Статья:

ВЫБОР ПАРТНЕРА ДЛЯ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ЗРЕЛОМ ВОЗРАСТЕ

Конференция: LVIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Социальная психология

Выходные данные
Извекова Л.И., Великанова А.С. ВЫБОР ПАРТНЕРА ДЛЯ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ЗРЕЛОМ ВОЗРАСТЕ // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам LVIII междунар. науч.-практ. конф. — № 2(58). — М., Изд. «МЦНО», 2022. — С. 48-54.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ВЫБОР ПАРТНЕРА ДЛЯ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ЗРЕЛОМ ВОЗРАСТЕ

Извекова Людмила Ивановна
студент, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, РФ, г. Белгород
Великанова Александра Сергеевна
доц., канд. психол. наук, доц. кафедры возрастной и социальной психологии, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, РФ, г. Белгород

 

Аннотация. В статье рассматривается проблема выбора партнера для построения семейных отношений в зрелом возрасте. Анализируются связь семейных взаимоотношений и их влияние на формирование зрелой личности.

 

Ключевые слова: семейные отношения; зрелый возраст; партнер; неполная семья; воспитание; психосексуальное развитие.

 

В настоящее время в научных исследованиях все больше внимания уделяется проблемам семейных отношений. С самого раннего детства первостепенное влияние на развитие личности ребенка, становление его представлений о партнерских отношениях оказывают особенности семейного уклада, взаимоотношения между родителями и личностный ресурс семьи. Личностные ресурсы определяются как составом семьи, так и характеристиками отца и матери в таких жизненных сферах, как здоровье, характер, уровень образования, увлечения, ценностные ориентации, социальные установки и статусы.

Большинство людей изначально стремятся к созданию идеальных семейных отношений, в которых царят гармония, взаимоуважение и любовь. Но, к сожалению, далеко не все партнерские отношения стабильны и долговечны. Расставание и развод – верные спутники неудовлетворенных пар.

Цель статьи – теоретическая, нам необходимо выявить основные закономерности выбора партнера для семейных отношений в зрелом возрасте, для того чтобы создать макеты правильного построения отношений и в дальнейшем снизить уровень разводов по стране в целом. Проблема заключается в самом выборе партнера для построения семейных отношений. Мы должны разобраться, на что опирается человек, по каким принципам выбирает пару и что может повлиять на его решение.

Для изучения вопроса о выборе партнера для семейных отношений мы выбрали возрастную категорию зрелого возраста.

Б.Г. Ананьев описывает период взрослости, к нему он относит промежуток жизни человека от 18 до 60 лет. Он делит его на три периода: раннюю взрослость (18–25 лет), среднюю взрослость (26–46 лет) и позднюю взрослость (47–60 лет). У Г. Крайг имеются те же периоды, но с иными возрастными границами (21–40, 41–60 и 60–65 лет до смерти). Расширение границ связано, очевидно, с увеличением продолжительности жизни людей в последние десятилетия. Мы будем придерживаться периодов, которые определил В.В. Бунак: женщины – от 20 до 30 лет, мужчины – от 25 до 35 лет [2].

Зрелость – это этап вступления во взрослость, который характеризуется достижением пика биологического созревания организма, оптимизмом молодых людей, планированием ими своего личного и профессионального будущего, достижением возраста гражданской зрелости, изменением социальных ролей, часто разлукой с родительским домом.

Каждый человек при построении серьезных, глубоких отношений сталкивается с внутренним сценарием, заложенным в детстве родителями, и именно на этой начальной стадии возникает проблема выбора партнера для семейных отношений. Случается так, что бесконечное количество попыток снова и снова заканчиваются неудачей и человек оказывается в одиночестве. Чтобы разрешить ситуацию, люди часто обращаются к психологу.

Перед психологами встают вопросы о причинах неудач в личной жизни человека и о том, как помочь построить крепкий союз сформировавшейся личности. Чтобы найти ответы на вопросы, необходимо понять, как происходит выбор партнера и какие существуют механизмы построения партнерских взаимоотношений. На что же в первую очередь ориентируется человек, совершая выбор партнера?

