Статья:

Совершенствование российского законодательства о высшем образовании: опыт, проблемы, решения (по материалам Всерос. НПК «Современное состояние и проблемы совершенствования российского законодательства». – Курск: ЧОУ ВО РОСИ, 28 апреля 2017 года)

Конференция: X Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Трудовое право; право социального обеспечения

Выходные данные
Ахметзянов Л.М. Совершенствование российского законодательства о высшем образовании: опыт, проблемы, решения (по материалам Всерос. НПК «Современное состояние и проблемы совершенствования российского законодательства». – Курск: ЧОУ ВО РОСИ, 28 апреля 2017 года) // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам X междунар. науч.-практ. конф. — № 8(10). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 52-63.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Совершенствование российского законодательства о высшем образовании: опыт, проблемы, решения (по материалам Всерос. НПК «Современное состояние и проблемы совершенствования российского законодательства». – Курск: ЧОУ ВО РОСИ, 28 апреля 2017 года)

Ахметзянов Ленар Магсумович
д-р мед. наук, Почетный работник ВПО РФ АНПОО «Региональный открытый социальный техникум», РФ, г. Курск

 

Аннотация. В статье освещаются инновационные и интерактивные методы, направленные на образование и воспитание студентов. В основу заложен ФЗ «Об образовании». Вместе с тем, в ФЗ не предусмотрен механизм реализации Ст. 47 п.3, что существенно отражается на заработной плате преподавателей, так как трудоемкий процесс разработки новых форм, включая использование IT технологий в научном и учебном процессе, оценивается работодателем субъективно.

Ключевые слова: право на образование; формы воспитательной работы; инновационные и интерактивные методы; внеаудиторная работа; IT технологии в учебном процессе.

 

Рассмотрим ключевые позиции ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (в ред. от 13.07.2015), так как, мы должны одинаково понимать задачи перед педагогическим составом вузов. 

Итак, «образование– единый целенаправленный процесс воспитания и обучения … (Ст.2. п.1)». На первое место государство ставит воспитание, которое включает различные аспекты: нравственный, патриотический, этический, религиозный и др. виды. Зададим себе вопросы: «Как в границах регламентированного времени на лекции и практические занятия педагог должен выделить время на воспитание? В какой форме это должно выглядеть: индивидуальная беседа, нравоучение за недисциплинированность, общее участие в обсуждении телевизионных новостей о политической, экономической, социальной ситуации в стране?». Ответ может показаться странным – либо автор, на первый взгляд, задает абсурдные вопросы, либо можно ответить однозначно – решение невозможно, но это ставит под сомнение реализацию самого закона. Часть ответа мы находим в самом законе: «Воспитаниедеятельность, направленная на развитие личности,создание условий для самоопределения и социализации обучающегося…(Ст. 2. п.2)». Больше того, деятельность осуществляет «педагогический работник –  … выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и организации образовательной деятельности (Ст. 2. п.21)». Таким образом, становится ясным, что педагогический работник обязан организовать и обучение и воспитание, используя имеющиеся «средства обучения и воспитания –  …учебно-наглядные пособия,  аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы(Ст. 2. п.26)».

Однако, моя многолетняя практика педагогической деятельности (с 1972 года) показывает, готовых «рецептов» воспитания в вузе не существует.  Ст. 47, п.3 гласит: «Педагогические работники пользуются следующими академическими правами и свободами:

1) …  свобода от вмешательства в профессиональную деятельность;

2) свобода выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания;

3) право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания

6) право на осуществление научной, научно-технической, творческой, исследовательской деятельности, … и во внедрении инноваций».

Вот, здесь-то и кроется противоречие: с одной стороны – «обязан», с другой стороны – имеет «право», т.е. могу делать, а могу и не делать. Если педагогический работник обязан выполнять обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и организации образовательной деятельности, то должен быть нормативно-правовой регламент по критериям оценки всех видов деятельности по трудозатратам и эффективности выполненных конкретных мероприятий. Мне могут возразить, что такие критерии существуют, и они действуют. Обратимся к фактам.

Распределим все виды педагогической деятельности на три группы: учебные (средства и методы), научные (авторские программы, алгоритмы, методы), воспитательные (методы). Заметим, во-первых, что достаточно часто все три составляющиеся тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга. Во- вторых, современные информационные технологии требуют комплексного подхода специалистов разной сферы, т.е. необходимо создавать межвузовские творческие коллективы, обоюдно заинтересованные в оптимизации обучения и поиска новых педагогических приемов.

