Статья:

Влияние стиля семейного воспитания на психоэмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста

Конференция: XIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Педагогическая психология

Выходные данные
Царукян И.В., Медведева Н.И. Влияние стиля семейного воспитания на психоэмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XIV междунар. науч.-практ. конф. — № 1(14). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 96-101.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Влияние стиля семейного воспитания на психоэмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста

Царукян Инна Викторовна
студент, ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт», РФ, г. Ставрополь
Медведева Нина Ильинична
д-р психол. наук, профессор, ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт», РФ, г. Ставрополь

 

Аннотация. Статья посвящена освещению проблемно-теоретических аспектов моделей и стилей семейного воспитания дошкольников в рамках современного общества. В статье поставлена и решена задача выявления взаимосвязи между типом, стилем семейного воспитания и личностными характеристиками воспитанника ДОУ, такими как страх, тревожность, агрессия.

Ключевые слова: семейное воспитание, стили семейного воспитания, дошкольное образование, исследование стилей семейного воспитания в ДОУ

 

Общество в России характеризуется динамичностью, которая находит свое отражение во всех сферах общественной жизни. Коснулось это и образовательной системы Российской Федерации.

В условиях нового государственного стандарта было оказано большое влияние на систему образования с целью определения содержания и организации развивающей среды обучающих учреждений [6, с. 4].

ФГОС является основным документом современной образовательной системы, устанавливающий основные нормы и принципы функционирования учреждений образования.

В современных условиях нового стандарта большое внимание уделяется семье. Семья – это главный, наиболее значимый институт для развития личности ребенка, первая ячейка общества воспитательного характера в жизни каждого человека. Именно она формирует нравственные качества личности, систему правил, паттернов.

Семья способна разрушить либо создать личность, укрепить или подорвать психическое здоровье человека [4, с. 17].

В современной психолого-педагогической литературе понятие «семейные взаимоотношения» определяется как характер взаимоотношений родителей, направленный на достижение поставленной цели воспитания и не противоречащий общепринятым нормам поведения в обществе.

Проблема детско-родительских отношений многогранна и сложна. При такой длительной истории исследования, в ней постоянно раскрывают новые аспекты, отражающие тенденции и направленность современного общества.

Одни родители нередко придерживаются тактики «невмешательства», оставляя ребенку возможность самостоятельности. Другие родители, напротив чрезмерно рьяно участвуют в процессе воспитания, при этом следует отметить, что выделяют родителей, которые требуют строгого и неукоснительного выполнения условий и те, кто занимается «попустительством» - закрывает глаза на провинности детей, сознательно нарушая общепринятые правила и нормы [1, с. 32]. На сегодняшний день, данная проблема актуальна  и по той причине, что вне семьи невозможно полноценное развитие личности ребенка.

В работах отечественных и зарубежных специалистов рассматривается многообразие типов семейного воспитания. Проанализировав достаточное количество исследований в отечественной и зарубежной литературе, не была определена единая классификация. Наиболее известными исследователями в той области являются А. Адлер, Д.М. Болдуин, Д. Баумрид, Д. Элдер, А.Л. Венгер, А.И. Захаров, Е.Т. Столин, В.В. Столин, В.С. Мухина и др. [7, с. 33].

В настоящее время наиболее популярна классификация стилей родительского поведения Дианы Бомринд, которой следуют многие авторы (Реан А.А., 1999; Крайг Г., 2001; Человек от рождения до смерти, 2001).

Крайг Г. составила достаточно полную классификацию стилей родительского поведения, состоящую из 4-х стилей на основе исследований Д. Бомринд (1975), Маккоби и Мартин [6, С. 111 - 114].

Автор рассматривает типы и стили семейного воспитания через призму двух основных параметров: контроль со стороны родителей уровень теплоты во взаимоотношениях. В данной классификации она выделяет следующие тактики поведения родителей:

1. Авторитетный стиль родительского поведения – образ действия родителей, отличающийся твердым контролем за детьми и в то же время поощрением общения и обсуждения в кругу семьи правил поведения, установленных для ребенка. Решения и действия родителей не кажутся произвольными или несправедливыми для детей, и потому они легко соглашаются с ними. Таким образом, высокий уровень контроля сочетается с теплыми отношениями в семье.

