ПОНЯТИЕ И СПЕЦИФИКА ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ЛИЦ
Секция: Судебная деятельность; прокурорская деятельность; правозащитная и правоохранительная деятельность
XCIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»
ПОНЯТИЕ И СПЕЦИФИКА ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ЛИЦ
THE CONCEPT AND SPECIFICS OF PROSECUTORIAL SUPERVISION IN THE FIELD OF PROTECTION OF THE RIGHTS OF MINORS
Ekaterina Olifirenko
Candidate of political sciences, associate professor, North Caucasian State Academy, Russia, Cherkessk
Georgy Urusov
Student of the Law Institute, North Caucasus State Academy, Russia, Cherkessk
Аннотация. Авторами рассматриваются общие вопросы, связанные с организацией и осуществлением прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних. Основное внимание уделено правовым и теоретическим проблемам регулирования данной надзорной деятельности прокурора. В заключении, авторами формулируются проблемы, связанные с осуществлением прокурорского надзора за соблюдением прав несовершеннолетних и предлагаются конкретные решения по совершенствованию действующего законодательства в исследуемой сфере.
Abstract. The authors examine general issues related to the organization and implementation of prosecutorial supervision over the execution of laws on minors. The main attention is paid to the legal and theoretical problems of regulating this supervisory activity of the prosecutor. In conclusion, the authors formulate the problems related to the implementation of prosecutorial supervision over the observance of the rights of minors and propose specific solutions for improving the current legislation in the area under study.
Ключевые слова: прокурорский надзор, прокуратура, несовершеннолетние, преступления, молодежь, права и свободы.
Keywords: prosecutorial supervision, prosecutor's office, minors, crimes, youth, rights and freedoms.
Защита прав и интересов несовершеннолетней молодежи всегда являлась одной из приоритетных задач нашего государства. Представляя собой наиболее незащищенный социальный слой населения, несовершеннолетние лица не имеют полноценной возможности в силу возрастных особенностей осуществлять защиту своих прав, как в физическом, так и юридическом плане.
Рассмотрение заявленной темы активизирует также проблему роста числа беспризорных и безнадзорных детей, легко попадающих под влияние преступных групп и сообществ. Так, только за 2022 год МВД РФ выявило на улицах России более 60 000 беспризорных детей. Ведомство включает в эту цифру две категории детей – беспризорных и безнадзорных несовершеннолетних. Только в Москве ежегодно выявляется до 4–5 тыс. беспризорников. В Санкт-Петербурге цифра чуть скромнее – в среднем 3 тыс.[5]. Анализируя статистические данные сложно определить точное количество детей, вовлекаемых в преступную деятельность таких сообществ, из-за отсутствия единой системы данных в этой сфере.
Политика государства в сфере защиты прав и свобод несовершеннолетних и молодежи изначально направлена на создание единства прав и обязанностей, ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда [1, c.42]. Деятельность государственных органов, в частности прокуратуры, по защите прав несовершеннолетних и молодежи носит исключительный характер, поскольку при осуществлении своих полномочий, прокурор как государственный служащий, представляет интересы не отдельных органов или властных структур, а выступает в целом от всего государства в защиту прав и интересов несовершеннолетних и молодежи [8, c.136]. К сожалению, нередко можно столкнуться с прямыми нарушениями закона, регулирующего права и свободы несовершеннолетних и молодежи. Органы государственной власти и управления порой не в полном объеме исполняют обязанности, возложенные на них государством, также имеют место случаи нецелевого использования средств, выделенных на решение проблем в данной сфере, все это способствует нарушению одной из главных целей – защиту прав и свобод несовершеннолетних и молодежи.
Деятельность органов прокуратуры за исполнением законов о несовершеннолетних, являясь одним из приоритетных направлений деятельности надзорного органа [2, c.414], обладает определенными особенностями:
– является универсальным, поскольку распространяет свое действие на большое количество органов, учреждений и должностных лиц, деятельность которых связана с взаимодействием с гражданами в возрасте до восемнадцати лет;
– из-за универсального характера данного надзора, работники органов прокуратуры сталкиваются с большим количеством подконтрольных им субъектов, что способствует увеличению объема их работы и числу поступающей к ним информации [3, c.216]. Не удивительно, что благодаря этому у органов прокуратуры многопрофильная правовая база, включающая законы и подзаконные нормативные правовые акты, регулирующие правоотношения, где одним из субъектов может быть несовершеннолетний или молодежь;
– носит инициативный характер, так как несовершеннолетние не могут самостоятельно защитить свои права и законные интересы, в таких случаях они полностью зависят от своих законных представителей. В большинстве случаев они не понимают, что их права и интересы нарушены;
– имеет комплексный характер, так как осуществляется в рамках всех функций прокуратуры, а именно: единство и взаимосвязь.
Прокурорский надзор за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи призван обеспечить реальное исполнение законодательства об охране прав и законных интересов несовершеннолетних и молодежи, пресечение и предупреждение преступности несовершеннолетних [4, c.200].
Полномочия органов прокуратуры по надзору за исполнением законодательства о несовершеннолетних и молодежи включает в себя: надзор за законностью нормативных правовых актов, которые затрагивают интересы детей, исполнение законов в сфере здравоохранения, образования, социальной защиты, трудовой занятости и жилищного обеспечения, профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и т.д.
Деятельность прокуратуры направлена также и на выявления нарушений прав несовершеннолетних. Только за последние годы органы прокуратуру обнаружили большое количество нарушений прав несовершеннолетних и в различных сферах их жизнедеятельности. К сожалению, показатели не уменьшаются, не стоят на месте, а только увеличиваются, что усугубляет ситуацию в нашей стране. Так, за январь - август 2022 г. прокурорами было выявлено 9 840 нарушений, за этот же период 2023 года показатель составил 10 575, в 2024 г. было выявлено порядка 10 474 преступлений [7].
Отличие деятельности прокуратуры от других заключается в ее многопрофильности, а именно, к ней можно отнести: правовое просвещение, координацию деятельности правоохранительных органов, профилактику правонарушений, участие в рассмотрении дел судами и иные направления. Но это не отменяет того факта, что главной частью прокурорского надзора был и остается надзор за исполнением требований законодательных актов.
Таким образом, можно сделать вывод, что прокурорский надзор за соблюдением прав несовершеннолетних является одним из главных и важнейших направлений прокурорского надзора в целом. Полагаем вполне уместным внести предложение о законодательном закреплении данного направления в качестве новой отрасли надзора. Данное решение, на наш взгляд, будет способствовать повышению продуктивности деятельности прокуратуры в этой сфере. А именно, внесение поправок в действующий Федеральный закон «О прокуратуре РФ», посредством введения главы «Надзор за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи, соблюдение их прав и свобод», содержащий нормы, регулирующие предмет надзора, полномочия прокурора и акты прокурорского реагирования. Также мы склонны согласиться с авторами полагающими, что введение дополнительных мер по усилению надзорной деятельности по таким направлениям, как: надзор за деятельностью органов опеки и попечительства; за деятельностью органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; за воспитательными и образовательными учреждениями, за учреждениями здравоохранения; культуры и средствами массовой информации, согласованные действия правоохранительных органов по борьбе с преступностью в отношении детей и подростков [6, c.72] в целом позволит существенно стабилизировать ситуацию.