Совершенствование российского законодательства о высшем образовании: опыт, проблемы, решения (по материалам Всерос. НПК «Современное состояние и проблемы совершенствования российского законодательства». – Курск: ЧОУ ВО РОСИ, 28 апреля 2017 года)
Секция: Трудовое право; право социального обеспечения
X Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»
Совершенствование российского законодательства о высшем образовании: опыт, проблемы, решения (по материалам Всерос. НПК «Современное состояние и проблемы совершенствования российского законодательства». – Курск: ЧОУ ВО РОСИ, 28 апреля 2017 года)
Аннотация. В статье освещаются инновационные и интерактивные методы, направленные на образование и воспитание студентов. В основу заложен ФЗ «Об образовании». Вместе с тем, в ФЗ не предусмотрен механизм реализации Ст. 47 п.3, что существенно отражается на заработной плате преподавателей, так как трудоемкий процесс разработки новых форм, включая использование IT технологий в научном и учебном процессе, оценивается работодателем субъективно.
Ключевые слова: право на образование; формы воспитательной работы; инновационные и интерактивные методы; внеаудиторная работа; IT технологии в учебном процессе.
Рассмотрим ключевые позиции ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (в ред. от 13.07.2015), так как, мы должны одинаково понимать задачи перед педагогическим составом вузов.
Итак, «образование– единый целенаправленный процесс воспитания и обучения … (Ст.2. п.1)». На первое место государство ставит воспитание, которое включает различные аспекты: нравственный, патриотический, этический, религиозный и др. виды. Зададим себе вопросы: «Как в границах регламентированного времени на лекции и практические занятия педагог должен выделить время на воспитание? В какой форме это должно выглядеть: индивидуальная беседа, нравоучение за недисциплинированность, общее участие в обсуждении телевизионных новостей о политической, экономической, социальной ситуации в стране?». Ответ может показаться странным – либо автор, на первый взгляд, задает абсурдные вопросы, либо можно ответить однозначно – решение невозможно, но это ставит под сомнение реализацию самого закона. Часть ответа мы находим в самом законе: «Воспитание–деятельность, направленная на развитие личности,создание условий для самоопределения и социализации обучающегося…(Ст. 2. п.2)». Больше того, деятельность осуществляет «педагогический работник – … выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и организации образовательной деятельности (Ст. 2. п.21)». Таким образом, становится ясным, что педагогический работник обязан организовать и обучение и воспитание, используя имеющиеся «средства обучения и воспитания – …учебно-наглядные пособия, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы …(Ст. 2. п.26)».
Однако, моя многолетняя практика педагогической деятельности (с 1972 года) показывает, готовых «рецептов» воспитания в вузе не существует. Ст. 47, п.3 гласит: «Педагогические работники пользуются следующими академическими правами и свободами:
1) … свобода от вмешательства в профессиональную деятельность;
2) свобода выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания;
3) право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания …
6) право на осуществление научной, научно-технической, творческой, исследовательской деятельности, … и во внедрении инноваций».
Вот, здесь-то и кроется противоречие: с одной стороны – «обязан», с другой стороны – имеет «право», т.е. могу делать, а могу и не делать. Если педагогический работник обязан выполнять обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и организации образовательной деятельности, то должен быть нормативно-правовой регламент по критериям оценки всех видов деятельности по трудозатратам и эффективности выполненных конкретных мероприятий. Мне могут возразить, что такие критерии существуют, и они действуют. Обратимся к фактам.
Распределим все виды педагогической деятельности на три группы: учебные (средства и методы), научные (авторские программы, алгоритмы, методы), воспитательные (методы). Заметим, во-первых, что достаточно часто все три составляющиеся тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга. Во- вторых, современные информационные технологии требуют комплексного подхода специалистов разной сферы, т.е. необходимо создавать межвузовские творческие коллективы, обоюдно заинтересованные в оптимизации обучения и поиска новых педагогических приемов.
В качестве доказательной базы рассмотрим небольшую часть публикаций и учебно-методических разработок автора за последние 10 лет. Отмечу, что в 2015-2017 годах моя нагрузка в ЧОУ ВО Региональном открытом социальном институте (РОСИ) составляла всего 0.25 ставки, но объем публикаций был выше планируемой нагрузки, и это новые научные разработки, учебно-методические приемы, формы и методы воспитательной работы, которые по временным затратам на их создание и внедрение иногда составляли годовую нагрузку преподавателя (8, 11, 14, 26, 48).
Научная работа (авторские программы, алгоритмы, инструментальные комплексы, исследовательские проекты)
Прежде всего, разработан и внедрен автоматизированный дидактический комплекс информационного обеспечения (АДКИО), который позволил активизировать индивидуальную работу студента, до 90% использовать КПД (коэф. полезного действия) практических (лабораторных) занятий и систематизировать электронный учет посещаемости и успеваемости каждого студента [15, 18].
