Организация работы прокурора по надзору за исполнением законодательства о противодействии экстремистской и террористической деятельности
Секция: Судебная деятельность; прокурорская деятельность; правозащитная и правоохранительная деятельность
XV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»
Организация работы прокурора по надзору за исполнением законодательства о противодействии экстремистской и террористической деятельности
Organization of the work of the prosecutor on the supervision of the implementation of legislation on countering extremist and terrorist activities
Irina Korolyova
graduate student, Saratov State Law Academy - SSLA, Russia, Saratov
Olga Shutilo
candidate of Science, associate Professor, Saratov State Law Academy - SSLA, Russia, Saratov
Аннотация. В статье рассматриваются особенности организации прокурорской деятельности в сфере противодействия экстремизма и терроризма. Определены формы такой деятельности.
Аbstract. The article discusses the features of the organization of prosecutorial activities in the field of combating extremism and terrorism. Forms of such activity are defined.
Ключевые слова: терроризм; экстремизм; прокурорский надзор; организация прокурорской деятельности; координационные совещания.
Keywords: terrorism; extremism; prosecutorial supervision; organization of prosecutorial activities; coordination meetings.
Особенности организации прокурорской деятельности в сфере противодействия экстремизма и терроризма определены во многих ведомственных и нормативно – правовых актах.
Источники информации о состоянии законности в сфере профилактики экстремизма и терроризма для прокуроров многообразны. К ним, в частности, относятся: обобщения материалов прокурорской и судебной практики, информационные письма, обзоры, доклады по вопросам профилактики экстремизма в молодежной среде; обращения в органы прокуратуры граждан и юридических лиц, государственных и муниципальных органов власти; результаты мониторинга средств массовой информации.
В соответствии с Указом Президента РФ от 18.04.1996 № 567 (ред. от 07.12.2016) «О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью» (вместе с «Положением о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью») координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью осуществляется Генпрокурором РФ и подчиненными ему прокурорами [1].
Выбор форм координационной деятельности определяется исходя из конкретной обстановки. Для участия в координационной работе могут привлекаться представители органов контроля и других государственных органов. С учетом этого прокурорами на местах практикуется проведение координационных совещаний, а также создание постоянно действующих рабочих групп. Например, в Тверской, Нижегородской, Псковской областях действует межведомственная группа по противодействию терроризму и экстремизму, в которую вошли работники прокуратуры, УФСБ России, УВД России, представители территориальных органов Минюста России и налоговой службы.
Проводятся и координационные совещания, так 6 февраля 2018 года в прокуратуре Тульской области под председательством прокурора области Александра Козлова состоялось координационное совещание руководителей правоохранительных органов, посвященное вопросу взаимодействия правоохранительных органов по соблюдению законности и обеспечению безопасности в регионе, в том числе противодействию террористической угрозе и экстремистским проявлениям в период подготовки и проведения выборов Президента Российской Федерации.
В работе совещания приняли участие руководители и представители всех правоохранительных органов области, Управления Роскомнадзора и Министерства юстиции РФ по Тульской области.
Прокурор области подчеркнул, что правоохранительным органам надлежит осуществить комплекс организационных, оперативных и профилактических мероприятий, направленных на соблюдение прав граждан, обеспечение законности, правопорядка и общественной безопасности в период подготовки и проведения выборов, не допустить вовлечения граждан в противоправную деятельность, своевременно осуществлять пресечение распространения в сети «Интернет» экстремистских материалов и информаций, содержащих призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма.
А.А. Козлов отметил, что законность и безопасность избирательного процесса становятся возможными лишь в результате совместных усилий правоохранительных органов, избирательных комиссий, органов государственной власти и местного самоуправления. Работа прокуроров нацелена на то, чтобы избирательная кампания прошла в строгом соответствии с законом [2].
В настоящее время благодаря последовательной и целенаправленной работой прокуроров удалось добиться того, что основные профилактические усилия в борьбе с экстремизмом и терроризмом стали концентрироваться на уровне муниципалитетов и региональных органов государственной власти. В настоящее время практически во всех регионах страны разработаны планы мероприятий по профилактике ксенофобии, которые утверждены либо в рамках программ по борьбе с преступностью (республики Мордовия, Татарстан, Чувашская Республика), либо в виде отдельных целевых программ (Республика Карелия, Нижегородская, Саратовская области). Принимаются комплексные программы по профилактике экстремизма и терроризма.
Подчеркнем, что органы прокуратуры при организации надзора за исполнением законодательства о противодействии экстремистской и террористической деятельности осуществляют выезды и в образовательные учреждения. Так, в рамках акции «Профессия-прокурор» в период с 26.04.2017 по 28.04.2017 помощники прокурора Ленинского района г. Тулы для сотрудников и обучающихся 3-4 и 7‑11 классов провели выступления на тему: «Борьба с экстремизмом и терроризмом». В ходе лекции обсуждены проблемы преступлений и правонарушений экстремистской направленности, меры по борьбе с экстремизмом и терроризмом [3].
Несмотря на это, практика прокурорского надзора свидетельствует, что решения антитеррористических комиссий муниципальных образований в отдельных случаях исполняются не в полном объеме, мероприятия носят формальный характер.
Так, Узловской межрайонной прокуратурой Тульской области была проведена проверка деятельности органов местного самоуправления по исполнению федерального законодательства в части разработки и принятия целевых муниципальных программ, в ходе которой выяснилось, что Муниципальные образования Каменецкого, Узловского района, на момент проверки не имело разработанной муниципальной программы по противодействию экстремизму и профилактике терроризма. По результатам проверки прокуратурой района на имя заместителя главы администрации МО Каменецкого, Узловского района направлено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии терроризму и экстремизму [4].
Для того чтобы достигнуть поставленных целей в органах прокуратуры субъектов РФ используются разные методы с целью повышения эффективности их деятельности, такие как заседания коллегий, учебно-семинарские тематические занятия, организованы координационные совещания правоохранительных органов, осуществляется разбор информационных бюллетеней, писем, разрабатываются сборники практики прокурорского надзора в сфере противодействия экстремизму и терроризму.
Таким образом, прокурорский надзор за исполнением законодательства о противодействии терроризму и экстремизму является приоритетным направлением деятельности прокуратуры. Правильная организации этого вида надзора непосредственно влияет на координацию действующих общественных правоотношений в сфере противодействия терроризму и экстремизму, на эффективность выявления и устранения нарушений в рассматриваемой сфере.