В качестве доказательной базы рассмотрим небольшую часть публикаций и учебно-методических разработок автора за последние 10 лет. Отмечу, что в 2015-2017 годах моя нагрузка в ЧОУ ВО Региональном открытом социальном институте (РОСИ) составляла всего 0.25 ставки, но объем публикаций был выше планируемой нагрузки, и это новые научные разработки, учебно-методические приемы, формы и методы воспитательной работы, которые по временным затратам на их создание и внедрение иногда составляли годовую нагрузку преподавателя (8, 11, 14, 26, 48).

Научная работа (авторские программы, алгоритмы, инструментальные комплексы, исследовательские проекты)

Прежде всего, разработан и внедрен автоматизированный дидактический комплекс информационного обеспечения (АДКИО), который позволил активизировать индивидуальную работу студента, до 90% использовать КПД (коэф. полезного действия) практических (лабораторных) занятий и систематизировать электронный учет посещаемости и успеваемости каждого студента [15, 18].

Для учебного процесса впервые в РОСИ разработаны и успешно применялись специализированные программные средства [16, 17, 39, 41, 42].

По заказу руководства ДШИ № 1 им. Г.В. Свиридова разработан «Электронный дневник преподавателя» [43].

На основании Договора о творческом сотрудничестве между ДШИ № 1 им. Г.В. Свиридова и НОУ РОСИ с применением АДКИО создано электронное учебное пособие для обучающихся по предмету «Народное музыкальное творчество» [26].  Печатный объем первой части имеет 160 с., второй – 60 с., насыщен цветными иллюстрациями. В основу легли тестовые задания (100) различной модификации, в которые включены 234 задания. Проанализированы материалы диссертационных исследований и публикации в СМИ (более 100 источников), подобраны 463 иллюстрации, 185 аудио- и видеоматериалов. По самым скромным расчетам трудозатраты составили свыше 1200 часов. В электронном виде объем составляет около 80 Гб. Работа принята объединенным методическим Советом ДШИ № 1 им. Г.В. Свиридова, представлена в Курском институте развития образованием, на областной НМК Областного дома народного творчества, на международной НПК Знаменские чтения [28, 29, 30, 31] и вызвала огромный резонанс, заинтересованность и потребность в приобретении пособия. По факту – в нагрузку преподавателю выполненная работа не вошла, как не соответствующая тематике научного и учебного процесса. Между тем, «Рабочая тетрадь …» является самым настоящим учебным пособием для студентов IT, в соответствии с «ГОСТ 7.60-2003: п.3.2.4.3.4.2.3», «Постановлением Госстандарта России от 25.11.2003 № 331-ст», «Приказом Минобрнауки РФ № 5 от 12.01.2016 «Об утверждении ФГОС ВО …» и др. документов в сфере использования информационно-образовательных технологий.

По заказу областного центра профилактики и борьбы со СПИД завершено исследование «Информированность молодежи о ВИЧ / СПИД» [48] и выполнена выпускная квалификационная работа.

Разработана Электронная мультимедийная монография «60 лет с песней по жизни: творчество, люди, размышления» [14], основанная только на первичных документах, которая включает все этапы научной, творческой, общественной деятельности автора статьи и потребовала невероятных физических усилий и времени (6 глав, 14 разделов, 18 Гб, 15 ч просмотра и  более 1800  иллюстраций,    включая авторские видео- и аудио).

Учебный процесс (средства и методы)

За 15 лет педагогической деятельности в Региональном открытом социальном институте в учебный процесс разработаны и внедрены более 30 учебно-методических пособий, адаптированных к АОиКС «Spark». На платформе этого программного продукта разработаны тестовые задания к учебным дисциплинам «Информатика» (400) [8], «Основы медицинских знаний» (100) [19], «Безопасность жизнедеятельности» (350) [20], «Правовая информатика» на базе АОиКС «Spark-2м» (270) [21] и «Юридическая статистика» (200) [24], «Информационные технологии в психологии» (100), «Современные проблемы информационного общества» (100), «Информационные технологии в юридической деятельности» (150). Процесс создания тестовых заданий чрезвычайно трудоемкий и по нормативам московских вузов предусматривает от 4 до 8 и более часов на составление одного задания в зависимости от его трудности. В ЧОУ ВО РОСИ этот процесс не нормируется, выполняется на общественных началах, так как кроме автора статьи компьютерное тестирование для обучения и контроля не применяется (исключение дистанционное обучение отдельных дисциплин).