2. Авторитарный стиль родительского поведения характеризуется высоким уровнем контроля, холодными отношениями с детьми. Родители закрыты для постоянного общения с детьми; устанавливают жесткие требования и правила, не допускают их обсуждения; позволяют детям лишь в незначительной степени быть независимыми от них. Дети, как правило, замкнуты, боязливы или угрюмы, непритязательны и раздражительны.

3. Либеральный стиль (низкий уровень контроля, теплые отношения) – образ действия родителей, отличающийся почти полным отсутствием контроля за детьми при добрых, сердечных отношениях с ними. По мнению Бомринд (Baumrind D., 1975), многие либеральные родители так увлекаются демонстрацией «безусловной любви», что перестают выполнять непосредственно родительские функции, в частности, устанавливать запреты для своих детей. Дети либеральных родителей склонны потакать своим слабостям, импульсивны и нередко не умеют вести себя на людях. В некоторых случаях они становятся активными, решительными и творческими людьми.

4. Индифферентный стиль родительского поведения по Маккоби и Мартин, отличается низким контролем за поведением детей и отсутствием теплоты и сердечности в отношениях с ними. Родители, которым свойственен индифферентный стиль поведения, не устанавливают ограничений для своих детей либо вследствие недостатка интереса и внимания к детям, либо вследствие того, что тяготы повседневной жизни не оставляют им времени и сил на воспитание детей. Если безразличие родителей сочетается с враждебностью (как у отвергающих родителей), ребенка ничто не удерживает оттого, чтобы дать волю своим самым разрушительным импульсам и проявить склонность к делинквентному поведению. На основе анализа специализированной литературы было установлено, что основные общепризнанные классификации стилей общения основаны на факторе контроля родителей, взаимодействия в системе детско-родительских отношений и особенностей его проявления.

А.Л. Венгер дал определение самому понятию «стиль воспитания» - это система взаимоотношений, характеризуемая степенью контроля, заботы и опеки, теснотой эмоциональных контактов между родителями и ребенком, характером руководства поведения ребенка со стороны взрослых, количеством запретов [цит. по 3, с. 16].

Но стоит отметить, что специалисты при изучении особенностей в различных семьях выявили взаимосвязь между формированием личности ребенка и стилем семейного общения, взаимодействия в семье.

Основываясь на данном тезисе, было инициировано исследование практического характера с целью изучения особенностей взаимосвязи стилей семейного воспитания и психоэмоционального состояния воспитанников, в частности проявления уровня агрессии, тревожности и страхов [2, с. 55].

Задачами практического исследования были:

1. Исследование стиля, типа семейного воспитания с целью выявления и определения основных проблем внутрисемейного характера.

2. Изучение наличия (отсутствия) взаимосвязи между стилем семейного воспитания и уровнем развития воспитанников.

Была выдвинута гипотеза о том, что существует взаимосвязь между стилем семейных взаимоотношений и  уровнем развития воспитанников.

Объектом исследования выступали воспитанники ДОУ и их законные представители. Предметом исследования стало изучение стиля и типа семейного воспитания, личностные характеристики испытуемых.

Исследование проходило на базе МКДОУ детский сад № 22 «Улыбка» х. Красный Пахарь Минераловодского района Ставропольского края. Мы предположили, что стиль семейного воспитания оказывает непосредственное влияние на уровень психоэмоционального развития воспитанников, в частности на уровень тревожности, агрессии и страха.

Исследование было проведено в 3 основных этапа.

1 этап. Работа с родителями воспитанников.

1.1. Проведение беседы с матерями воспитанников с целью определения направленности взаимоотношений, в которой главными вопросами являлись:

- выявление проблем в процессе семейного воспитания дошкольников;

- изучение уровня взаимопонимания и взаимодействия в семье (совместная деятельность, досуг);

- определение стиля семейного воспитания.

1.2. Выявление стиля семейных взаимоотношений с помощью опросника АВС «Анализ семейных взаимоотношений» Э.Г. Эйдемиллера, В.В. Юстица. Предназначен для анализа семейного воспитания и причин его нарушения.

1.3. Выявление стиля семейного воспитания с помощью теста «Стратегии семейного воспитания» С. Степанова.

2 этап. Работа с воспитанниками ДОУ.