Специалисты в разных областях науки выдвигают различные теории. Например, ученые-биологи считают, что в основе любви лежат инстинкты, т.е. выбор партнера основан на генетическом уровне: чем здоровее, красивее и обеспеченней партнер, тем лучше он подходит для продолжения рода.

Представители зарубежной социальной психологии считают, что, кроме здоровья, красоты и богатства, для человека в его избраннике также важен целый комплекс свойств. Теория «биржевого обмена» в социальной психологии гласит, что человек выбирает для себя такого партнера, которого считает эквивалентным себе. По мнению К. Мелвилла, процесс выбора партнера можно сравнить с торговой сделкой: происходит обмен ценностями между двумя людьми, при этом учитываются такие характеристики, как возраст, внешность, личностные качества, образование, социальное происхождение и экономическое положение [7].

Л. Най, Е. Берардо, Дж. Боссард, сторонники теории гомогамии, считают, что человек скорее выбирает партнера, обладающего схожей с ним «социальной ценностью». Следовательно, в число возможных избранников входят люди, обладающие одинаковыми характеристиками, которые имеют первостепенное значение (раса, вероисповедание, социальный класс, близость по возрасту, образовательному уровню, брачному статусу, территориальная близость проживания).

Р. Уинчем была разработана теория комплементарных потребностей, согласно которой на уровне личностных характеристик людей притягивают противоположности [6].

Б.Б. Адамс, который изучал на протяжении 6 месяцев прочные студенческие пары, установил, что первичное влечение основано скорее на внешних особенностях, таких как физическая привлекательность, уравновешенность, общительность и общие интересы.

Теория «стимул – ценность – роль», сформулированная Мерстейном, предполагает, что выделяются три основных последовательных этапа выбора партнера. На каждой ступени развития взаимоотношений партнеров прочность отношений зависит от так называемого равенства обмена. Происходит учет плюсов и минусов каждого партнера, в результате чего устанавливается некоторый баланс позитивных и негативных характеристик каждого [4].

Также существуют такие теории, как «Теория круговой любви» (Рейс), теория «фильтров» (А. Керкгоффа и К. Дэвиса).

По мнению З. Фрейда, благодаря сложному бессознательному процессу дети могут переносить любовь, испытываемую ими к родителю противоположного пола, на другие, общественно одобряемые объекты – на своих потенциальных партнеров. Поэтому многие мужчины хотели бы встретить женщину, похожую на их мать, а женщины – мужчину, похожего на отца [8].

Повседневно наблюдая за достаточно большим количеством пар, можно заметить, что в разных отношениях проскальзывают моменты из всех вышеперечисленных теорий. Следовательно, невозможно написать пособие по выбору партнера для семейных отношений, которое содержало бы четкие правила и наставления. Теория З. Фрейда наиболее актуальна в современном мире, но следует рассмотреть ее намного шире. Действительно, с рождения и до полного становления личности родители подают определенный пример того, каким должен быть муж или жена. Но, помимо этого, родители задают программу или, иными словами, закладывают сценарий дальнейшей жизни ребенка. Сценарий может быть как положительным, так и отрицательным. Так утверждает Эрик Берн в своей книге «Люди, которые играют в игры». Мы можем предположить, что человек будет искать будущего партнера, который совпадет с его сценарием, необязательно обладающего схожестью с его родителем. Также, исходя из стадий психосексуального развития по Фрейду, мы можем наблюдать анатомически взрослого, сформировавшегося человека, а по психологическим данным наблюдать задержки на различных этапах.

Люди, задержавшиеся на определенной психологической стадии, будут искать человека, который будет подпитывать недостающие элементы, а люди, которые должным образом прошли все стадии, будут делать осознанный, обдуманный выбор, опираясь на свои личные побуждения.

