Статья:

Особенности криминалистической методики расследования взяточничества

Конференция: XIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Уголовное право и криминология; уголовноисполнительное право

Выходные данные
Ивахина К.С., Вершицкая Г.В. Особенности криминалистической методики расследования взяточничества // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам XIII междунар. науч.-практ. конф. — № 11(13). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 184-190.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Особенности криминалистической методики расследования взяточничества

Ивахина Кристина Сергеевна
магистрант, Поволжского института управления им. П.А. Столыпина, РФ, г. Саратов
Вершицкая Галина Валентиновна
канд. юрид. наук, доцент, доц. кафедры административного и уголовного права Поволжского института управления им. П.А. Столыпина, РФ, г. Саратов

 

Аннотация. Рассматриваются криминалистические особенности выявления, раскрытия и расследования взяточничества. Выделяются основные направления оперативно-розыскной деятельности, проводимой в целях доследственной проверки информации и получения оснований для возбуждения уголовных дел по фактам взяточничества. Анализируется современная практика расследования преступлений, связанных с подкупом должностных лиц. Обозначаются проблемы, возникающие в процессе расследования указанных преступлений. Формулируются предложения, направленные на повышение эффективности расследования коррупционных преступлений.

Ключевые слова: взяточничество; коррупционные преступления; дача-получение взятки; подкуп должностного лица.

 

Борьба с коррупцией в государственных и муниципальных органах власти является одной из основных задач современного российского общества. Согласно общественному мнению и проведенным научным исследованиям одним из наиболее распространенных должностных преступлений является взяточничество. Уголовный Кодекс Российской Федерации квалифицирует  этот вид коррупционных проявлений по двум статьям: получение взятки (ст. 290 УК РФ) и  дача взятки (ст. 291 УК РФ) [1].

С точки зрения науки криминалистики взяточничество считается  одним из наиболее сложных для расследования видов преступлений. Во-первых, дача-получение взятки совершается, как правило, в отсутствие свидетелей, поскольку и взяткодатель, и взяткополучатель, и посредник несут уголовную  ответственность за эти противоправные деяния, а потому заинтересованы в сокрытии следов своей преступной деятельности. Во-вторых, стремясь уйти от уголовной ответственности, соучастники обычно отказываются давать правдивые показания.  В-третьих, нередки случаи получения и дачи взятки за совершение законных действий. И наконец, при расследовании взяточничества, как правило,  обвинение строится на косвенных доказательствах, сбор и оценка которых представляют значительные трудности.

Как было нами отмечено ранее, одним из основных  условий повышения  эффективности борьбы с коррупцией  является решение  криминалистических проблем организации и расследования коррупционных преступлений, что позволит минимизировать ущерб, наносимый этим явлением обществу и отдельным гражданам [2].

На основании результатов анализа следственной  практики количество возбужденных уголовных дел по взяточничеству не соответствует современному уровню коррупции. Это означает,  что необходимо совершенствовать такое направление борьбы с коррупцией, как выявление, раскрытие и расследование данного вида преступлений. Уголовные дела по даче-получению взятки или систематическому подкупу должностного лица, как правило, возбуждаются по результатам оперативно-розыскной деятельности, направленной на установление законных оснований для возбуждения такого уголовного дела (во избежание незаслуженного компрометирования должностных лиц).  Доследственная проверка, в ходе которой собираются недостающие материалы, проводится негласно, чтобы виновные лица не смогли спрятать или уничтожить предмет взятки и компрометирующие документы, договориться с заинтересованными лицами о даче ложных показаний и т.д. Уполномоченные лица органа дознания в пределах своей компетенции, установленной Федеральным Законом «Об оперативно-розыскной деятельности», ведомственными приказами и инструкциями проводят оперативно-розыскные мероприятия по трем основным направлениям:

- установление лиц, осведомленных о преступных действиях взяткодателя (взяткополучателя), которые могут быть свидетелями по уголовному делу;

- выявление предметов и документов, которые использовались при совершении преступления и могут быть использованы в качестве вещественных доказательств;

- фиксация преступных действий субъектов взяточничества и их преступных связей [3].

