НАДЗОРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРОКУРАТУРЫ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРАВ ПОДОЗРЕВАЕМОГО И ОБВИНЯЕМОГО НА СВОБОДУ И ЛИЧНУЮ НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ
Секция: Уголовный процесс

XCIX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»
НАДЗОРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРОКУРАТУРЫ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРАВ ПОДОЗРЕВАЕМОГО И ОБВИНЯЕМОГО НА СВОБОДУ И ЛИЧНУЮ НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ
THE SUPERVISORY ACTIVITY OF THE PROSECUTOR'S OFFICE IN ENSURING THE RIGHTS OF THE SUSPECT AND THE ACCUSED TO FREEDOM AND PERSONAL INTEGRITY
Alexey Teplyakov
Master's student, Orenburg State University, Russia, Orenburg
Аннотация. В данной статье рассмотрено понятие прокурорского надзора при обеспечении прав на свободу и личную неприкосновенность. Уделено внимание статистическим данным о нарушениях прав и свобод подозреваемых и обвиняемых.
Abstract. This article examines the concept of prosecutorial supervision in ensuring the rights to freedom and personal integrity. Attention is paid to statistical data on violations of the rights and freedoms of suspects and accused.
Ключевые слова: прокурорский надзор; права граждан; неприкосновенность личности.
Keywords: prosecutorial supervision; citizens' rights; personal inviolability.
Надзор за соблюдением прав граждан – безусловный приоритет в деятельности прокуратуры. Первоочередная задача органов прокуратуры состоит в укреплении законности и правопорядка на поднадзорной территории, которая требует ежедневных надзорных мероприятий в целях соблюдения прав подозреваемого и обвиняемого на свободу и личную неприкосновенность.
В научной литературе существует несколько подходов к определению надзорной деятельности прокуратуры. Так, Ю.Е. Винокуров под «прокурорским надзором понимает специфическую деятельность государственных федеральных органов прокуратуры, осуществляемая от имени Российской Федерации и состоящая в проверке точности соблюдения Конституции РФ и исполнения законов, действующих на ее территории» [1, с. 9]. По мнению А.А. Усачева «прокурорский надзор – это осуществляемая от имени государства деятельность Генерального прокурора РФ и подчиненных ему прокуроров, направленная на обеспечение точного и единообразного исполнения всех законов РФ, на территории всей страны федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом РФ, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, путем принятия мер к выявлению, своевременному устранению любых нарушений законов и привлечению виновных к ответственности» [3, с. 200].
Таким образом, по нашему мнению, «прокурорский надзор» – это один из основных элементов уголовно-правовой системы, который обеспечивает контроль за законностью и правопорядком в деятельности государства и правоохранительных органов. Прокурорский надзор охватывает широкий спектр задач и функций, которые направленны на защиту прав граждан, соблюдение закона, а также предупреждение и устранение правонарушений. Так, надзорная деятельность прокуратуры в обеспечении прав подозреваемого и обвиняемого на свободу и личную неприкосновенность направлена на защиту гражданских прав и свобод, что особенно актуально в отношении лиц, которые находятся под подозрением в совершении преступления.
Прокурорский надзор за обеспечением прав подозреваемого и обвиняемого на свободу и личную неприкосновенность включает несколько ключевых элементов:
– контроль законности уголовного преследования. Прокурор осуществляет надзор за следственными органами и процессуальной деятельностью, проверяя, чтобы все действия проводились в соответствии с законодательством. Это включает регулирование вопросов о законности возбуждения уголовных дел, обоснованности задержаний и арестов, а также соблюдения прав обвиняемых;
– защита прав человека. Прокурор обязан обеспечивать защиту прав и законных интересов как обвиняемых, подозреваемых так и потерпевших. Прокурор должен быть осведомлен о правах участников процессов и следить за их соблюдением на всех стадиях уголовного процесса;
– предотвращение правонарушений. Предотвращение правонарушений через осуществление мониторинга действий правоохранительных органов и профилактика преступности – это одна из задач прокурорского надзора. Прокурор может инициировать специальные проверки и расследования, а также разрабатывать рекомендации по улучшению работы различных органов;
– контроль за исполнением судебных решений. Органы прокуратуры следят за исполнением решений судов, включая обязательные решения по уголовным делам. Это подразумевает надзор за тем, чтобы приговоры и решения были исполнены в полном объеме и в установленный законом срок;
– участие в судебных разбирательствах. Прокуратура представляет государственные интересы в суде, выдвигая обвинения по уголовным делам и доказывая вину обвиняемых. Государственные обвинители могут выступать с ходатайствами о применении мер карательного характера, заслушивая мнения других участников процесса;
– информационное взаимодействие. Важным элементом прокурорского надзора является взаимодействие с другими правоохранительными и контролирующими органами, а также с гражданским обществом. Прокурорская деятельность должна быть прозрачно представлена обществу и обеспечивать обратную связь с ним.
Одним из основных конституционных прав является право на свободу и личную неприкосновенность. Любой гражданин (в том числе подозреваемый и обвиняемый) имеет право на свободу и личную неприкосновенность, за исключением отдельных мер пресечения, для которых требуется решение суда [5]. Так, российский ученый-правовед В.С. Шадрин утверждает, что «любой участвующий в уголовном процессе гражданин, независимо от его процессуального положения, является личностью – человеком, обладающим конституционным правом на признание и охрану его достоинства со стороны государства» [7, с. 8]. Поддерживая данное мнение, отметим, что во-первых, минимальные условия, подходящие для жизни задержанных и заключенных под стражу, являются средством государства, которое сохраняет права личности; во-вторых, не исключается возможность для беспрепятственного доступа человека ко всем средствам обеспечения применения правовых гарантий и возможности обращения в надзорные органы. Прокуроры обязаны незамедлительно, при получении сведений (жалоб) о нарушении прав задержанных и заключенных под стражу, должны проводить их проверку [4].
Изучая статистические данные о нарушениях прав на свободу и личную неприкосновенность, можно отметить, что за 2021 г. поступило 9432 заявления – это, с одной стороны, немногим больше, чем 8923 жалобы в 2020-м, но с другой – существенно меньше, чем 12 782 в 2019-м и 12 148 в 2018-м [6].
В статье журналиста Право.ru Киры Климачевой отмечено, что российские власти, согласно статистике, пренебрегали правом на свободу и личную неприкосновенность» [6]. Такое мнение вызывает недоверие к надзорным функциям, в связи с тем, что прокурор с 2007 г. потерял полномочия по руководству за следствием, в следствии передачи их руководителю следственного органа. По мнению Генерального прокурора А.Я. Чайки «лишение прокуроров ряда надзорных полномочий привело к очевидному дисбалансу правозащитного механизма» [2].
Прокурорский надзор за обеспечением прав подозреваемых на свободу и личную неприкосновенность является важным инструментом для защиты прав и законных интересов лиц, находящихся под подозрением. Эффективный прокурорский надзор способствует формированию справедливой и правовой системы, обеспечивая необходимые гарантии и механизмы защиты прав граждан в уголовном процессе. Это требует от прокуроров профессионализма, ответственности и четкого понимания своих обязанностей перед обществом и законом.
