Статья:

Развитие интеллектуальных способностей несовершеннолетних посредством цифровизации образовательной среды

Конференция: XLIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Педагогическая психология

Выходные данные
Севостьянова Л.И. Развитие интеллектуальных способностей несовершеннолетних посредством цифровизации образовательной среды // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XLIII междунар. науч.-практ. конф. — № 9(43). — М., Изд. «МЦНО», 2020. — С. 11-15.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Развитие интеллектуальных способностей несовершеннолетних посредством цифровизации образовательной среды

Севостьянова Любовь Ивановна
студент Кемеровского государственного университета, РФ, г. Кемерово

 

Данная тема исследования особенно актуальна, в связи с тем, что школа в период пандемии коронавирусной инфекции вынуждена была перейти на дистанционное обучение.  Проблемой исследования является определение влияние цифровой среды на качество образования и как следствие развитие интеллектуальных способностей подростков.

Разработанный Министерством просвещения Российской Федерации совместно с Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций проект постановления Правительства «О проведении в 2020–2022 годах эксперимента по внедрению целевой модели цифровой образовательной среды» – часть глобальной работы в рамках нацпроекта «Образование» проекта «Цифровая образовательная среда», позволяющей существенно расширить доступ учащихся к качественным программам обучения, при этом данные решения не подразумевают ухода от традиционных занятий в школах.

В соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании", образовательное учреждение самостоятельно в использовании и совершенствовании методик образовательного процесса и образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий.

Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника (статья 32 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992г. №3266-1 «Об образовании»).

Целью использования дистанционных образовательных технологий образовательными учреждениями является предоставление обучающимся возможности освоения образовательных программ непосредственно по месту жительства обучающегося или его временного пребывания (нахождения).

Дети смогут ходить в школу с учетом эпидемиологической ситуации в стране. Данный проект решает техническую сторону оснащения шкоᡃл и колледжей современной техникой и программным обеспечением, а также позволяет быть на связи с остальными участниками цифровой образовательной среды онлайн.

Данная целевая модель направлена на развитие и регулирование образования, включая общее, среднее профессиональное и дополнительное профессиональное, путем использования электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, позволяющих в полном объеме обучающимся получать знания независимо от их местонахождения.

Государственные и муниципальные общеобразовательные организации регионов-участников будут обеспечены «высокоскоростным доступом к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» со скоростью не менее 100 Мб/с для городской местности и не менее 50 Мб/с для сельской местности». А также российские школы будут оснащены «средствами вычислительной техники, программным обеспечением и презентационным оборудованием» [5, 8].

Период пандемии весной 2020 года в Российской Федерации указал на необходимость срочного перехода к дистанционному обучению, посредством выстраивания индивидуальных маршрутов обучения, управления результатами обучения.

Цифровизация образовательной среды, применяемая в повседневном обучении, позволеют выбирать темп освоения программы, методы и формы обучения.

На сайте Министерства просвещения размещен список общедоступных образовательных онлайн-платформ. Данный список постоянно расширяется.

Учащиеся и педагоги благодаря цифровой образовательной среде получают свободный доступ к набору электронных образовательных сайтов и сервисов, способствующих расширению и углублению предметных знаний; цифровые решения, позволяющие ребенку, по каким-либо длительным причинам не имеющему возможности посещать школу (болезнь или иное), быть на связи с классом и учителем во время урока; возможность видеотрансляции для распространения лучших уроков и занятий; автоматизацию процессов внутри школы для разгрузки педагогов от излишней бумажной работы с отчетами.

Не смотря на многие положительные стороны дистанционного обучения, остается открытым вопрос о влиянии цифровой среды на качество образования и как следствие на развитие интеллектуальных способностей подростков.