Успех расследования коррупционных преступлений напрямую зависит от эффективности взаимодействия  следователей с сотрудниками правоохранительных органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, на этапе доследственной проверки. Отсутствие такого взаимодействия зачастую приводит к тому, что оказывается невозможным формирование необходимой доказательственной базы по расследуемому преступлению, а виновные лица либо уходят от ответственности, либо несут наказание, несоразмерное совершенному ими деянию.

Проблема  заключается в том, что должностные лица, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, часто считают свою работу завершенной уже в момент выявления коррупционного преступления, не заботясь о надлежащем оформлении результатов своей деятельности и не принимая во внимание судебную перспективу того материала, который был ими получен в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий [2].

Результаты оперативно-розыскной деятельности также определяют направление  расследования коррупционных преступлений, используются  при планировании и корректировке планов конкретных следственных действий, что позволяет получить достоверные доказательства по расследуемому преступлению и обеспечить ему судебную перспективу.

В процессе расследования уголовных  дел по фактам взяточничества устанавливаются следующие обстоятельства:

- цель дачи взятки, т.е. какие действия (бездействие) осуществлены взяткополучателем в интересах взяткодателя и являлись ли  действия взяткополучателя законными или нет;

- обстоятельства дачи взятки, т.е. время, место и  способ вручения взятки, наличие возможных свидетелей;  

- предмет взятки, его признаки и источники получения средств для дачи взятки;

- круг возможных участников;

- размеры преступного обогащения взяткополучателя и посредника;

- наличие вымогательства взятки.

Последовательность и особенности первоначальных следственных действий при расследовании взяточничества определяются целым рядом обстоятельств:

- содержанием служебных действий (бездействия) взяткополучателя;

- давностью совершения преступления;

-  характеристикой предмета взятки;

- полнотой первичных материалов, на основании которых возбуждено уголовное дело и др.

Содержание плана  расследования взяточничества обуславливается такими характерными чертами, как:

- наличием достаточных фактических данных на момент начала расследования;

- ограниченное число следственных версий.

В качестве типовых следственных  версий на первоначальном этапе расследования можно выделить следующие:

1) взяточничество действительно имело место при обстоятельствах, указанных в материалах, на основании которых возбуждено уголовное дело;

2) взятки не было, а сообщение о ней - результат оговора;

3) факт вручения должностному лицу конкретного предмета или денег имел место, но это не взятка, а, например, возвращение долга, дача взаймы, другие правомерные действия;

4) должностное лицо действительно произвело в интересах конкретного лица служебные действия, но не за взятку, а по каким-то другим основаниям;

5) дачи-получения взятки не было, а заявитель добросовестно заблуждается;

6) должностное лицо не получало незаконного вознаграждения, так как было мнимое посредничество или ошибка взяткодателя, принявшего другое лицо за должностное, либо передача предмета взятки мнимому должностному лицу [4].

В целях проверки первоначальных версий необходимо провести такие следственные действия, как:

1. Допрос заявителя с целью выяснения всех фактических обстоятельств дачи-получения взятки.  В качестве заявителя могут выступать взяткодатель; лица, у которых вымогается взятка; должностные лица, которым предлагают взятку; граждане, которым стало известно о взяточничестве.

2. Задержание взяточника с поличным в момент или сразу после дачи-получения взятки. Чаще всего задержание с поличным производится по заявлению лица о вымогательстве у него взятки. Полученные при допросе заявителя данные о признаках предмета взятки, месте, времени и способе ее передачи позволяют составить план тактической операции по задержанию взяточника с поличным.

3. Следственный осмотр предмета взятки с целью установления его признаков, а также обнаружения следов взяткополучателя на упаковке.

4. Обыски у взяткодателя, взяткополучателя и посредника с целью обнаружения предметов взятки и документов, свидетельствующих о других фактах взятки либо подтверждающих наличие связей между взяточниками и факт совершения должностным лицом противоправных действий, а также с целью обнаружения имущества, на которое может быть наложен арест.

5. Выемка и следственный осмотр документов по месту работы взяткополучателя и взяткодателя с целью установления содержания служебных действий (бездействия) взяткополучателя.

