ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Секция: Административное право; административный процесс

CI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
THE MAIN DIRECTIONS OF ADMINISTRATIVE REFORM OF THE CIVIL SERVICE OF THE RUSSIAN FEDERATION
Nikolay Sokolov
Postgraduate student, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education Sevastopol State University, Russia, Sevastopol
Аннотация. Статья посвящена анализу административно-правовых особенностей и направлений комплексного реформирования государственной службы в Российской Федерации. Показано, что концептуальной основой институционального совершенствования системы публичного управления выступает принцип единства публичной власти, создающий необходимые предпосылки для унифицированного внедрения эффективных управленческих инструментов и механизмов.
Abstract. The article is devoted to the analysis of administrative and legal features and directions of comprehensive reform of the civil service in the Russian Federation. It is shown that the conceptual basis for the institutional improvement of the public administration system is the principle of unity of public authority, which creates the necessary prerequisites for the unified implementation of effective management tools and mechanisms.
Ключевые слова: публичное управление, административная реформа, государственная служба, эффективность государственного управления, публично-правовые отношения, принципы государственного управления, конституционные ценности, органы государственной власти, государственная служба.
Keywords: public administration, administrative reform, public service, efficiency of public administration, public law relations, principles of public administration, constitutional values, public authorities, civil service.
Исходя из подобной концепции конституционного содержания взаимоотношений в системе координат «народ – государственный аппарат», можно сделать вывод о конституционной детерминации целей и задач функциональной деятельности публичных институтов интересами общества, воплощенными в конституционных нормах ценностного характера.
Конституционные ценности, выступающие основой организации и деятельности публичных институтов, имеют ряд уникальных особенностей, определяющих их исключительное место, среди которых, согласно систематизации, проведенной В.И. Круссом, их:
а) абсолютный характер, т.е. неподверженность оценочным представлениям отдельных субъектов правовых отношений, включая государственных служащих;
б) «предельность», т.е. обладание наивысшей юридической силой; в) объективность, отображающая реально им присущее жизненно важное значение для общества и государства, а также обусловленность мировоззрением конкретного социума на ключевые вопросы общественной жизнедеятельности; г) предопределяющее значение для формирования правоприменительной практики;
д) нормативность, т.е. формально-юридический характер, придаваемый объективно существующим ценностям общества в процессе их конституционализации [3, с. 155].
Именно нормативность, обладающая высшей юридической силой и силой прямого действия в иерархии источников права, на которую совершенно справедливо обращал внимание Н.В. Витрук при введении в научный оборот уточняющего таксономического предиката «правовая конституция» [1, с. 113], позволяет конституционным нормам выполнять связующую роль в системе правового регулирования реформирования системы публичной власти.
В свою очередь, реформирование публичных институтов, включая имеющий ключевое значение для практической эффективности публичного управления институт государственной службы, на концептуальном уровне должно быть направлено на изменение баланса внутриорганизационной (бюрократической) деятельности и непосредственной реализации функций государства в конституционно гарантированных интересах общества и составляющих его конкретных граждан в пользу последней, поскольку самоорганизация является обеспечительной, второстепенной формой деятельности, направленной на создание условий для достижения желаемого внешнего эффекта управленческих усилий.
Ключевым изменением в исследуемой сфере стало конституционное закрепление принципа единства системы публичной власти в Российской Федерации, построенной на взаимодействии органов местного самоуправления и органов государственной власти для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории (ч. 3 ст. 132 Конституции РФ [2].
Формулировка цитируемого основополагающего конституционного положения в действующей редакции дает возможность формально-юридически, а не умозрительно, выделить конституционно-правовые принципы (ориентиры) реформирования институтов публичного управления, основанные на желаемой оптимальной модели их организации и деятельности:
а) единство системы публичной власти, состоящей из органов государственной власти и органов местного самоуправления, выражающееся в общности их целей и задач, а также программируемых результатов реализации определенных функций государства (системно-структурный принцип); б) институциональное взаимодействие всех органов публичной власти, сочетающие в себе субординационный (вертикальный) и координационный (горизонтальный) подходы (праксиологический принцип);
в) эффективность публичного управления в реализации функций государства как главный критерий его комплексной оценки (функциональный принцип);
г) обеспечение интересов населения (общества) как безусловный ценностный приоритет деятельности всей единой системы публичной власти, определяющий показатели ее результативности (аксиологический принцип).
На уровне административного реформирования системы публичной власти трансформационные изменения, объединенные общим стратегическим вектором, направлены на модернизацию государственного аппарата как институционального функционального «ядра» публичного управления.
В целом, в результате проведенного исследования можно сделать следующие обобщающие выводы относительно проблем и перспектив реформирования институтов публичного управления в Российской Федерации на современном этапе:
а) концептуальные основы реформирования институтов публичного управления детерминируются конституционным положением о единстве системы публичной власти как способе обеспечения приоритета интересов общества в деятельности государственных и муниципальных органов;
б) административное реформирование институтов публичного управление включает в себя технологические, институциональные и кадровые компоненты, взаимосвязь и комплексность которых позволяет достичь совокупного желаемого эффекта проводимых трансформационных преобразований; в) цифровизация (цифровая трансформация) государственной службы является важнейшей задачей на современном этапе их административного реформирования, охватывая не только «сервисную» сферу государственных и муниципальных услуг, но и весь внутриорганизационный механизм органов государственной власти и местного самоуправления.
