Статья:

Правовые проблемы применения мер ответственности за нарушение режима налоговой тайны

Конференция: XXVII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Финансовое право; налоговое право; бюджетное право

Выходные данные
Муравьева А.М. Правовые проблемы применения мер ответственности за нарушение режима налоговой тайны // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам XXVII междунар. науч.-практ. конф. — № 3(27). — М., Изд. «МЦНО», 2019. — С. 100-103.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Правовые проблемы применения мер ответственности за нарушение режима налоговой тайны

Муравьева Анна Максимовна
магистрант Высшей школы государственного аудита (факультет) Московского Государственного Университета имени М.В. Ломоносова , РФ, г. Москва

 

Legal problems of application measures of responsibility for violation of tax secret

 

Anna Muraveva

master's student of the Higher school of state audit (faculty) Lomonosov Moscow State University, Russia, Moscow

 

Аннотация. Целью работы является системная оценка действую­щего законодательства, устанавливающего ответственность за нарушение режима налоговой тайны, выявление проблем в данной области, а также разработка предложений по совершенствованию мер ответственности.

Abstract. The purpose of the work is a systematic assessment of the current legislation establishing liability for violation of the tax secrecy regime, identification of problems in this area, as well as the development of proposals to improve the measures of responsibility.

 

Ключевые слова: налоговая тайна; тайна; налогоплательщик; налоговый кодекс; ответственность; конфиденциальная информация

Keywords: Tax secret; secrecy; taxpayer; Tax code; liability; confidential information

 

Нарушить режим налоговой тайны можно путем неправомерного разглашения, использования или утраты конфиденциальной информации. Соответственно, за нарушение порядка хранения и доступа к налоговой тайне предусмотрена дисциплинарная, гражданско-правовая, администра­тивная или уголовная ответственность.

Дисциплинарная ответственность определяется ФЗ «О государ­ственной гражданской службе» [4].

Закон закрепляет понятие дисциплинарного проступка – это неисполнение или исполнение не должным образом своих обязанностей должностным лицом. В этом случае может быть вменено замечание, выговор, предупреждение о несоответствии занимаемой должности, и как самый строгий вид ответственности – увольнение.

Имущественная ответственность наступает в следствие неправомер­ных действий или бездействий государственных служащих, повлекших за собой убытки.

Ответственность наступает в полном объеме, включая, упущенную выгоду и моральный вред. В том случае, если права налогоплательщика были нарушены, он подает исковое заявление на налоговый орган, должностное лицо которого нарушило режим налоговой тайны.

Сложнее обстоит дело с доказыванием морального вреда, в этом случае субъект, чьи права нарушены, может обратиться за их защитой в соответствии со статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации о личных неимущественных и нематериальных благ гражданина [1].

Это разъяснение дает Постановление Пленума от 20.12.1994 № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» [6].

Также можно заявить требование о компенсации морального вреда в связи с распространением сведений, порочащих деловую репутацию лица.

Административная ответственность может применяться в связи нарушением норм КоАП РФ [2]. Установлены административные штрафы за широкий перечень правонарушений, в том числе, за нару­шение требований о хранении документов установлено наказание в размере от 2 500 рублей до 5000 рублей, нарушение сроков регистрации ИП и ЮЛ, занесение их данных в ЕГРПИП и ЕГРЮЛ или незаконный отказ в регистрации грозит штрафом от 1 000 рублей до 2 000 рублей, предоставление недостоверных данных или несвоевремен­ное их предоставление обойдется должностным лицам от 5 000 рублей до 10 000 рублей и т. д.

Уголовное законодательство содержит конкретную норму, касаю­щуюся именно налоговой тайны.

Статья 183 УК РФ [3] предусматривает как незаконное разглашение так и незаконное получение конфиденциальной информации, касающейся коммерческой, банковской и налоговой тайны. Предусмотрено несколько способов получения сведений: похищение документов, подкуп и угроза, в отличии от ст.102 НК РФ, где под способами понимается разглашение, использование и утрата сведений. То есть, существенно отличается «диспозиция … по перечню противоправных действий» [7].