Итак, на данном этапе мы уже имеем три составляющие, по которым сможем анализировать, на что опирается человек в зрелом возрасте, выбирая партнера для семейных отношений. Во-первых, в какой семье был рожден ребенок (полная, неполная), во-вторых, на каком психосексуальном уровне развития находится пациент (5 стадий по З. Фрейду), и, в-третьих, какой жизненный сценарий проживает (Победитель, Непобедитель, Неудачник).

Разберем каждую составляющую по отдельности.

1. Особенности семейного воспитания в полной и неполной семьях

Рассмотреть влияние семейного воспитания можно на примере воспитания в полной и неполной семьях. Полная семья состоит из родителей и одного или нескольких детей. Неполная семья – семья, состоящая из: женщины, которая родила детей вне брака и в браке не находится; вдов и вдовцов, которые не вступили в новый брак. Также это семья, состоящая из отца и матери, которые проживают раздельно в связи с расторжением брака; одиноких людей, которые усыновили детей. Острой социальной проблемой на сегодняшний день является увеличение распада семей.

К сожалению, в большинстве случаев специфика жизнедеятельности неполных семей негативно сказывается на воспитании ребенка – это деформации его морально-эмоционального развития, замкнутость, эгоизм, недисциплинированность, равнодушие, уменьшение круга знаний, интересов, увлечений и умений, сужение сферы и вида взаимоотношений и общения [9].

В неполной семье должным образом не реализуется функция социализации, так как, осваивая роль семьянина, ребенок лишен положительного образца.

Плюсы отцовского воспитания состоят в том, что у детей развиваются ответственность и требовательность к себе и другим, происходит формирование таких положительных качеств, как мужество, упорство, решительность, трудолюбие, инициативность, воспитание чувства ответственности перед семьей, родными, обществом, уважения к матери, женщине, маленьким детям, готовности защищать их и свое достоинство [1].

Всего этого могут быть лишены дети, воспитывающиеся в материнской семье, и, как следствие, у них возникают отклонения в психическом развитии и восприятии семьи как ячейки общества. В сознании девочек может закладываться искаженное представление о мужчинах, это может быть вызвано неприязненным отношением матери к бывшему мужу.

Чаще возникают материальные проблемы в неполной семье, они отражаются на хозяйственно-организаторской функции, но более опасно то, что возникает дефицит настоящих, полноценных семейных отношений. Если причиной неполноты является развод, то дети стремятся не быть похожими на своих родителей, в большей степени слушают советы друзей, а не родителей, или же, наоборот, принимают важные решения независимо от советчиков. Таким образом, можно говорить о феномене социального одиночества, следствием которого является низкий уровень общественной активности. Воспитание в неполной семье не всегда способствует появлению каких-либо отклонений в поведении или развитии ребенка. Дело в том, что процесс возделывания личности в таких условиях протекает труднее и напряженнее, могут возникнуть проблемы, которые требуют внимания и отклика как со стороны ребенка, так и со стороны взрослого. Есть много случаев, когда в неполной семье царит благоприятная психологическая обстановка, которая не затрудняет формирование личности ребенка.

2. Психосексуальное развитие по Фрейду

В психоанализе психосексуальное развитие объясняется на языке изменений в биологическом функционировании индивидуума. Опыт человека на каждом этапе оставляет свой отпечаток в виде установок, черт личности и ценностей, приобретенных в соответствующей фазе.

Фрейд выделил 5 стадий психосексуального развития личности:

Оральная (0–18 мес.).

Главная задача, стоящая перед младенцем в течение орально-зависимого периода, состоит в закладке основных установок: зависимости, независимости, доверия и опоры в отношении других людей. Изначально ребенок не в состоянии отличить собственное тело от материнской груди, и это дает ему возможность чувствовать нежность и любовь по отношению к самому себе.

Анальная (18 мес. – 3 года).

Фрейд был убежден, что способ, каким родители приучают ребенка к туалету, оказывает влияние на его более позднее личностное развитие. Все будущие формы самоконтроля и саморегуляции берут начало в анальной стадии.

