Особенности привлечения частного детективного предприятия в исполнительном производстве при осуществлении розыскных мероприятий
Секция: Судебная деятельность; прокурорская деятельность; правозащитная и правоохранительная деятельность
XLI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»
Особенности привлечения частного детективного предприятия в исполнительном производстве при осуществлении розыскных мероприятий
PECULIARITIES OF INVOLVEMENT OF A PRIVATE DETECTIVE ENTERPRISE IN EXECUTIVE PROCEEDINGS DURING SEARCH ACTIVITIES
Sergey Semerkov
Student All-Russian State University of Justice (RPA of the Ministry of Justice of Russia), Russia, Moscow
Nikolay Isaykin
Student All-Russian State University of Justice (RPA of the Ministry of Justice of the Russian Federation), Russia, Moscow
Аннотация. В данной статье мы затрагиваем актуальность привлечения частного детективного предприятия в исполнительном производстве при осуществлении розыскных мероприятий. Это обусловлено достаточно значимым аспектом деятельности частного детективного предприятия выступает розыск должника и его имущества.
Abstract. In this article, we touch upon the relevance of attracting a private detective enterprise in enforcement proceedings in the implementation of search measures. This is due to a rather significant aspect of the activity of a private detective enterprise, which is the search for the debtor and his property.
Ключевые слова: исполнительное производство; розыскные мероприятия; детективное предприятие; должник; сотрудничество.
Keyword: enforcement proceedings; search activities; detective enterprise; debtor; cooperation.
Права и свободы человека являются высшей ценностью, и государство, на основании Конституции РФ, обязуется защищать их. На основании этого, в помощь государственным правоохранительным органам, следуя мировым стандартам, еще в 1992 году Законом РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» [1] была официально разрешена деятельность частных детективных предприятий. Однако здесь возникает вопрос, а именно есть ли взаимосвязь между деятельностью частных детективных предприятий и деятельностью оперативно-розыскных органов, либо же они вовсе взаимоисключают друг друга?
Необходимо отметить, что на первый взгляд может показаться, что указанные организации вовсе никак не связаны между собой, поскольку оперативно-розыскная деятельность в России осуществляется исключительно государственными органами, а именно ФСБ, органами внутренних дел, таможенными органами, Федеральной службой исполнения наказаний и др, а частная детективная деятельность производится отдельными организациями в сфере гражданского общества. Рассматриваемые организации осуществляют свою деятельность отдельно друг от друга, за исключением отдельных случаев. Однако, на наш взгляд, следует сразу сделать оговорку, что на работников частных детективных предприятий вовсе не распространяется статус правоохранительных органов. Это закреплено в ст. 1 Закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации». Кроме того, частные детективные предприятия не имеют права осуществлять оперативно-розыскные мероприятия. Таким образом, частная детективная деятельность не считается частью оперативно-розыскной деятельности и представляет собой нечто иное.
Тем не менее, некоторые частные детективные предприятия желают оказать реальную посильную помощь гражданам, пусть даже в экономической либо же производственной сфере, поскольку они занимаются сыском на добровольной основе, исходя из своих личных предпочтений и убеждений. Из этого следует, что частные детективные предприятия, как и оперативно-розыскные органы, преследуют цель защиты прав и свобод, за тем исключением, что основной целью все же является получение прибыли.
На наш взгляд, оперативные органы имеют несколько шире полномочия, нежели у частных детективных предприятий. Об этом свидетельствует Федеральный закон РФ «Об оперативно-розыскной деятельности», который в статье 6 указывает на перечень из 15 возможных мероприятий, таких как опрос, проверочная закупка, оперативное внедрение. В Законе РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» в ст. 5 представлены лишь шесть мероприятий, которые в той или иной степени пересекаются с полномочиями оперативных органов (а именно устный опрос граждан и должностных лиц, наведение справок) и отличных от них (то есть изучение предметов и документов с письменного согласия их владельцев, внешний осмотр строений, наблюдение и фото-, аудио- и видеосъемка в соответствии с законодательством). Весьма очевидно, что объем возможных мероприятий частных детективных предприятий меньше более чем в два раза [4, с. 56].
Однако, на наш взгляд, в определенной мере частные детективные предприятия имеют несколько больше свободы и возможностей, нежели сотрудники оперативных органов. Так, п. 2 статьи 7 Закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» гласит, что частные детективные предприятия не могут выдавать себя за сотрудников правоохранительных органов, однако вовсе не запрещает выдавать себя за иных лиц. Например, частный детектив может представиться другом должника, и это своего рода позволит ему получить несколько больше правдивой информации. И напротив, этого не могут оперативные сотрудники, а именно при необходимости обыска жилища они обязаны представиться и предъявить ордер на обыск, что все же снижает их шансы получения наиболее правдивого результата при умышленном сокрытии должника и его имущества. Тем не менее, указанное преимущество оперативно-розыскных органов выступает одновременно и недостатком правового положения частных детективных предприятий. При этом, неуполномоченные лица не обладают правом входа в жилище, осуществления обыска без разрешения собственника, использования меры пресечения. Все это, на наш взгляд, несколько затрудняет работу частных детективных предприятий, зачастую даже приводит к невозможности осуществления исполнительного производства [6, с. 204].
Согласно вышеназванным различиям можно подумать, что мы имеем дело, прежде всего, с совершенно разными и вовсе не связанными между собой правоохранительными органами. Однако же, в деятельности данных органов имеется много общего: это их пересекаемые задачи - розыск должника и его имущества, содействие в осуществление исполнительного производства; наведение справок, устный опрос, работа с документами и многое другое.