Для учебного процесса впервые в РОСИ разработаны и успешно применялись специализированные программные средства [16, 17, 39, 41, 42].
По заказу руководства ДШИ № 1 им. Г.В. Свиридова разработан «Электронный дневник преподавателя» [43].
На основании Договора о творческом сотрудничестве между ДШИ № 1 им. Г.В. Свиридова и НОУ РОСИ с применением АДКИО создано электронное учебное пособие для обучающихся по предмету «Народное музыкальное творчество» [26]. Печатный объем первой части имеет 160 с., второй – 60 с., насыщен цветными иллюстрациями. В основу легли тестовые задания (100) различной модификации, в которые включены 234 задания. Проанализированы материалы диссертационных исследований и публикации в СМИ (более 100 источников), подобраны 463 иллюстрации, 185 аудио- и видеоматериалов. По самым скромным расчетам трудозатраты составили свыше 1200 часов. В электронном виде объем составляет около 80 Гб. Работа принята объединенным методическим Советом ДШИ № 1 им. Г.В. Свиридова, представлена в Курском институте развития образованием, на областной НМК Областного дома народного творчества, на международной НПК Знаменские чтения [28, 29, 30, 31] и вызвала огромный резонанс, заинтересованность и потребность в приобретении пособия. По факту – в нагрузку преподавателю выполненная работа не вошла, как не соответствующая тематике научного и учебного процесса. Между тем, «Рабочая тетрадь …» является самым настоящим учебным пособием для студентов IT, в соответствии с «ГОСТ 7.60-2003: п.3.2.4.3.4.2.3», «Постановлением Госстандарта России от 25.11.2003 № 331-ст», «Приказом Минобрнауки РФ № 5 от 12.01.2016 «Об утверждении ФГОС ВО …» и др. документов в сфере использования информационно-образовательных технологий.
По заказу областного центра профилактики и борьбы со СПИД завершено исследование «Информированность молодежи о ВИЧ / СПИД» [48] и выполнена выпускная квалификационная работа.
Разработана Электронная мультимедийная монография «60 лет с песней по жизни: творчество, люди, размышления» [14], основанная только на первичных документах, которая включает все этапы научной, творческой, общественной деятельности автора статьи и потребовала невероятных физических усилий и времени (6 глав, 14 разделов, 18 Гб, 15 ч просмотра и более 1800 иллюстраций, включая авторские видео- и аудио).
Учебный процесс (средства и методы)
За 15 лет педагогической деятельности в Региональном открытом социальном институте в учебный процесс разработаны и внедрены более 30 учебно-методических пособий, адаптированных к АОиКС «Spark». На платформе этого программного продукта разработаны тестовые задания к учебным дисциплинам «Информатика» (400) [8], «Основы медицинских знаний» (100) [19], «Безопасность жизнедеятельности» (350) [20], «Правовая информатика» на базе АОиКС «Spark-2м» (270) [21] и «Юридическая статистика» (200) [24], «Информационные технологии в психологии» (100), «Современные проблемы информационного общества» (100), «Информационные технологии в юридической деятельности» (150). Процесс создания тестовых заданий чрезвычайно трудоемкий и по нормативам московских вузов предусматривает от 4 до 8 и более часов на составление одного задания в зависимости от его трудности. В ЧОУ ВО РОСИ этот процесс не нормируется, выполняется на общественных началах, так как кроме автора статьи компьютерное тестирование для обучения и контроля не применяется (исключение дистанционное обучение отдельных дисциплин).
Одной из активных и интересных форм работы со студентами, проверки их коммуникабельности, профессиональных компетенций может служить межвузовская олимпиада «Русская феня» [11]. Но, инициатива наказуема – три месяца интенсивной подготовки (дидактический материал – 280 тематических тестов на соответствие, 140 тестовых задач в кроссвордах, включающих около 3000 вопросов, 50 эссе, презентация – 55 слайдов и музыкальное сопровождение); создание программы в Excel по оперативной обработке результатов испытаний; обучение студентов Курского государственного университета, Курской академии государственной и муниципальной службы, РОСИ, принимающих участие в олимпиаде, работать в АОиКС «Spark». Итог, более 1800 ч. внеаудиторной работы преподавателя, а по факту – несколько часов за ее проведение.
Все, вновь вводимые методы, направлены на оптимизацию учебного процесса, широко обсуждались на НПК, отражены в отечественных [1, 2, 22, 35, 37, 43, 44] и зарубежных [36] публикациях.
Воспитательная работа (методы)
Первоначально разрозненные исследования и публикации вылились в научный проект «От истоков русской православной культуры в XXI-й век» [40], в котором участвовали специалисты разной сферы и непосредственно студенты. Материалы исследований регулярно освещались в печатных изданиях «Знаменские научно-образовательные чтения» [13, 33, 38], в Вестнике «Власть судебная» [1-4, 6, 9, 12, 45, 46], в Научном Библейском центре «Апологет» [7, 10, 22-24], зарубежных [34, 36] и других изданиях, в т.ч. включенных в систему РИНЦ [5, 11, 27, 31, 43, 44].