2.1. Определение уровня агрессии с помощью проективной методики Исламова А.Г «Несуществующее животное»;

2.2. Определение уровня тревожности с помощью теста Р. Тэммла, М. Дорки, В. Амена;

2.3. Определение уровня страхов по методике А.И. Захарова;

2.4. Определение уровня психоэмоционального состояния воспитанников по методике Зинкевич-Евстегнеевой «Волшебная страна чувств» [4, с. 87, 196, 208]

3 этап. Обработка полученных результатов.

В ходе проведенного исследования были сделаны следующие выводы:

1. По итогам беседы было выявлено, что у 100% родителей было определено наличие объективных проблем в формировании внутрисемейных детско-родительских отношений, при этом 75% (45 чел.) родителей из общего числа указали на отсутствие должного взаимодействия и взаимопонимания в связи с отсутствием свободного времени (наличие других младших детей, особенности и график работы);

2. Интересным оказался выявленный факт, что 75% родителей указало на отсутствие взаимодействия, которое проявляется лишь во время основных режимных моментов (сна, приема пищи, просмотра телевизора).  И лишь у 25% (15 чел.) была выявлена тесная взаимосвязь, которая проявляется в совместных досугах, путешествиях;

3. Анализ результатов теста («Стратегии семейного воспитания») С. Степанова позволил выявить специфику стилей семейного воспитания. У 50% родителей был определен авторитарный стиль воспитания, у 30% - либеральный и по 10% - авторитетный и индифферентный;

4. Опросник АВС «Анализ семейных взаимоотношений» Э.Г. Эйдемиллера, В.В. Юстица позволил выделить специфику семейных взаимоотношений каждой семьи для коррекционной работы в рамках семейного консультирования;

5. При выявлении уровня тревожности, агрессии, страха и особенностей психоэмоционального состояния воспитанников у 75% (45 чел.) был выявлен повышенный уровень указанных личностных характеристик. И только у 25% воспитанников было выявлено стабильное психоэмоциональное состояние, в рамках установленной нормы;

6. Была выявлена взаимосвязь между стилем семейного воспитания и уровнем психоэмоционального развития воспитанников; у воспитанников в семьях, которых стиль воспитания характеризуется как индифферентный и авторитарный показатели по таким критериям как уровень страха, агрессии, тревожности значительно выше нормы и характеризуют их как эмоционально-нестабильных детей. Наоборот, дело обстоит с авторитетным и либеральным стилем семейного воспитания – показатели у воспитанников данной группы находятся в пределах нормы, а дети характеризуются как эмоционально-стабильные.

Проведенное исследование имеет практическое значение для научного обоснования инновационных методов работы в системе семейного консультирования, более эффективных методов взаимодействия в системе детско-родительских отношений в семьях и образовательных учреждениях.

 

Список литературы:
1. Бодалев А.А. Личность и общение. - М.: Педагогика, 2003. – 272 с. 
2. Зайцев Д.В. Социокультурный анализ современных семей разных типов: сравнительный анализ / Д.В. Зайцев, О.В. Зайцева // Вестник психосоциальной и коррекционно - реабилитационной работы. - 2005. - № 4. - С. 55. 
3. Кузьмишина Т.Л. Стили семейного воспитания: отечественная и зарубежная классификация / Т.Л. Кузьмишина, Е.С. Амелина, А.А Пермякова, Е.А Хохлова // Современная зарубежная психология. - 2014. - № 1. - С. 16-25 
4. Мухина В. С. Психология дошкольника.- М. Просвещение, 2007. – 296 с.
5. Общение детей в детской саду и семье / Под. ред. Т А. Репиной, Р Б. Стеркиной. - М.: Педагогика, 2000. – 386 с. 
6. Орлова А. В. Влияние стиля семейного воспитания на развитие личности детей дошкольного возраста/ А. В. Орлова // Международный научно-исследовательский журнал. - 2017. - № 08 (62) Часть 2 . - С. 111-114.  
7. Седова Л. Н. Теория и методика воспитания: Конспект лекций / Л. Н. Седова, Н. П. Толстолуцких . - М. : Высшее образование, 2006. - С. 4 
8. Спирева Е.Н. Стиль семейного воспитания и личностные особенности родителя / Е.Н. Спирева, А.Г. Лидерс // Семейная психология и семейная терапия. - 2001. - № 4. - С. 32 - 34