвязь между стилем семейного воспитания и уровнем психоэмоционального развития воспитанников; у воспитанников в семьях, которых стиль воспитания характеризуется как индифферентный и авторитарный показатели по таким критериям как уровень страха, агрессии, тревожности значительно выше нормы и характеризуют их как эмоционально-нестабильных детей. Наоборот, дело обстоит с авторитетным и либеральным стилем семейного воспитания – показатели у воспитанников данной группы находятся в пределах нормы, а дети характеризуются как эмоционально-стабильные.
Проведенное исследование имеет практическое значение для научного обоснования инновационных методов работы в системе семейного консультирования, более эффективных методов взаимодействия в системе детско-родительских отношений в семьях и образовательных учреждениях.