6. Осмотр места происшествия с целью обнаружения следов и других вещественных доказательств, подтверждающих факт взяточничества, и факт пребывания в определенном месте кого-либо из подозреваемых.

7. Допрос подозреваемого, задержанного с поличным, с целью получения его показаний по поводу обстоятельств взятки, характера служебных действий или бездействия, целей взяткодателя и других обстоятельств.

При планировании расследования преступлений по фактам дачи-получения взятки необходимо учитывать как общие признаки данного вида преступлений, так и специфические особенности конкретного преступления. Следственные ситуации и направление расследования по делам о взяточничестве определяются той оперативной информацией, которая была получена на стадии доследственной проверки. 

Другая особенность расследования взяточничества связана с тем, что подозреваемыми по таким уголовным делам являются  лица, имеющие высокий образовательный уровень и социальный статус, пользующиеся услугами высокопрофессиональных адвокатов. Поэтому следственные действия в отношении таких лиц должны быть тщательно спланированы и к участию в их проведении должны быть привлечены специалисты по экономике, финансам, делопроизводству и др.

В связи с этим,  для эффективного расследования взяточничества на первоначальном этапе  и далее необходимо:

- установить статус должностного лица, его компетенцию, круг его полномочий  и служебных обязанностей, ближайшее окружение, возможных соучастников;

- установить обстоятельства совершения преступления, характер действия (или бездействия) должностного лица, характер и тяжесть наступивших последствий,  причинную связь между действиями должностного лица и наступившими последствиями, систематический характер преступной деятельности;

- провести тщательную проверку и оценку совокупности полученных доказательств [5].

Поскольку коррупционные преступления совершаются, как правило, должностными лицами со значительным объемом полномочий в определенных сферах деятельности, соучастниками преступлений которых могут быть сотрудники правоохранительных органов и иные влиятельные лица, то серьезным препятствием для объективного и всестороннего расследования уголовных дел является активное противодействие уголовному преследованию. Следователю необходимо своевременно принять соответствующие меры по нейтрализации такого противодействия.  Такими мерами могут быть: сохранение тайны следствия; защита свидетелей, изобличающих коррупционеров; своевременное изъятие служебной документации, подтверждающей преступную деятельность подозреваемого; проведение оперативно-розыскных мероприятий по установлению лиц, противодействующих следствию; получение доказательств  о противодействии следствию со стороны преступника и ссылку на  них в обвинительном заключении.

Согласно статье 13 Федерального Закона «О противодействии коррупции» в качестве меры преодоления противодействия следствию можно использовать также возможность привлечения к уголовной, административной, гражданско-правовой или дисциплинарной ответственности участвующих в этом лиц [6].

Таким образом, с целью повышения эффективности выявления коррупционных преступлений по фактам взяточничества, а также их успешного расследования и правильной уголовно-правовой квалификации мы считаем необходимым:

- продуктивное взаимодействие следователей и сотрудников, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, на этапе доследственной проверки;

- использование оперативной информации не только для возбуждения уголовных дел, но и для формирования доказательственной базы в ходе их расследования при условии соответствующего процессуального оформления;

- своевременное принятие мер по преодолению противодействия расследованию коррупционных преступлений со стороны заинтересованных высокопоставленных лиц.

 

Список литературы:
1. Уголовный Кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 19.12.2016) //  СЗ РФ, 17.06.1996, N 25, ст. 2954.
2. Вершицкая Г.В. Особенности расследования коррупционных преступлений. Противодействие коррупции: государственная политика и гражданское общество: Материалы международной научно-практической конференции. – Саратов, 2015. С. 122-124.
3. Об оперативно-розыскной деятельности: Федеральный Закон от 12 августа 1995 года №144-ФЗ (с изменениями от 29 ноября 2012 года).
4. Частная методика расследования преступлений: какой она должна быть с позиции следователя? // Вестник Вост.-Сиб. ин-та МВД России. - 2003. - № 3.
5. Вершицкая Г.В. Особенности правовой квалификации коррупционных правонарушений. Вестник Поволжского института управления: научный журнал, том 17, № 1 . – Саратов, 2017.
6. О противодействии коррупции: Федеральный Закон от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 22 декабря 2014 года).