Гарантии конституционного статуса несовершеннолетних в условиях формирования правового государства
Секция: Конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право
IX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»
Гарантии конституционного статуса несовершеннолетних в условиях формирования правового государства
GUARANTEE THE CONSTITUTIONAL STATUS OF MINORS
Motorova Irina Vladimirovna
graduate of the law faculty of The Mari State University
PetrovaMarina Mikhailovna
graduate of the law faculty of The Mari State University
Аннотация. В статье рассматриваются конституционные основы закрепления и обеспечения правового статуса несовершеннолетних в условиях формирования правового государства. Автор дает определение понятию «конституционно- правовой статус несовершеннолетнего» и его структурным элементам, исследует проблемы охраны и защиты прав, свобод и законных интересов детей, а также предлагает пути повышения эффективности и целесообразности деятельности действующих правозащитных институтов.
Abstract. The article discusses the constitutional basis for the consolidation and ensure the legal status of minors. The author gives the definition of «he constitutional legal status of a minor» and its structural elements, explores the problems of protection of rights, freedoms and legitimate interests of children, and suggests ways to improve the efficiency and expediency of the activity of the existing human rights institutions.
Ключевые слова: несовершеннолетний, конституционно-правовой статус несовершеннолетнего, элементы конституционно-правового статуса несовершеннолетнего, механизм защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.
Keywords: minors, the constitutional status of minors, the elements of constitutional legal status of minors, the protection mechanism of the rights and legitimate interests of minors.
Одним из наиболее важных принципов организации государства и общества, который призван обеспечить Российской Федерации характер конституционного государства, - это провозглашение в ст. 2 Конституции РФ человека, его прав и свобод высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защиту - обязанностью государства.
При этом следует отметить, что о содержании понятия «человек - высшая ценность» обычно принято говорить применительно ко всей жизни человека - от рождения до смерти, поэтому, рассматривая данный принцип, мы в первую очередь будем говорить о детях. Ведь именно с несовершеннолетними объективно связывается будущее любого государства, а кроме того, они беззащитны в силу полной или частичной физической, психической, социальной незрелости.
В правовом государстве любое ущемление прав человека (а тем более детей) недопустимо. Более того, такое государство обязано последовательно и неукоснительно обеспечить реализацию этих прав. А принцип их признания служит определенным ориентиром для совершенствования всей системы основных прав и свобод человека и гражданина в условиях развития демократического общества, преодоления на этом пути всякого рода сложностей и эксцессов.
Принцип соблюдения прав и свобод человека требует от государства, его органов и должностных лиц как воздерживаться от любых действий, нарушающих или ущемляющих права и свободы, так и создавать фактические и юридические условия для их реализации.
В свою очередь защита прав свобод человека предполагает деятельность специализированных органов государства по восстановлению нарушенных прав индивида и осуществлению мер, препятствующих их нарушению. Защиту несовершеннолетних в подобных ситуациях обязаны обеспечивать специальные нормы права, содержащиеся в различных отраслях российской правовой системы. Кроме того, разные отрасли права фиксируют собственные и зачастую весьма различные границы реализации несовершеннолетними предоставляемых им прав.
Определение данных границ может зависеть как от возраста, так и от особенностей тех предусмотренных конкретными отраслями права правоотношений, в которые вступают несовершеннолетние, обладая конституционно - правовым статусом.
Конституционно - правовые основы статуса несовершеннолетнего отдельно не закреплены в Конституции Российской Федерации, а устанавливаются исходя из основных положений конституционно - правового статуса личности, что позволяет нам говорить о гарантиях равной защиты прав любого человека, независимо от возрастных признаков. Однако методологически правильное и эффективное с практической точки зрения исследование правового регулирования статуса подрастающих поколений объективно требует предварительной фиксации ведущих терминов «ребенок», «подросток», «несовершеннолетний», «молодой», «молодежь» и их взаимосвязи между собой. Не менее сложной является проблема юридического определения статусной категории «несовершеннолетний».
С теоретико - правовой точки зрения, по верному замечанию Э.Б. Мельниковой, несовершеннолетний - это «человек, не достигший определенного возраста, с достижением которого закон связывает его полную дееспособность, то есть реализацию в полном объеме провозглашенных человеку и гражданину конституцией и другими законами страны субъективных прав и юридических обязанностей» [4, 76]. Международные правовые акты, посвященные проблемам несовершеннолетних, обычно определяют конечную границу несовершеннолетия в 18 лет, однако зачастую делают и оговорку, «если иной возраст не установлен национальным законодательством».