Одной из активных и интересных форм работы со студентами, проверки их коммуникабельности, профессиональных компетенций может служить межвузовская  олимпиада «Русская феня» [11]. Но, инициатива наказуема – три месяца интенсивной подготовки (дидактический материал – 280 тематических тестов на соответствие, 140 тестовых задач в кроссвордах, включающих около 3000 вопросов, 50 эссе, презентация – 55 слайдов и музыкальное сопровождение); создание программы в Excel по оперативной обработке результатов испытаний; обучение студентов Курского государственного университета, Курской академии государственной и муниципальной службы, РОСИ, принимающих участие в олимпиаде, работать в АОиКС «Spark». Итог, более 1800 ч. внеаудиторной работы преподавателя, а по факту – несколько часов за ее проведение.

Все, вновь вводимые методы, направлены на оптимизацию учебного процесса, широко обсуждались на НПК, отражены в отечественных [1, 2, 22, 35, 37, 43, 44] и зарубежных [36] публикациях.

Воспитательная работа (методы)

Первоначально разрозненные исследования и публикации вылились в научный проект «От истоков русской православной культуры в XXI-й век» [40], в котором участвовали специалисты разной сферы и непосредственно студенты. Материалы исследований регулярно освещались в печатных изданиях «Знаменские научно-образовательные чтения» [13, 33, 38], в Вестнике «Власть судебная» [1-4, 6, 9, 12, 45, 46], в Научном Библейском центре «Апологет» [7, 10, 22-24], зарубежных [34, 36] и других изданиях, в т.ч. включенных в систему РИНЦ [5, 11, 27, 31, 43, 44].

Немного о трудоемкости разработки новых методов. Пример 1: статья «Аплодисменты в Великобритании» [3] сопровождается презентацией из 300 слайдов, включающих авторское фото и видеоматериалы вокального ансамбля «Эрмитаж», участником которого был проф. Л. Ахметзянов. Пример 2: статье «Урок, похожий на концерт» [4, 35] предшествовала регулярная встреча со студентами в течение семестра, чтобы на итоговой лекции-концерте озвучить в присутствии немецкой делегации из г. Виттен более 10 произведений русских поэтов, исполняемых автором статьи и студентами на немецком языке.Пример 3: Учебно-исследовательская работа студентов (УИРС) в вузе (на примере постановки музыкально-драматического спектакля "Борис Годунов") [32]. В спектакле участвовали студенты; сценарий, постановщик, презентация и вокал – (Борис Годунов, Пимен, Варлаам) – проф. Л. Ахметзянов. Временные рамки на подготовку, сбор и обработку информации – полгода (по факту – 2 часа).

Проблемы

1. Многолетний личный опыт оптимизации учебно-воспитательного процесса в вузе выявил ее слабые стороны, которые в первую очередь зависят от организации самого процесса, а не от личностных качеств преподавателя. Так, объединение учебных групп разного направления (ИВТ, психологи, юристы, менеджеры и др.), безусловно, экономит бюджет образовательного учреждения, но, отрицательно сказывается на заработной плате преподавателя, доведя ее до нищенского уровня. Другая отрицательная сторона объединения групп, это нарушение условий обучения. В нашем примере, при функционировании в дисплейном классе 8 ЭВМ, приходило на занятия более 20 студентов. Тем самым нарушались Санитарно-гигиенические правила и нормативы (СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03) «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы». Более того, не каждый студент имел рабочее место, несмотря на индивидуальную оплату за обучение, в результате чего за одной ЭВМ «усаживались» по 2-3 студента.