За эти действия УК ПФ предусматривает штраф в размере до 50 000, размер заработной платы, доход до года, заключение под стражу до двух лет, исправительные работы до 1 года, принудительные работы до года.

Если эти действия были совершены без согласия лица на распро­странение – штраф увеличивается до 1 000 000, размер заработной платы, доход за 2 года с лишением права занимать должность, исправительные работы до двух лет, принудительные работы либо лишение свободы до 3 лет.

Если это было совершено с корыстной целью и с крупным ущербом – штраф до 1 500 000, размер заработной платы, доход до 3 лет с лишением права занимать определенные должности или определен­ной деятельностью, принудительные работы и лишение свободы до 5 лет, тяжкие последствия наказываются принудительными работами до 5 лет или лишением свободы до 7 лет.

Также, Уголовным кодексом РФ предусмотрена еще одна мера ответственности по ст. 293 УК РФ – «Халатность», то есть неиспол­нение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязан­ностей, повлекшее причинение крупного ущерба или существенное нарушение прав и законных интересов. То есть, это такие действия, которые могут повлечь за собой выход документов из – под владения должностного лица.

Следовательно, складывается правовая коллизия норм налогового и уголовного законодательства, которую необходимо устранять в целях однообразного применения норм в различных отраслях права. На наш взгляд, наиболее точно отражают смысл неправомерных действий с конфиденциальной информацией следующие институты: незаконное разглашение, незаконное получение, утрата и халатность, которые мы предлагаем закрепить в Налоговом кодексе и Уголовном кодексе Российской Федерации.

Итак, в НК РФ прямо не предусмотрена компенсация морального вреда, однако, мы не согласны, потому как, во – первых, действует принцип «недопустимости причинения неправомерного вреда налогоплательщику» [6], во – вторых, «отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным право­отношениям не всегда означает, что потерпевший не имеет права на возмещение морального вреда» [6]. Таким образом, Налоговый кодекс требует уточнений в данном вопросе, и, на наш взгляд, его необходимо дополнить статьей, касающейся компенсации морального вреда при нарушении прав налогоплательщиков.

Из вышесказанного следует, что Налоговый кодекс предусматривает только меры имущественной и уголовной ответственности.

Однако, в своей работе мы предлагаем привлекать должностное лицо в рамках общеправового поля, то есть, внести в Налоговый кодекс изменения, касающиеся мер дисциплинарного и администра­тивного характера, а также поскольку во время исполнения обязанности по сохранению налоговой тайны сотрудник органов не перестает быть государственным служащим, законодательство в этой сфере не перестает действовать, следовательно, все дисциплинарные меры ответственности, предусмотренные действующим законодательством, также применяются в полном объеме.

Помимо этого, необходимо устранить неточность в НК РФ и УК РФ, поскольку в них используются различные диспозиции.

Мы предлагаем закрепить незаконное разглашение, незаконное получение, утрату и халатность как неправомерные способы обращения с конфиденциальной информацией.

 

Список литературы:
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 21 октября 1994 г // Рос. газ. –1994. – 8 декабря. 
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. №195-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 20 декабря 2001 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 26 декабря 2001 г. // Рос. газ. – 2001. – 31 декабря.
3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996г. № 63-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 24 мая 1996 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 5 июня 1996 г. // Рос. газ. –1996. – 18 июня.
4. О государственной гражданской службе Российской Федерации: Федер. Закон Рос. Федерации от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 07 июля 2004 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 15 июля 2004г.// Рос. газ. – 2004. – 31 июля.
5. Постановление Конституционного Суда РФ «По делу о проверке конституционности отдельных положений части второй̆ статьи 89 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан А.Д. Егорова и Н.В. Чуева» от 16.07.2004 N 14П // Справ.-правововая система «КонсультантПлюс».
6. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» от 20.12.1994 № 10 // Справ.-правововая система «КонсультантПлюс».
7. Крохина Ю.А. Правовой режим защиты налоговой информации и вопросы его оптимизации // Налоги и финансы. – 2015. – № 3. – С. 40-45.