Немного о трудоемкости разработки новых методов. Пример 1: статья «Аплодисменты в Великобритании» [3] сопровождается презентацией из 300 слайдов, включающих авторское фото и видеоматериалы вокального ансамбля «Эрмитаж», участником которого был проф. Л. Ахметзянов. Пример 2: статье «Урок, похожий на концерт» [4, 35] предшествовала регулярная встреча со студентами в течение семестра, чтобы на итоговой лекции-концерте озвучить в присутствии немецкой делегации из г. Виттен более 10 произведений русских поэтов, исполняемых автором статьи и студентами на немецком языке.Пример 3: Учебно-исследовательская работа студентов (УИРС) в вузе (на примере постановки музыкально-драматического спектакля "Борис Годунов") [32]. В спектакле участвовали студенты; сценарий, постановщик, презентация и вокал – (Борис Годунов, Пимен, Варлаам) – проф. Л. Ахметзянов. Временные рамки на подготовку, сбор и обработку информации – полгода (по факту – 2 часа).
Проблемы
1. Многолетний личный опыт оптимизации учебно-воспитательного процесса в вузе выявил ее слабые стороны, которые в первую очередь зависят от организации самого процесса, а не от личностных качеств преподавателя. Так, объединение учебных групп разного направления (ИВТ, психологи, юристы, менеджеры и др.), безусловно, экономит бюджет образовательного учреждения, но, отрицательно сказывается на заработной плате преподавателя, доведя ее до нищенского уровня. Другая отрицательная сторона объединения групп, это нарушение условий обучения. В нашем примере, при функционировании в дисплейном классе 8 ЭВМ, приходило на занятия более 20 студентов. Тем самым нарушались Санитарно-гигиенические правила и нормативы (СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03) «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы». Более того, не каждый студент имел рабочее место, несмотря на индивидуальную оплату за обучение, в результате чего за одной ЭВМ «усаживались» по 2-3 студента.
2. Нормативы нагрузки по видам деятельности, в частности, научной, учебно-методической, воспитательной работы существенно ниже, чем в московских вузах, что отражается на заработной плате преподавателя. Для примера сравним отдельные позиции [49]: разработка учебных курсов в информационных системах, обеспечение их функционирования, разработка иных электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в информационной среде до 100 ч на учебный курс (РОСИ – не учитывается); подготовка монографии 200 ч. от 5 печатных листов. (РОСИ – 150 ч, объем не менее 8 авторских листов), подготовка и публикация статей в ведущих рецензируемых изданиях по РИНЦ до 40 ч на статью (РОСИ – 35 ч), в других изданиях до 20 ч (РОСИ – 10 ч), участие в межд. НПК 25 ч (РОСИ – 20 ч), оформление документации в отношении созданной в рамках научной деятельности интеллектуальной собственности до 200 ч. за оформление пакета документов (РОСИ – 50 ч.), организация и проведение внеучебных мероприятий до 15 часов за одно мероприятие.
3. Новые методы всегда предполагают финансовые расходы, связанные с созданием и продвижением продукта, но материальная компенсация и стимулирование целиком зависит от работодателя.
4. При наличии прав преподавателя, указанных в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» отсутствует механизм реализации правоприменения, что по существу обрекает на творческую инициативу только преподавателей-энтузиастов.
Заключение
Следует признать, что использование информационных технологий в образовании, интерактивных методов – процесс неизбежный, на что указывают многочисленные нормативные документы Правительства и Минобрнауки РФ. Вместе с тем, процесс очень сложный, в силу того, что педагогический персонал пассивный (а может быть не подготовлен) и не готов перейти от старых (консервативных) методов к новым технологиям, требующих значительной самоотдачи, физического и эмоционального напряжения, выдвижения идей.
Сложно, но необходимо понять парадигму «изучение нового не через изучение написанной теории, а посредством выполнения обучающимся специальным образом упорядоченных заданий, где он совершает "открытие" нового».
Представленные в статье наши разработки (программы для ЭВМ, учебные и электронные пособия, интерактивные методы) апробированы временем, прошли экспертизу в Институте Управления Образованием Российской Академии Образования (зарегистрированы в Отраслевом фонде алгоритмов и программ) Минобрнауки РФ и подтверждены Свидетельствами об отраслевой регистрации электронных ресурсов.
Во всех своих делах придерживаюсь жизненного напутствия от протоиерея Никодима Ермолатия: «… не хороните те таланты, которые Господь вам дал. Развивайтесь, несите в мир это искусство, эту любовь. Несите, сколько сможете. Не жалейте, не ленитесь».