2. Нормативы нагрузки по видам деятельности, в частности, научной, учебно-методической, воспитательной работы существенно ниже, чем в московских вузах, что отражается на заработной плате преподавателя. Для примера сравним отдельные позиции [49]: разработка учебных курсов в информационных системах, обеспечение их функционирования, разработка иных электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в информационной среде до 100 ч на учебный курс (РОСИ – не учитывается); подготовка монографии 200 ч. от 5 печатных листов. (РОСИ – 150 ч, объем не менее 8 авторских листов), подготовка и публикация статей в ведущих рецензируемых изданиях по РИНЦ до 40 ч на статью (РОСИ – 35 ч), в других изданиях до 20 ч (РОСИ – 10 ч), участие в межд. НПК 25 ч (РОСИ – 20 ч), оформление документации в отношении созданной в рамках научной деятельности интеллектуальной собственности до 200 ч. за оформление пакета документов (РОСИ – 50 ч.), организация и проведение внеучебных мероприятий до 15 часов за одно мероприятие.

3. Новые методы всегда предполагают финансовые расходы, связанные с созданием и продвижением продукта, но материальная компенсация и стимулирование целиком зависит от работодателя.

4. При наличии прав преподавателя, указанных в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» отсутствует механизм реализации правоприменения, что по существу обрекает на творческую инициативу только преподавателей-энтузиастов.

 

Заключение

Следует признать, что использование информационных технологий в образовании, интерактивных методов – процесс неизбежный, на что указывают многочисленные нормативные документы Правительства и Минобрнауки РФ. Вместе с тем, процесс очень сложный, в силу того, что педагогический персонал пассивный (а может быть не подготовлен) и не готов перейти от старых (консервативных) методов к новым технологиям, требующих значительной самоотдачи, физического и эмоционального напряжения, выдвижения идей.

Сложно, но необходимо понять парадигму «изучение нового не через изучение написанной теории, а посредством выполнения обучающимся специальным образом упорядоченных заданий, где он совершает "открытие" нового».

Представленные в статье наши разработки (программы для ЭВМ,  учебные и электронные пособия, интерактивные методы) апробированы временем, прошли экспертизу в Институте Управления Образованием Российской Академии Образования (зарегистрированы в Отраслевом фонде алгоритмов и программ) Минобрнауки РФ и подтверждены Свидетельствами об отраслевой регистрации электронных ресурсов.

Во всех своих делах придерживаюсь жизненного напутствия от протоиерея Никодима Ермолатия: «… не хороните те таланты, которые Господь вам дал. Развивайтесь, несите в мир это искусство, эту любовь. Несите, сколько сможете. Не жалейте, не ленитесь».

 