Под понятием интеллект обычно подразумевают (англ. intelligence ; от лат. intellectus – понимание, познание):

«1) общая способность к познанию и решению проблем , определяющая успешность любой деятельности  и лежащая в основе др. способностей;

2) система всех познавательных (когнитивных) способностей индивида: ощущения, восприятия, памяти, представления, мышления, воображения;

3) способность к решению проблем без проб и ошибок «в уме». Понятие «Интеллект» как общей умственной способности применяется в качестве обобщения поведенческих характеристик, связанных с успешной адаптацией к новым жизненным задачам.

Р. Стернберг выделил 3 формы интеллектуального поведения:

1) вербальный интеллект (запас слов, эрудиция, умение понимать прочитанное);

2) способность решать проблемы;

3) практический интеллект (умение добиваться поставленных целей  и пр.).

В начале XX в. интеллект рассматривался как достигнутый к определенному возрасту уровень психического развития, который проявляется в сформированности познавательных функций, а также в степени усвоения умственных умений  и знаний». [8, 244].

Сегодня большинство исследователей сходятся на том, что общий интеллект существует как универсальная психическая способность. По мнению Айзенка, в его основе лежит генетически детерминированное свойство нервной системы, определяющее скорость и точность переработки информации. В связи с успехами в развитии кибернетики, теории систем, теории информации, искусственного ителлекта и др. наметилась тенденция понимать интеллект как познавательную деятельность любых сложных систем, способных к обучению, целенаправленной переработке информации и саморегулированию[8, 245].

Чтобы развивать интеллект, нужно тренировать память, внимательность и логическое мышление, умение анализировать и многое другое.

Как дистанционное обучение отразилось на знаниях школьников, выяснится после Всероссийских проверочных работ. Кроме того, для оценки эффективности школьного обучения, посредством цифровизации образовательной среды  можно использовать групповой интеллектуальный тест (ГИТ), или тест структуры интеллекта Амтхауэра.

 

Список литературы:

  1. 1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2020);
    2. Указ Президента РФ от 07.05.2018 N 204 (ред. от 21.07.2020) «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;
    3. Письмо Минобрнауки России от 10.12.2012 №07-832 «О направлении методических рекомендаций по организации обучения на дому-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий»;
    4. Распоряжение Правительства РФ от 07.09.2010 №1507-р (ред. от 05.12.2011) «О реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» (вместе с «Планом действий по модернизации общего образования на 2011 - 2015 годы»);
    5. Приказ Министерства просвещения РФ от 2 декабря 2019 г. №649 “Об утверждении Целевой модели цифровой образовательной среды”;
    6. "План деятельности Министерства просвещения Российской Федерации на период с 2019 по 2024 год" (утв. Минпросвещения России 29.01.2019 №ОВ-2/02вн) (вместе с "Планом-графиком мероприятий Министерства просвещения Российской Федерации по реализации документов стратегического планирования на 2019 - 2024 годы", утв. Минпросвещения России 29.01.2019);
    7. Борисова Е.М., Логинова Г.П. «Диагностика умственного развития на основе качественного анализа теста»// Вопросы психологии, №2, 1986г. Руководство к применению группового интеллектуального теста (ГИТ) для младших подростков. М.1993г.;
    8. Козловская Т.Н. Психология [Электронный ресурс]: учебное пособие для СПО/ Козловская Т.Н., Кириенко А.А., Назаренко Е.В.- Электрон. текстовые данные.- Саратов: Профобразование, 2020.-343c.- Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/92156.html.- ЭБС «IPRbooks»;
    9. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь./Б.Г. Мещеряков и В.П. Зинченко – М.: АСТ; СПб.: Прайм-Еврознак, 2007.-490с.;
    10. Ушаков Д.В. Психология интеллекта и одаренности [Электронный ресурс]/ Ушаков Д.В.-Электрон. текстовые данные.- Москва: Издательство «Институт психологии РАН», 2019.-464 c. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/88374.html.-ЭБС «IPRbooks»;
    11. Холодная М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / М.А. Холодная. – 3-е изд., перераб. И доп.-М: Издательство Юрайт, 2019 – 334с.