Фаллическая (3–6 лет). Эдипов комплекс. Комплекс Электры.

У женщин фаллическая фиксация, как отмечал Фрейд, приводит к склонности флиртовать, обольщать, а также к беспорядочным половым связям, хотя они могут иногда казаться наивными и невинными в сексуальном отношении.

Неразрешенные проблемы Эдипова комплекса расценивались Фрейдом как основной источник последующих невротических моделей поведения, особенно имеющих отношение к импотенции и фригидности.

Латентная (6–12 лет).

В этот период ребенка интересуют различные интеллектуальные занятия, спорт, общение со сверстниками. Латентный период можно рассматривать как время подготовки к взрослению, которое наступит в последней психосексуальной стадии.

Генитальная (период полового созревания и до 22 лет).

Последняя стадия психосексуального развития – генитальная, которая формирует в человеке его отношение к партнеру, выбор стратегии поведения в сексуальных отношениях [8].

3. Жизненный сценарий Э. Берн

Сценарий обычно охватывает всю жизнь человека. Он основывается на решениях, принятых в детстве, и на родительском программировании, которое беспрестанно подкрепляется. Наверное, можно считать одним из основных правил такое: в сценарии победителя выигрыш предопределяется заботливым Родителем через антисценарные лозунги. Непобедитель получает свой выигрыш от строгого Родителя посредством предписаний. Неудачника же приводят на тропу расплаты провокации сумасшедшего внутреннего Ребенка его родителей, предписания, соблазняющие собственного саморазрушительного «демона» человека [3].

Подведем итоги: для того чтобы сделать правильный выбор партнера для семейных отношений, необходимо определить все три составляющие и вычленить проблемные места, пробелы в жизни человека. Только решив проблемы взросления, учтя ошибки воспитания, избавившись от антисценария, можно построить счастливые отношения, где будут царить равновесие и гармония. Для того чтобы определить болезненные места, психологу необходим набор инструментов психотерапии, где постепенно, не нанося большего вреда пациенту, учитывая его психологическое состояние, будет произведен анализ его жизни. Психолог, чтобы добиться результата, может использовать различные виды психотерапии, такие как: психоанализ; аналитическая психология, психодрама, гештальт-терапия, экзистенциальный анализ, нейролингвистическое программирование (НЛП), клиент-центрированная терапия, эриксоновский гипноз, транзактный анализ. Используя разные методы, специалист сможет выявить проблему и помочь человеку стать зрелой личностью, подскажет, на что необходимо опираться в выборе идеального партнера и по каким принципам строить крепкие семейные отношения.

 

Список литературы:
1. Александрова Т.В., Костина Л.М. Семейные установки взрослых в связи с их детскими воспоминаниями о родительской семье // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2018. – Т. 7, № 4 (25).
2. Ананьев Б.Г. К постановке проблемы развития детского самосознания // Избр. психол. тр. Вып. 2. – М., 1980. – Т. 2. – С. 103–127.
3. Берн Э. Люди, которые играют в игры. – М., 2020. – 604 с.
4. Галимзянова М.В. Отношения в родительской семье и выбор партнера // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 12. – 2009. – Вып. 2. – Ч. I. 
5. Кернберг О.Ф. Отношения любви: норма и патология. – М., 2004. – 256 с.
6. Крайг Г. Психология развития. – СПб., 2002.
7. Меквилл К. Брак и семья. – Нью-Йорк, 1977.
8. Фрейд З. Я и Оно: Сочинения. – Харьков, 1998. – 1040 с.
9. Чечет В.В. Педагогика семьи : учеб. пособие. – Минск : БГПУ, 2015. – 176 с.
10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/emotsionalnye-perezhivaniya-svyazannye-s-sobytiyami-detstva-i-partnerskimi-otnosheniyami.
11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/semeynye-ustanovki-vzroslyh-v-svyazi-s-ih-detskimi-vospominaniyami-o-roditelskoy-semie.