Список литературы:
1. Ахметзянов Л.М. Информация нуждается в правильной обработке [Статья] // Власть судебная. Вестник Курского областного суда и Управления Судебного департамента в Курской области, 2009. №2(20). – С.81-89.
2. Ахметзянов Л.М. Вместо реферата – спектакль [новые методы интерактивного обучения] [Статья] // Власть судебная. Вестник Курского областного суда и Управления Судебного департамента в Курской области, 2010. №2(22). – С.90 – 93.
3. Ахметзянов Л.М. Аплодисменты в Великобритании [Статья] // Власть судебная. Вестник Курского областного суда и Управления Судебного департамента в Курской области, 2011. №2(24). – С.81-89.
4. Ахметзянов Л.М. Урок, похожий на концерт. Интерактивный метод в изучении немецкого языка (информационно-просветительский проект: лекция-концерт) [Статья] // Власть судебная. Вестник Курского областного суда и Управления Судебного департамента в Курской области, 2012. №2(26). – С.109 –112.
5. Ахметзянов Л.М. К истокам отечественной киноиндустрии // Истоки. Межд. НПК по сохранению и развитию традиционной культуры. – Курск-Суджа, 6-7 декабря 2012 года.
6. Ахметзянов Л.М. Носителя света и радости. Курскому народному хору им. С.Г. Чаговца исполняется 55 лет [Статья] // Власть судебная. Вестник Курского областного суда и Управления Судебного департамента в Курской области, 2013. №1(27). – С.102-106.
7. Ахметзянов Л.М. Вера, надежда, любовь – основа духовной культуры и созидательная сила гражданского общества процесса // Международный симпозиум «Путь, истина, жизнь». Научно-практическая конференция «Картина мира и судьба человека. Как смена парадигм в науке и культуре влияет на образ жизни». – Курск. Альманах. Выпуск 8. – 2013. – С.152-155.
8. Ахметзянов Л.М. Рабочая тетрадь: Информатика (ддя решения тестовых, ситуационных и графических задач в инструментальной среде АОиКС «Spark-2m»). – Курск: Изд-во РОСИ, 2015. – 141 с.
9. Ахметзянов Л.М. «Кольцо сомкнулось, но жизнь продолжается …» [Статья] // Власть судебная. Вестник Курского областного суда и Управления Судебного департамента в Курской области, 2016. №2(34). – С.109-111.
10. Ахметзянов Л.М. Реформация: отголоски в XXI-м веке (интернет-исследование) // Международный симпозиум «Путь, истина, жизнь». 11-я научно-практическая конференция «Реформация: исторический опыт и современность в российском и мировом контекстах». – Курск. Альманах. Выпуск 11. – 2016. - С.9-12.
11. Ахметзянов Л.М. Образовательно-воспитательный процесс в вузе (на примере межвузовской олимпиады «Русская феня») // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия.  Сборник статей I-й  Межд. заочная НПК. – М., 2016. № 1 (1) Ноябрь 2016 г.  – С.89-94.
12. Ахметзянов Л.М. «Возраст песне не помеха …» [Статья] // Власть судебная. Вестник Курского областного суда и Управления Судебного департамента в Курской области, 2017. №1(35)  (принята к печати).
13. Ахметзянов Л.М. Светлой памяти протодиакона Анатолия Головина  (Казань) и протоиерея Никодима Ермолатия (Курск)// Российское общество и православная церковь: уроки истории: материалы XIII Международных научно-образовательных Знаменских чтений [Электронный ресурс]. Сборник статей ЮЗГу, 2017.-URL: https://yadi.sk/d/oAjf7vUl3JWc35 (дата обращения: 25.05.2017).
14. Ахметзянов Л.М. Электронная мультимедийная монография «60 лет с песней по жизни: творчество, люди, размышления» // Свидетельство о регистрации  № 21913 от 07.06.2016. – М., 2016.
15. Ахметзянов Л.М.,  Ахметзянов М.Л. Автоматизированная обучающая и контролирующая система «Spark» // Свидетельство о регистрации электронного  ресурса № 10132 от 12.03.2008. – М., 2008.
16. Ахметзянов Л.М., Ахметзянов М.Л. Менеджер проверки контрольных работ [Компьютерная программа] // Свидетельство о регистрации  № 11927 от 19.12.2008. – М., 2008.
17. Ахметзянов Л.М., Ахметзянов М.Л. Психодиагностический комплекс "Познай себя" (Компьютерная программа).  Свидетельство о регистрации электронного ресурса № 12151 от 18.01.2011. – М., 2011.
18. Ахметзянов Л.М., Ахметзянов М.Л., Барышникова В.А. Автоматизированный дидактический комплекс информационного обеспечения [АДКИО]  на базе инструментального комплекса АОиКС «Spark-2». Свидетельство о регистрации  электронного ресурса № 10132 от, 12.03.2008.  – М., 2008.