Таким образом, частные детективные предприятия вполне могут принимать участие в оперативно-розыскных мероприятиях. Единственным запретом здесь выступает неразглашение конфиденциальной информации. На наш взгляд, что заключаемые с частными детективными предприятиями договоры о сотрудничестве считаются существенным аргументом в опровержении того стереотипа, что «российский частный сыск представляет собой липкий сюжет карманных книжек или теневую форму конкурентного противостояния между злом и тем, что злом является в меньшей степени» [5, с. 279]. Такая объединенная деятельность, словно паутина, может поспособствовать более быстрому и своевременному розыску должника и его имущества, а также в осуществление исполнительного производства.
Тем не менее, существует проблема, а именно сами органы внутренних дел довольно нечасто проявляют интерес к сотрудничеству с частными детективными предприятиями, даже в ситуациях, когда такое сотрудничество будет объективно полезным. Причинами этого могут быть как само нежелание правовых осложнений в процессе работы с частными детективными предприятиями, так и простая самонадеянность.
На наш взгляд, благодаря приказу МВД России «О мерах по усилению контроля органами внутренних дел за частной детективной и охранной деятельностью» [2], в России появился реальный, прямой контроль органами внутренних дел непосредственно за частной детективной деятельностью. Контроль подразумевает под собой постоянное и систематическое наблюдение, а также воздействие в случае возникновения правонарушений. Контроль был привнесен в деятельность частных детективных предприятий с целью предупреждения и пресечения любых правонарушений в деятельности частных детективных предприятий.
Данный приказ МВД России «О мерах по усилению контроля органами внутренних дел за частной детективной и охранной деятельностью» утвердил систему взаимодействия самых различных правоохранительных органов. Так, например, патрульно-постовые службы органов внутренних дел сообщают органам внутренних дел о выявленных нарушениях в деятельности частных детективных предприятий. Подобными мерами и способами контроля ограничивается произвол в деятельности частных детективных предприятий. Контроль за частными детективами необходим не меньше, чем контроль за оперативно-розыскными органами, поскольку их деятельность легко может нарушать законные интересы как физических, так и юридических лиц, их права и свободы [3, с. 127].
Невзирая на такую эффектную систему, в настоящее время существует целый ряд нерешенных проблем, таких как наделение частных детективных предприятий, оказывающих помощь в исполнительном производстве при осуществлении розыскных мероприятий, соответствующим правовым статусом. При этом, сами механизмы взаимодействия не всегда действенно функционируют. Зачастую эффективность взаимодействия оперативно- розыскных органов и частных детективных предприятий в нашей стране шагает по пути прогресса, тем не менее достигнутого недостаточно. Все же следует изучить опыт иностранных государств и, с учитывая российскую правовую специфику, значительно модернизировать систему.
В нашей стране частная детективная деятельность весьма молода, узаконена с 1992 года и только начинает усовершенствоваться, в то время как, к примеру, в США, Германии, Великобритании, Японии частный сыск появился намного раньше и, тем самым, укрепился достаточно успешно. Так, Франция является первым государством, где непосредственно было зарегистрировано первое частное детективное предприятие (30-е годы XIX столетия). За рубежом тенденция такова, что часть функций государственных органов на законодательном уровне передается частным детективным предприятиям. Это способствует тому, что государству удается сэкономить в части расходов и в определенной степени облегчить нагрузку, возложенную на полицию, шерифов, маршалов, что позволяет им наиболее эффективнее и успешнее работать [7].
Подобное распределение функций непосредственно между оперативно- розыскными органами и частными детективными предприятиями дает весомый результат. Так, по данным 2019 года, индекс безопасности населения в России в первой половине 2019 года составил всего лишь 54,3, в то время как в Германии данный показатель составил 67,36, а в Японии соответственно 80,5 [7]. Таким образом, бесспорно, что уровень безопасности в стране зависит от целого ряда разнообразных факторов, однако же эффективность деятельности правоохранительных органов имеет прямую, наибольшую и четко выраженную взаимосвязь с представленной статистикой. По нашему мнению, в России функциональность правоохранительной системы достаточно слаба, тем не менее со временем и учитывая опыта других государств она может стать весьма эффективной, чтобы оказать поддержку в исполнительном производстве при осуществлении розыскных мероприятий.
Таким образом, подводя итог, отметим, что если появилась необходимость розыска имущества, либо же самого должника, то согласно российскому законодательству, обязанность по его выявлению, как правило, возложена непосредственно на службу судебных приставов. Однако очевидность данного законодательного решения зачастую оказывается достаточно неэффективна. Так. судебный пристав исполнитель может заниматься розыском должника и соответственно его имущества достаточно длительное время, что, в свою очередь, даст возможность должнику окончательно и необратимо «уйти в тень» и, к примеру, переоформить каким-либо способом имеющиеся у него определенные активы на доверенных лиц либо де подконтрольные ему предприятий.
Проблема установления местонахождения самого должника не является уникальной. Зачастую люди проживают вовсе не там, где они зарегистрированы и совсем не всегда преднамеренно могут исчезнуть из внимания государственных органов. Все же, если подобная ситуация произошла, то разыскать конкретного человека судебному приставу будет весьма непросто. Поэтому, довольно часто следует прибегнуть к помощи частных детективных предприятий, которые в наиболее кратчайшие сроки стремятся установить реальное местопребывание должника либо же разыскиваемого имущества. При этом, после проведения в исполнительном производстве при осуществлении розыскных мероприятий, можно обратиться уже собственно к судебному приставу с уже имеющийся информацией о фактическом нахождении имущества должника, на которое далее судебный пристав может обратить свое взыскание, применяя все свои полномочия в границах исполнительного производства.
Таким образом, мы смогли убедиться, что частные детективные предприятия могут оказать значительную помощь непосредственно участникам исполнительного производства в наиболее кратчайшие сроки.