Статья:

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ И ЭКСТРЕМИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Конференция: LXXXVI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Судебная деятельность; прокурорская деятельность; правозащитная и правоохранительная деятельность

Выходные данные
Надворная А.А., Гусева Е.Д. ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ И ЭКСТРЕМИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам LXXXVI междунар. науч.-практ. конф. — № 3(86). — М., Изд. «МЦНО», 2024.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ И ЭКСТРЕМИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Надворная Анастасия Андреевна
старший преподаватель кафедры гражданского и предпринимательского права, ФГБОУ ВО «Донецкая академия управления и государственной службы», Украина, г. Донецк
Гусева Елизавета Дмитриевна
обучающаяся 3 курса, ФГБОУ ВО «Донецкая академия управления и государственной службы», Украина, г. Донецк

 

Аннотация. Проблемы правового регулирования террористической и экстремистской деятельности в образовательных учреждениях являются актуальной темой в современном обществе. В данной работе анализируются основные причины возникновения и распространения подобного рода явлений в образовательных учреждениях, предлагаются меры по их предотвращению и пресечению. Также рассматривается действующее законодательство, которое регулирует данную сферу, и выявляются недостатки в его действии.

 

Ключевые слова: проблемы, правовое регулирование, террористическая деятельность, экстремистская деятельность, образовательные учреждения, безопасность, законодательство, превентивные меры, информационная безопасность, мониторинг, взаимодействие, обучение, сотрудничество.

 

Проблемы правового регулирования террористической и экстремистской деятельности в образовательных учреждениях связаны с трудностями выявления и пресечения подобных актов на ранней стадии, а также с обеспечением безопасности обучающихся. Недостаточная информационная безопасность, отсутствие эффективной сети мониторинга и анализа угроз, а также сложности во взаимодействии между различными органами надзора и контроля также являются серьезными проблемами [2, с. 37].

Для эффективного противодействия терроризму и экстремизму в образовательных учреждениях необходимо разработать более строгие и комплексные законы, усилить меры безопасности, а также повысить информированность в структурах образования в рамках противодействия экстремизму и терроризму.

Проблемы правового регулирования террористической и экстремистской деятельности в образовательных учреждениях могут включать в себя следующие аспекты:

1. Недостаточная четкость и полнота законодательства в отношении предотвращения и пресечения террористических и экстремистских проявлений в образовательных учреждениях.

2. Затруднения в обнаружении и реагировании на подобные акты на ранних стадиях из-за отсутствия эффективных механизмов контроля и мониторинга.

3. Недостаточное взаимодействие между различными службами и организациями, ответственными за обеспечение безопасности и предотвращение террористической и экстремистской деятельности.

4. Проблемы повышения квалификации научно-педагогических работников образовательных учреждений по вопросам противодействия экстремизму и терроризму.

5. Недостаток информационной безопасности и защиты данных, что может способствовать распространению экстремистской и террористической пропаганды среди студентов и преподавателей.

6. Необходимость совершенствования законодательства и внедрения дополнительных мер безопасности для защиты учащихся и преподавателей образовательных учреждений от потенциальных угроз [3, с. 71].

Подобные проблемы требуют комплексного подхода и координированных усилий со стороны законодателей, правоохранительных органов, образовательных учреждений и общественности для обеспечения безопасной образовательной среды.

Правовое регулирование террористической и экстремистской деятельности в образовательных учреждениях играет ключевую роль в обеспечении безопасной образовательной среды.

В Российской Федерации существует ряд нормативных правовых актов, регулирующих борьбу с терроризмом и экстремизмом в образовательных учреждениях, например:

- Федеральный закон «О противодействии терроризму» [8];

- Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» [7];

- Приказы и методические указания Минобразования России по обеспечению безопасности в образовательных учреждениях [5, с. 65].

Вышеупомянутые нормативные акты устанавливают правила и требования, направленные на предотвращение, выявление и пресечение актов терроризма и экстремизма в образовательных учреждениях. Они регламентируют процедуры для обучения научно-педагогического состава, контроль над содержанием образовательного процесса, меры безопасности и сотрудничество с правоохранительными органами [6, с. 102].

Однако, недостатком может быть неоднородность применения этих законов на практике, недостаточная подготовка сотрудников к конкретным ситуациям экстремистской и террористической угрозы, а также сложности в обеспечении информационной безопасности.

Решение этих проблем требует совершенствования законодательства, проведения профилактической работы, повышения грамотности учащихся, укрепления сотрудничества между образовательными учреждениями, правоохранительными органами и общественностью. Важно также развивать механизмы оперативного реагирования на угрозы и обеспечивать эффективную координацию действий всех сторон.

Дополнительные аспекты, которые могут быть важны при обсуждении проблем правового регулирования террористической и экстремистской деятельности в образовательных учреждениях:

1. Необходимость разработки специализированных программ обучения и тренингов для научно-педагогических работников образовательных учреждений по выявлению и предотвращению признаков террористической и экстремистской деятельности среди студентов.

2. Важность установления ясных процедур взаимодействия между образовательными учреждениями и правоохранительными органами при обнаружении подозрительных ситуаций или угроз.

3. Роль информационной кампании и пропаганды в борьбе с экстремизмом и терроризмом среди учащихся, родителей и педагогов.

4. Необходимость создания механизмов контроля за качеством образовательной деятельности, чтобы предотвратить попытки внедрения экстремистской и террористической пропаганды в учебные материалы.

5. Усиление работы по профилактике и психологической поддержке студентов, уязвимых к радикализации.

6. Важность сотрудничества с международными партнерами и обмена опытом в области предотвращения террористической и экстремистской деятельности в образовательных учреждениях [4, с. 98].

Данные аспекты могут помочь глубже исследовать проблему и разработать эффективные стратегии по защите образовательного пространства от угроз терроризма и экстремизма.

 

Список литературы:
1. Горчаков А.В. Противодействие террористической и экстремистской деятельности в сфере образования: правовые аспекты // Вестник Московского университета МВД России. – 2018. С. 42–48.
2. Заргарян В.П. Использование правовых методов для предотвращения экстремистских проявлений в образовательных учреждениях // Юридический мир. – 2017. – № 7. – С. 33–38.
3. Карпова Е.И. Проблемы правового регулирования предупреждения и пресечения террористической деятельности в области образования. // Журнал российского права. – 2019. – № 3. – С. 56–62.
4. Лебедева Н.И. Проблемы правового регулирования террористической и экстремистской деятельности в образовательных учреждениях: анализ судебной практики // Право и образование. – 2018. – № 2. – С. 88–95.
5. Смирнов А.Н. Организационно-правовые аспекты обеспечения безопасности в образовательных учреждениях // Журнал государственного и муниципального права. – 2020. – № 4. – С. 73–80.
6. Федорова Т.С. Правовое регулирование борьбы с экстремистской деятельностью в сфере образования: проблемы и перспективы // Законы и жизнь. – 2016. – № 5. – С. 22–29.
7. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://base.garant.ru/12127578/ (дата обращения: 20.01.2023).
8. Федеральный закон «О противодействии терроризму» от 06.03.2006 N 35-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_58840/ (дата обращения: 22.01.2023).