19. Ахметзянов Л.М., Ахметзянов М.Л., Барышникова В.А. Применение автоматизированного дидактического комплекса информационного обеспечения при изучении курса «Основы медицинских знаний» // Материалы 6-й Всероссийской научно-практической конференции «Современные информационные технологии в науке, образовании и практике». – Оренбург, 2007. – С.140-141.
20. Ахметзянов  Л.М., Ахметзянов М.Л., Барышникова В.А., Ахметзянов Д.Л., Ахметзянова Р.Л. Безопасность жизнедеятельности: автоматизированный дидактический комплекс информационного обеспечения (для работы с АОиКС "Spark-2m"). Свидетельство о регистрации электронного ресурса № 16078 от 23.08.2010. – М., 2010. 
21. Ахметзянов Л.М., Ахметзянов М.Л., Ахметзянов Р.Л., Борисов А.М., Попов В.В., Пыжова Н.И. Автоматизированный дидактический комплекс информационного обеспечения [АДКИО] «Правовая информатика» на базе АОиКС «Spark-2м». Свидетельство о регистрации электронного ресурса № 11926 от 19.12.2008. – М., 2008.
22. Ахметзянов Л.М., Ахметзянов М.Л., Грачева Г.В. Изучение и формирование лидерских качеств личности через призму образовательного процесса // Международный симпозиум «Путь, истина, жизнь». III-я межд. научно-практическая конференция «Эффективное лидерство в семье, церкви, обществе. Духовно-нравственные аспекты». – Курск. Альманах. Выпуск 10. – 2014. - С.5-11. 
23. Ахметзянов  Л.М., Барышникова В.А., Ахметзянов М.Л., Малышева К.П., Ахметзянов Р.Л. Анализ состояния духовно-нравственноговоспитания и обучения молодежи на современном этапе процесса // Международный симпозиум «Путь, истина, жизнь». Научно-практическая конференция «Личность, религия и общество в условиях системного мирового кризиса». – Курск. Альманах. Выпуск 5. – 2010. - С.118-121.
24. Ахметзянов Л.М., Борисов А.М., Попов Д.В., Ахметзянов М.Л., Ахметзянова Р.Л.   Юридическая статистика: компьютерный практикум к АОиКС "Spark-2m" [Практикум, 280 с]. Свидетельство о регистрации электронного ресурса № 15949 от 13.07.2010. – М., 2010.
25. Ахметзянов Л.М., Грачева Г.В. Монастыри мира и их культурообразующие функции в обществе // Международный симпозиум «Путь, истина, жизнь». Научно-практическая конференция «Истина, добро и красота в постсовременной картине мира». – Курск. Альманах. Выпуск 9. – 2014.–С.126-130.
26. Ахметзянов Л.М., Грачева Г.В. Рабочая тетрадь: электронное учебное пособие для обучающихся по предмету «Народное музыкальное творчество» с  использованием автоматизированной обучающей и контролирующей системы «Spark». Свидетельство о регистрации электронного ресурса № 21243 от 15.10.2015. – М., 2015.
27. Ахметзянов Л.М., Грачева Г.В. Историософия в формировании духовно-нравственных ценностей студентов // XLIV Международные Ломоносовские чтения. Историософско-методологический семинар, посвящённый памяти профессора В.И. Коротаева. Северный Арктический Федеральный университет им. М. В. Ломоносова. Институт социально–гуманитарных и политических наук. – Архангельск:  СевАрктическийУниверситет, 2016. – С. 123-129.
28. Ахметзянов Л.М., Грачева Г.В. Народное музыкальное творчество – стержень духовной культуры русского народа // XII научно-образовательные знаменские чтения [электронный ресурс]. – Курск: ЮЗГу, 2016.
29. Ахметзянов Л.М., Грачева Г.В. Народное музыкальное творчество. Рабочая тетрадь. Книга 1. – Курск, 2016. – 160 с.
30. Ахметзянов Л.М., Грачева Г.В. Народное музыкальное творчество. Рабочая тетрадь. Книга 2. – Курск, 2016. – 80 с.
31. Ахметзянов Л.М., Грачева Г.В. Ахметзянов Л.М., Грачева Г.В. Опыт внеаудиторной работы    в музыкально-художественном образовании и просветительской деятельности обучающихся и студентов  // Сборник материалов Международной научно-практической конференции «Музыкальное и художественное образование в современном мире: традиции и инновации» Таганрогского института имени А.П. Чехова (филиала) ФГБОУ ВО «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)», 2017. Сборнику присвоен ISBN 978-5-9908553-5-9; Сборник включен в систему Российского индекса научного цитирования (РИНЦ); Адрес сборника http://files.tgpi.ru/nauka/publications/2017/2017_03.pdf
32. Ахметзянов Л.М., Грачева Г.В., Гурова К.С., Ахметзянов М.Л. Особенности организации и проведения учебно-исследовательской работы студентов (УИРС) в вузе (на примере постановки музыкально-драматического спектакля "Борис Годунов") // Свидетельство о регистрации электронного ресурса № 16076 от 23.08.2010. – М., 2010.