Таким образом, в юриспруденции понятие «несовершеннолетний» во многом является порождением национального законодательства, а потому можно встретить разные его синонимы: «ребенок», «дети», «подросток», «малолетний» и т.д. Так, например, в российском уголовном законодательстве несовершеннолетними признаются лица, «...которым ко времени совершения преступления исполнилось четырнадцать лет, но не исполнилось восемнадцати лет»; в гражданском праве различают термин «малолетний», который относится к лицам в возрасте до 14 лет.
Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124 - ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» в ст. 1 определяет, что «ребенок - это лицо до достижения им возраста 18 лет (совершеннолетия)» [1], а Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120 – ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» содержит понятие «несовершеннолетний» - лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет [2].
Возрастной критерий, выделяющий несовершеннолетнего в качестве специального субъекта конституционно - правовых отношений, дает нам возможность выделить ряд специфических признаков, позволяющих охарактеризовать и разграничить этот правовой институт от многих других, существующих в праве:
- во - первых, временные границы, определяющие период детства. Соответственно, конституционно -правовой статус несовершеннолетнего ограничен временем: в российском праве он существует с момента рождения до достижения человеком совершеннолетия - возраста 18 лет;
- во - вторых, несмотря на правоспособность несовершеннолетнего, которой он обладает фактически с момента рождения, его возможности в реализации установленных законодательством прав и свобод крайне ограниченны:
а) физиологической и социально - психологической беспомощностью (особенно малолетних, до 14 лет);
б) полной либо частичной (по исполнении 14 лет) личной, правовой и социальной зависимостью от родителей (а также лиц, их заменяющих; социальных учреждений и органов государства, несущих ответственность за детей в случае отсутствия родителей, лишения их родительских прав и т.п.);
в) низкой гарантированностью и обеспеченностью правовых регламентаций, часто являющихся декларативными. В одних случаях причиной этого служит несовершенство правовой базы (как, например, в вопросах установления момента рождения человека; правовая незащищенность не родившихся детей на поздних сроках беременности матери); в других - отсутствие реальных условий, обеспечивающих защиту прав ребенка.
Например, в России нет системы специальных учреждений, куда мог бы обратиться ребенок любого возраста, чтобы получить хотя бы временное убежище и правовую помощь (например, подвергшийся насилию со стороны родителей или иных лиц; попавший в конфликтную ситуацию и т.п.).
В юридической науке существует несколько подходов к определению правового статуса личности. Мы разделяем точку зрения, предложенную Е.А. Лукашевой: «Сложные связи, возникающие между государством и индивидом, и взаимоотношения людей друг с другом фиксируются государством в юридической форме - в форме прав, свобод и обязанностей, образующих в своем единстве правовой статус индивида. Правовой статус индивида - одна из важнейших политико - юридических категорий, которая неразрывно связана с социальной структурой общества, уровнем демократии, состоянием законности» [3, с. 54].
С учетом специфики исследуемого нами субъекта правоотношений - несовершеннолетнего мы считаем, что под конституционно - правовым статусом несовершеннолетнего следует понимать совокупность гарантированных Конституцией РФ прав, свобод и обязанностей лица, не достигшего возраста 18 лет.
Структурными элементами конституционно - правового статуса несовершеннолетнего, по нашему мнению, будут выступать:
1) гражданство несовершеннолетнего - то есть устойчивая правовая связь лица, не достигшего 18 - летнего возраста, с Российской Федерацией, выражающаяся в наличии взаимных прав и обязанностей;
2) правоспособность несовершеннолетнего - то есть способность лица, не достигшего возраста 18 лет, иметь с рождения права и обязанности, предусмотренные Основным Законом государства;
3) конституционные принципы - это основополагающие начала, руководящие идеи, провозглашаемые и охраняемые государством, положенные в основу осуществления прав, свобод и обязанностей несовершеннолетних;
4) конституционные права и свободы - закрепленные в Конституции и гарантированные государством возможности, позволяющие несовершеннолетним свободно и самостоятельно избирать вид и меру своего поведения, пользоваться социальными благами, как в личных, так и в общественных интересах;
5) конституционные обязанности - мера должного поведения несовершеннолетнего, установленная правом и обеспеченная возможностью применения принуждения со стороны государства;
6) юридическая ответственность - это применение мер государственного принуждения к несовершеннолетнему в случае нарушения им норм права.