33. Ахметзянов Л.М., Грачева Г.В., Дудошников П.В. Хоровое искусство как инструмент сохранения духовно-нравственных ценностей // IXВсерос. научно-образовательные Знаменские чтения. Традиционные ценности в условиях глобализации.  – Курск, 29 марта – 4 апреля 2013 года.
34. Ахметзянов Л.М., Грачева Г.В., Дудошников П.В., Морозов С.А. Воспитательный процесс в образовательных учреждениях через поэзию, музыку и живопись [статья] // Материали за X  Международна научна практична конференция  «Настоящиизследвания и развитие – 2014» 17 –25 януари, 2014. Том 15 Педагогические науки. – София  «Бял ГРАД-БГ» ООД, 2014. – С. 21-22. 
35. Ахметзянов Л.М., Грачева Г.В., Дудошников П.В., Ахметзянов М.Л., Стрелкова А.Е., Морозов С.А. «Информационно-просветительский проект: Интерактивный метод в изучении немецкого языка (лекция-концерт)». // Свидетельство о регистрации электронного ресурса № 18603 от 17.10.2012. – М., 2012.
36. Ахметзянов Л.М., Грачева Г.В.,  Стрелкова А.Е. Опыт организации учебно-исследовательской работы студентов в вузе [статья] // Materialy X MezinarodniVedecko – PraktickaKonference «Modernivymozenostivedy» – 2014» 27.01.2014 – 05.02.2014 Dil 15 Pedagogika. – Praha, PublishingHouse «Educationand Science», 2014. – S.54-56.
37. Ахметзянов Л.М., Грачева Г.В., Шамара И.Ф., Спицына О.Н., Семыкина К.А. Опыт формирования общекультурных компетенций в вузе через информационно-коммуникативные и педагогические технологии // VIII Всероссийская научно-практическая электронная конференция с международным участием «Язык. Коммуникация. Культура». – Курск: КГМУ МЗ РФ, 24-30 марта 2014 года. 
38. Ахметзянов Л.М., Гребеньков В.А. Богоприимец Симеон (Из прошлого в настоящее через информационно-коммуникативные технологии) // X Всерос. научно-образовательные Знаменские чтения. Формирование и развитие исторического типа русской цивилизации: к 700-летию рождения преподобного Сергия Радонежского.  – Курск, 17 марта – 20 марта 2014 года. 
39. Ахметзянов Л.М., Кошолкин Ю.И., Ахметзянов М.Л. Инструментальный комплекс «Автоматизированная система оценки здоровья»// Свидетельство о регистрации электронного ресурса № 21699 от 17.03.2016. – М, 2016.
40. Ахметзянов Л.М., Краснокутская Л.Н., Грачева Г.В. Интерактивный метод в педагогике [Лекция-концерт «К истокам русской православной культуры»].  Мультимедийная презентация // Свидетельство о регистрации электронного ресурса № 16075 от 23.08.2010. – М, 2010.
41. Ахметзянов Л.М., Лица Д.В. Медико-социальный паспорт здоровья. Компьютерная программа. – Курск: КГМИ, 1992. 
42. Ахметзянов Л.М., Пыжова Н.И. Индивидуальная оценка здоровья (по Р.М. Баевскому). – Курск: РОСИ, 2010.
43. Ахметзянов Л.М., Стрелкова А.Е. Просвещение и особенности работы с русскими музыкально-поэтическими произведениями на немецком языке // Сб. материалов XI Всерос. НПЭК с межд. участием, посвященным 82-летию КГМУ (24-29 апреля 2017 года). – Курск: КГМУ, 2017. – С.36-42.
44. Ахметзянов Л.М., Шамара И.Ф., Грачева Г.В. Электронная информационно-образовательная среда как стержень внеаудиторной работы при изучении немецкого языка // Межд. НМК профессорско-преподавательского состава «Педагогические знания в высшей школе». Секция: методические средства формирования иноязычной дискуссионной компетенции студентов неязыковых вузов. – Белгород: БУ КЭиП, 5 апреля 2017 г.
45. Кулагин В.В. Певец, академик, педагог [Статья] // Власть судебная. Вестник Курского областного суда и Управления Судебного департамента в Курской области, 2014. №2(30). – С.123-124.
46. Кулагин В.В. На земле великого Ломоносова [Статья] // Власть судебная. Вестник Курского областного суда и Управления Судебного департамента в Курской области, 2015. №2(32). – С.116.
47. Макеев Р., Ахметзянов Л.М. Автоматизация процессов в работе преподавателя музыкальной школы (электронный дневник). Выпускная квалификационная работа. – Курск: РОСИ, 2013.
48. Походаев Н.Ю. Автоматизация деятельности Центра СПИД с использованием информационных технологий. Выпускная квалификационная работа. – Курск: РОСИ, 2016  (научный руководитель – проф. Л.М. Ахметзянов).
49. Приказ «О разработке Положения о порядке планирования рабочего времени педагогических работников, отнесенных к профессорско-преподавательскому составу» № 368 от 26.04ю2016. – М.: «Московский педагогический государственный университет», 2016.