К сожалению, все наши попытки найти в тексте Конституции РФ правовые нормы, непосредственно относящиеся к правовому статусу несовершеннолетнего, не привели к абсолютному успеху. С целью определения правового положения несовершеннолетнего мы классифицировали конституционно - правовые нормы на следующие группы:
1) конституционно - правовые нормы, раскрывающие механизм реализации социальной политики в интересах детей.
Анализ Конституции РФ позволил нам сделать вывод, что стратегия государства в данном направлении лежит через обеспечение поддержки семьи, материнства, отцовства и детства (ч. 2 ст. 7 Конституции РФ);
2) конституционно - правовые нормы, непосредственно затрагивающие особый субъект правоотношений - детей.
В данном случае речь идет о положениях, устанавливающих, что забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей (ч. 2 ст. 38 Конституции РФ), а также норма, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства (ч. 1 ст. 38 Конституции РФ). Однако следует заметить, что дети не обозначены в качестве самостоятельного субъекта правоотношений, а рассматриваются совместно с родителями, семьей, материнством;
3) конституционно - правовые нормы, регламентирующие права, свободы, законные интересы и обязанности личности.
Нами установлено, что термин «каждый», употребляемый в гл. 2 Конституции РФ, равным образом затрагивает правовой статус и взрослых, и детей.
Таким образом, можно сделать вывод, что Конституция Российской Федерации не решает в полном объеме тех задач, которые стоят перед ней в части обеспечения правового статуса несовершеннолетнего. Анализ действующих норм показал, что в гл. 2 Конституции Российской Федерации «Права и свободы человека и гражданина» понятия «ребенок» и «дети» употребляются только в четырех статьях: ст. 7, в которой говорится об обеспечении государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства; ст. 38, которая закрепляет обязанность государства и родителей заботиться о детях; ст. 39, содержащей нормы о социальной защите детей; ст. 43, устанавливающей право на образование. В остальных нормах ребенок лишь подразумевается в качестве субъекта правоотношений и включается в термины «гражданин», «каждый».
Исходя из вышеизложенного нам представляется, что признание несовершеннолетнего личностью, обладающей самостоятельным правовым статусом, и, к сожалению, данный факт не решает проблемы охраны и защиты его прав, свобод и законных интересов.
Мы согласны с мнением Горячевой С.А., которая считает, что «...конституционно - правовой механизм охраны и защиты несовершеннолетних представляет собой взаимосвязанную иерархичную структуру, определяющую систему органов, средства, формы и методы обеспечения прав несовершеннолетних, закрепленные в Конституции РФ и федеральном законодательстве, обеспечивающие наиболее полную и эффективную охрану и защиту детства».
На наш взгляд, ключевым словом в данном определении является «эффективность» охраны и защиты детства. Применительно к реалиям современной России механизм защиты нарушенных прав несовершеннолетних оставляет желать лучшего.
При более детальном рассмотрении особенностей административной защиты нарушенных прав детей мы приходим к выводу о наличии существенных недостатков право исполнения правовых предписаний, несмотря на то что механизм их реализации на сегодняшний день достаточно четко разработан.
Нам представляется, что создание адекватной системы соблюдения, реализации прав несовершеннолетних предполагает формирование и поддержку действенных институтов механизма правовой защиты детства.
Центральное место в системе государственных органов, призванных обеспечивать конституционно - правовую защиту несовершеннолетних, должны занять такие государственные институты, как Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, специализированные правоохранительные органы, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы опеки и попечительства. И несмотря на то, что все перечисленные органы существуют сегодня, их нельзя назвать единой системой, поскольку деятельность органов государственной власти и их должностных лиц разрозненна, несогласованна, должным образом не урегулирована.
Разрешить сложившуюся проблему, несомненно, нелегко, однако повысить эффективность и целесообразность деятельности правозащитных институтов - возможно.
Для этого нам представляется необходимым:
1) оптимизировать деятельность федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти в субъектах Российской Федерации, занимающихся проблемами семьи, материнства, отцовства и детства; обеспечивающих контроль за соблюдением конституционных прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних;
2) нормативно закрепить обязательность регулярных публичных отчетов представителей органов исполнительной власти (например, Министерства образования и науки, Министерства здравоохранения и социального развития, Министерства внутренних дел и др.) перед законодательными органами государственной власти как на федеральном, так и на региональном уровнях;
3) разработать специальные информационные программы по повышению правовой грамотности в области защиты конституционных прав несовершеннолетних для родителей и детей.
Таким образом, мы считаем, что нужны скоординированные действия органов государственной власти и должностных лиц, поскольку от эффективной реализации конституционного принципа, закрепленного в ст. 2 Основного Закона без преувеличения зависит будущее нашей страны.